Подкачивающие помпы

Подкачивающая помпа нужна для нагнетания топлива под давлением 1,5 кгс/см2 через фильтры к топливном насосу и поддержания в его головке постоянного давления на всех режимах работ двигателя трактора. Если указанное давление топлива снижается, то это приводит к неравномерной подаче его в отдельные цилиндры и снижению мощности двигателя.

Поршневая помпа. На некоторых двигателях ставится поршневая (плунжерная) подкачивающая помпа и только на двигателе Д-108 — шестеренчатая. Поршневая подкачивающая помпа получает привод от эксцентрика кулачкового вала топливного насоса. Устройство и схема действия помпы, смонтированной с насосом типа ТН двигателя СМД-14, показаны на рис. ниже.

поршневая подкачивающая помпа в тракторных двигателях

Поршневая подкачивающая помпа:

а — устройство помпы; бив — схемы работы помпы; 1— корпус помпы. 2— толкатель, 3—пружина толкателя 4 — стержень (шток) толкателя; 5 — поршень; 6 — перепускной клапан; 7 — пружина поршня; 8 — впускной клапан; 9 — пружина клапана; 10 — насос ручной подкачки; 11 — эксцентрик вала топливного насоса

Помпа имеет чугунный корпус 1, поршень 5 с пружиной 7, впускной 8 и перепускной 6 клапаны с пружинами, роликовый толкатель 2 со стержнем (штоком) 4 и насос ручной подкачки 10. Стержень 4 перемещается во втулке, ввернутой в корпус.

Топливо перекачивается поршнем 5, который совершает два хода.

Первый ход — подготовительный. Эксцентрик 11 вала насоса перемещает поршень в сторону всасывающей камеры А. При этом пружина 7 сжимается, топливо вытесняется из камеры А через отверстие под клапаном 6 и по каналу В перетекает в камеру Б.

Второй ход — рабочий. Выступающая часть эксцентрика отходит от толкателя 2, поршень перемещается сжатой пружиной 7 в сторону камеры Б. При этом в камере А создается разрежение, она заполняется новой порцией топлива, а в камере Б — давление, под действием которого топливо через канал В нагнетается к фильтрам.

Если сопротивление фильтров увеличивается, то возрастает противодавление топлива в нагнетательной полости помпы. В результате этого пружина 7 не может вернуть поршень в его прежнее положение, уменьшаются рабочий ход поршня и производительность помпы.

При большом загрязнении фильтров поршень, перемещенный толкателем в камеру  А, останется неподвижным даже после того, как толкатель будет отведен пружиной 3 от поршня. Нагнетание топлива прекратится. Чтобы восстановить работу помпы, загрязненные фильтрующие элементы заменяют чистыми.

Насос ручной подкачки используют для заполнения топливом фильтров и головки топливного насоса перед пуском двигателя и удаления воздуха из топливной системы. При перемещении поршня этого вверх топливо заполняет всасывающую полость помпы, а при движении поршня вниз топливо из всасывающей полости поступает к фильтру, минуя нагнетательную полость. После прокачки топливной системы ручным насосом его рукоятку завертывают до отказа, чтобы избежать попадания воздуха в помпу.

Поршневая подкачивающая помпа, смонтированная с насосом УТН (двигатель ДТ-50 и другие), действует так же, как описано выше.

Она отличается меньшими размерами, другой формой корпуса, имеет плоский (без ролика) толкатель и иное взаимное расположение деталей.

Двухплунжерная помпа. Топливный насос распределительного типа НД-21, который ставится на таких тракторных двигателях, как Д-37Е и Д-21, имеет плунжерную подкачивающую помпу повышенного давления с насосом ручной подкачки. Помпа крепится к топливному насосу и получает привод от эксцентрика его кулачкового вала.

схема действия двухплунжерной подкачивающей помпы топливного насоса НД-21

Схема действия двухплунжерной подкачивающей помпы топливного насоса НД-21:

а — процесс всасывания; б — процесс нагнетания; в — перепуск топлива; 1 — эксцентрик вала насоса; 2 — рабочий плунжер; 3 — пружина рабочего плунжера; 4 — корпус помпы; 5 — отверстие ввода топлива из фильтра грубой очистки; 6 — пружина перепускного плунжера; 7 — перепускной плунжер; 8 — продольные канавки на цилиндрической поверхности перепускного плунжера; 9 — отверстие для отвода топлива к фильтру тонкой очистки; 10 — отверстие для подвода топлива из отсечной полости топливного насоса; 11— пружина нагнетательного клапана; 12— нагнетательный клапан; 13 — насос ручной подкачки: 14 — всасывающий клапан; 15 — направляющая втулка клапана; 16 — отверстие в рабочем плунжере; 17 — пружина всасывающего клапана

В корпусе помпы (рис. выше) помещаются рабочий плунжер 2 со всасывающим клапаном 14, нагнетательный клапан 12 и перепускной плунжер 7, пружина которого поддерживает постоянное давление нагнетания топлива (2,3 кгс/см2 при 800 об/мин).

