ХРОНИКИ ЦЕЛИНЫ: Зерно в первые годы целины хранили даже в Доме культуры

«Город представляет собой нечто убогое, где даже нет своего клуба, а единственный кинотеатр размещен в покосившейся мазанке. В городе, превращенном в окружной центр, только два-три кирпичных здания, множество глинобитных хибарок, школа и две церкви на берегу Алей. Строить же город не из чего и не на что. Недостаточно денег и нет строительных материаловh» - так писал в своем отчете нарком просвещения А.В. Луначарский после поездки вместе со И.В.Сталиным в 1928 году в Рубцовск, который стал в будущем центром переработки зерна южной части Алтайского края.
Поводом для посещения главными персонами того времени неприметного места - станции Рубцовка Омской железной дороги - стал продовольственный кризис, бушевавший в стране. Специалисты той эпохи говорили, что плодородная алтайская земля тех мест только и ждала, когда первое зерно упадет в нее, чтобы расплатиться потом небывалым урожаем. И они не ошиблись.
Приезд главных лиц страны позволил ускорить вопрос о необходимости строительства в Алейске, Поспелихе и Рубцовске крупных комплексов по приемке зерна от хлебосдатчиков и переработке его в муку и крупу.
Единственная существующая на тот момент паровая мельница, построенная еще купцом Белогоровым в 1916 году, производительностью в 12 тонн в сутки, не могла обеспечивать нарастающие объемы.
В 1928 году Всесоюзное общество «Союзполевод» сдало в эксплуатацию механизированное зернохранилище. Это был первый на Алтае элеватор деревянной конструкции типа «Канадский», емкость которого достигала 1100 тонн, и оснащен он был приемным устройством для разгрузки зерна с гужевого транспорта.
Уже в 1930 году началось строительство мельзавода. Через два с половиной года современный механизированный комплекс по переработке зерна в сортовую муку производительностью 200 тонн в сутки был сдан в эксплуатацию. Кроме мельницы в это время были запущены элеватор емкостью 10000 тонн, склад такой же емкости, приемный амбар для разгрузки гужевого транспорта, паровая машина мощностью 510 лошадиных сил, дизельгенератор n 200 лошадиных сил.
Производительность мельниц этого времени неуклонно росла. Строились и запускались новые производства. Так, в 1933 году начала работу зерносушилка марки «Рондольф», вторая очередь элеватора, два зерновых склада.
Так маленький элеватор местного купца становился гигантом зернохранилища и переработки степной зоны края.
Судьбоносный поворот в жизни железнодорожной станции, развивающей зерноперерабатывающую и мукомольную отрасли с конца 20-х годов, случился в 1953 году. Когда правительство страны признало слабое развитие сельского хозяйства и острую нехватку зерна и его продуктов, было принято решение о расширении посевных площадей. В один из трех основных регионов освоения целинных земель попал и Алтай, располагавший большими резервами земельных ресурсов.
Когда целинный пленум в Москве еще не окончил свою работу, в эту же ночь, с 28 февраля на 1 марта 1954 года, в Барнаул уже прибыл первый эшелон с целинниками. Это были 250 молодых людей, не испугавшихся трудностей и прибывших в числе первых покорять нетронутые земли Алтая.
Поезд прибыл в 6 утра, на улице стоял самый настоящий сибирский 40-градусный мороз, но даже это не стало препятствием для сотен барнаульцев, пожелавших лично встретить на вокзале этих новых героев n покорителей целины.
С самых первых лет начала целины государство, зная будущие перспективы, выделяло большие финансовые ресурсы.
Как вспоминает одна из первоцелинниц Елена Илларионовна Богатова, работница ОАО «Мельник», которая пришла на производство в качестве лаборанта в 15 с небольшим лет, первый целинный год стал богатым на урожай. После того, как все имеющиеся зернохранилища мельзавода были засыпаны зерном от хлебосдатчиков, в ход пошло помещение местного клуба, ставшее не только центром культуры, но и продовольствия. Небывалый зерновой поток направили также в хлебоприемные пункты «Заготзерно», а также в новые цеха завода АТЗ. Как говорили современники, полным ходом шла битва за урожай. За первые два года было выращено и сохранено 18 млн. тонн зерна.
Период 50-середины 60-х подготовил хорошую базу для последующих поколений сельхозпереработчиков: построены силосный корпус для хранения зерна, зерносушилка на жидком топливе, приемное устройство для автомобилепогрузчиков.
В 1957 году произошло знаковое событие для зерноперерабатывающей отрасли Рубцовска: объединили мельзавод № 16 и хлебоприемный пункт «Заготзерно», на их базе был создан Рубцовский комбинат хлебопродуктов. После объединения было начато строительство зерноскладов без механизации. В силу отсутствия механизации в 1957 году было привлечено 1200 человек для приемки зерна.
Освоение новых земель внесло существенные коррективы в работу и дальнейшее развитие зерноперерабатывающих и хлебоприемных пунктов региона. Неопровержимым оставался один факт: имеющиеся емкости хранения зерна не смогли обеспечить размещение всего объема целинного хлеба. Хлеб размещался под навесами, на открытых площадках, в неприспособленных помещениях.
Для того, чтобы ликвидировать дефицит зерновых мощностей, с 1957 по 1965 годы на Рубцовском мелькомбинате были построены: элеватор емкостью 25 000 тонн, зерносушилка, глубинные хлебоприемные пункты: зерносклады и зерносушилка в с. Назаровка, с. Веселый Яр.
Переломные годы в становлении и развитии будущего ОАО «Мельник» невозможно было пройти без профессионалов своего дела, которые и заложили базу для последователей. На предприятии эти годы трудились ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, а также общее дело послужило созданию трудовых династий. Для многих целина стала не просто этапом в жизни, целина стала для них всей жизнью.