Относительно роли ветеринарной службы в обеспечении некоторых аспектов национальной безопасности

В связи с поступающими запросами, связанными с передачей на Украине полномочий по контролю за продовольствием и питанием, украинской национальной ветеринарной службе, Россельхознадзор полагает нелишним сделать некоторые разъяснения о принципиальной роли ветеринарной службы в обеспечении интересов национальной безопасности, а также о мировых тенденциях в совершенствовании механизмов контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности пищевой продукции.

Ветеринарная служба любой страны, в соответствии с ключевыми положениями таких международных актов, как Кодекс Алиментариус Всемирной продовольственной организации (ФАО), Кодекс наземных животных и Кодекс водных животных Международного эпизоотического бюро (МЭБ),  имеет ключевое значение в системе осуществления государственной функции в обеспечении продовольственной безопасности (в части создания условий для производства продовольствия высокого качества в  необходимых количествах), продуктовой безопасности (в части обеспечения безопасности пищевой продукции животного происхождения, включая рыбную и морскую продукцию,  для потребителя), и биологической безопасности (защита продуктивных и непродуктивных животных от вспышек заболеваний, в том числе опасных для человека).

Как известно, из всех продуктов питания, наибольший риск потенциальный риск для потребителя несут пищевые продукты животного происхождения. Это  связано в первую очередь с тем обстоятельством, что более 80% заболеваний человека и животных вызываются одними и теми же болезнетворными агентами. Помимо этого, как известно, в подавляющем большинстве случаев риски, связанные с загрязнением пищевой продукции опасными и вредными веществами, а также болезнетворными микроорганизмами, характерны для стадий производства и переработки такой продукции.

В соответствии с рекомендациями МЭБ, обеспечение безопасности производства и первичной переработки пищевой продукции животного происхождения является прерогативой ветеринарной службы. В последние годы Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис о необходимости создания  стабильной интегрированной системы контроля продовольствия по всей пищевой цепи, от производителя сырья до конечного потребителя. Существенную роль в создании такой системы играют ФАО, МЭБ, а также такие исследовательские центры, как Федеральный институт защиты здоровья потребителя и ветеринарной медицины Германии. 

В настоящее время проводится интенсивная работа по усовершенствованию системы обеспечения безопасности продовольствия в таких крупнейших мировых центрах производства продовольствия, как США и Евросоюз. Основой этих систем является нацеленность на сквозной контроль всей системы от фермы до прилавка, оценка рисков и управление ими, оценка продукции требованиям безопасности. На практике такие системы контролируют все стадии производства, начиная от выращивания кормов для животных.

Другим ключевым элементом создаваемой системы является создание механизма прослеживания путей перемещения животных и полученной из них продукции, что требует унифицированного подхода и тесного взаимодействия национальных ветеринарных служб. Большую работу в этом отношении проводит Европейское агентство по продовольствию и ветеринарии.

Недостаточность существующей на общеевропейском пространстве системы обеспечения безопасности продовольствия показали недавние диоксиновый скандал и вспышка высокопатогенного коли-бактериоза, при которой пострадало более трех тысяч человек, более чем у 700 из них развились тяжелые осложнение, а 29 человек в Германии и один в Швеции скончались. Напомним, что первичный источник инфекции так и не был установлен.  Раздробленность и ведомственная разобщенность в отдельных звеньях системы сквозного контроля создает условия для возникновения спорадических вспышек массовых пищевых токсикоинфекций. Это происходит периодически, в частности, и в странах Евросоюза, и в России, и в США.

В США в настоящее время, в том числе на уровне специально созданной Президентской комиссии, а также в Конгрессе, активно прорабатываются варианты создания высокоинтегрированной системы обеспечения национальной продуктовой безопасности, ключевую роль в которой должны сыграть соответствующие подразделения Минсельхоза США. Это связано с тем, что нынешняя американская система, в которой участвуют несколько федеральных ведомств, не может гарантировать полную безопасность потребителя. В результате, пищевые токсикоинфекции поражают в год 76 миллионов американцев, что делает необходимым 325000 госпитализаций и приводит к пяти тысячам смертей. Общий ущерб от заражения пищевой продукции в США оценивается в $152 миллиарда долларов в год. В США, также как и в Евросоюзе, выделяли высокопатогенный штамм кишечной палочки, выявляются другие новые штаммы опасных микроорганизмов.

  Одним из интересных проектов по созданию новой системы сквозного контроля в США стало внедрение на мясоперерабатывающих предприятиях страны Минсельхозом системы контроля в критических точках. Подобная система начинает использоваться и Минсельхозом Канады.

Таким образом, в основных зонах устойчивого аграрного производства идет интенсивный поиск новых организационных возможностей в создании функционально единой системы, способной эффективно контролировать безопасность пищевой продукции на всем пути от фермы до конечного потребителя. Для этого, например, в Новой Зеландии и Австралии, созданы система лабораторного контроля, а также комплекс электронных систем, в режиме реального времени контролирующих безопасность поднадзорной государственному ветеринарному надзору продукции и ее перемещение от фермы до прилавка магазина. В России функции электронного обеспечения надзорной функции в области ветеринарии  играют созданные Россельхознадзором электронные системы «Аргус», «Веста», «Меркурий».

Как показала практика, наиболее эффективные из существующих национальных систем обеспечения продуктовой безопасности организованы на базе национальных ветеринарных служб. Это, например, Новозеландская служба по безопасности продовольствия при Министерстве сельского хозяйства и лесоводства Новой Зеландии, Агентство по агро-продовольствию и ветеринарии Сингапура,  Австралийская служба карантина и инспекции Министерства сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства Австралии, соответствующие службы скандинавских стран. На постсоветском пространстве также имеются примеры передачи всех государственных функций по сквозному контролю безопасности пищевой безопасности ветеринарной службе. В частности, в Литве, органом, ответственным за безопасность пищевой продукции, является Государственная служба продовольствия и ветеринарии

Таким образом, передача всей полноты функций контроля безопасности пищевой продукции на Украине, национальной службе ветеринарной медицины, не является событием экстраординарным и не имеющим аналогов в мировой практике.