Процесс всасывания начинается, когда эксцентрик 1 кулачкового вала поворачивается вверх. При этом пружина 3 перемещает рабочий плунжер 2 в ту же сторону. В полости Б под всасывающим клапаном создается разрежение, поэтому клапан 14 открывается, топливо поступает из полости А в полость Б.

Процесс нагнетания топлива начинается, когда эксцентрик 1 перемещает рабочий плунжер, 2 вниз, создавая под всасывающим клапаном 14 давление топлива. Когда давление превышает упругость пружины 11 нагнетательного клапана, он открывается, топливо нагнетается в полость под перепускным плунжером 7. Отсюда оно отводится через отверстие 9 к фильтру тонкой очистки.

Одновременно топливо заполняет продольные канавки 8, имеющиеся на цилиндрической поверхности перепускного плунжера, и немного приподнимают его. Образуется щель, через которую топливо отводится из отсечной полости топливного насоса (путь топлива показан на рис. б стрелками).

Если давление топлива, нагнетаемого к фильтру тонкой очистки, превысит нормальное (например, из-за засорения фильтра), то перепускной плунжер давлением топлива поднимается еще выше, перепуская топливо из полости нагнетания Б в полость всасывания А. Так автоматически регулируется производительность помпы и поддерживается постоянное давление нагнетания.

Шестеренчатая подкачивающая помпа. Эта помпа присоединена к корпусу регулятора двигателя Д-108, в действие она приводится от вала регулятора. Устройство и схема ее работы показаны на рис. 33.

Ведущая и ведомая шестерни вращаются в корпусе 2, закрытом сверху корпусом помпы 10, а снизу — плитой 1. Эти сопрягаемые поверхности и торцы шестерен притерты и смазаны перед сборкой тонким слоем клея БФ-4 для устранения течи топлива. Валик помпы вращается в бронзовых втулках. Конструкция и расположение остальных деталей показаны на рис. ниже.

 

шестеренчатая подкачивающая помпа тракторного двигателя Д-108 и схема ее работы

Шестеренчатая подкачивающая помпа двигателя Д-108 и схема ее работы:

1— плита корпуса шестерен; 2 — корпус шестерен; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — направляющая трубка нагнетательного канала; 5 — резиновое уплотнительное кольцо; 6 — приводная шестерня; 7 — валик помпы; 8 — корпус сальников; 9 — сальники; 10 — корпус помпы; 11 — перепускной клапан; 12 — пружина клапана; 13 и 14 — ведущая и ведомая шестерни помпы; 15 — корпус перепускного клапана

Шестерни 13 и 14, вращаясь, отсасывают, топливо из бака. Через фильтр грубой очистки оно поступает во всасывающую полость А. При этом впадинами между зубцами шестерен топливо увлекается в нагнетательную полость Б. Когда зуб одной шестерни входит во впадину другой, топливо из нее выжимается, создается давление, под действием которого топливо нагнетается из помпы через фильтр тонкой очистки в топливный насос.

Если расход топлива мал или засорились фильтры, то давление в полости Б возрастает, перепускной клапан 11 открывается, через него часть топлива возвращается во всасывающую полость А. Так этот клапан поддерживает давление топлива в пределах 0,8— 1,1 кгс/см2.

Уход за подкачивающей помпой сводится к очистке перепускного клапана в случае его загрязнения. Оно проявляется тем, что стрелка манометра начинает колебаться, давление топлива падает, двигатель работает неравномерно.

Виды сельскохозяйственной деятельности:

Новые видео
Встроенная миниатюра for Применение аэратора зернового ПВУ-1
Применение аэратора
Встроенная миниатюра for Клубника садовая
Клубника садовая
Встроенная миниатюра for Биогаз в России
Биогаз в России
Встроенная миниатюра for Овцы и бараны романовской породы - племенные
Овцы и бараны романовской
Встроенная миниатюра for Если во время инкубации не было электричества длительное время, не опускаем руки
Если во время инкубации не
Встроенная миниатюра for Переезд в деревню. Временное жилье. Обзор каркасной бытовки
Переезд в деревню.
Встроенная миниатюра for Бараны и овцы
Бараны и овцы
Встроенная миниатюра for Грибы: как это работает
Грибы: как это работает
Встроенная миниатюра for Альтернативная энергия, солнечная электростанция в селе
Альтернативная энергия,
Встроенная миниатюра for Выгонка зеленого лука на перо
Выгонка зеленого лука на
Встроенная миниатюра for Картошка под сеном
Картошка под сеном
Встроенная миниатюра for Финишный откорм бычков калмыцкой породы
Финишный откорм бычков