Порядок изъятия земельных участков по новому законодательству

Эксперты ФГБУ «ФЭПЦ АПК» уже писали ранее о принятом Федеральном законе от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уточнившем основания и порядок изъятия земельных участков в случае их нерадивого использования. Вследствие особой важности принятых изменений и дополнений для развития правового регулирования отношений в сфере землепользования, экспертами ФГБУ «ФЭПЦ АПК» будет подготовлен ряд публикаций, комментирующих отдельные положения принятого закона. Настоящий материал посвящен порядку изъятия земельных участков ввиду их ненадлежащего использования.
Он распространяется на земельные участки, предоставленные на ограниченных вещных правах пожизненного наследуемого владения, а также постоянного (бессрочного) пользования. По общему правилу изъятие осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после привлечения лица к административной ответственности за данное нарушение и назначения ему административного наказания).
Однако в случае, если речь идет о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений) вследствие ненадлежащего использования земельного участка, данное решение принимается в административном порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исполнительным органов государственной власти или органом местного самоуправления (земельный участок изымается при условии не устранения ненадлежащего использования земельного участка).
Отдельно урегулированы случаи выявления ненадлежащего использования земельного участка при осуществлении государственного земельного надзора. В данной ситуации уполномоченные федеральные органы исполнительной власти выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения по форме, установленной уполномоченным правительством федеральным исполнительным органом. В случае неустранения указанных в предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных, связанных с результатами проверки документов, в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Данный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения указанных материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, принимает решение об изъятии земельного участка во внесудебном порядке, то есть самостоятельно.
Особенности имеет регулирование вопросов государственной регистрации прав в связи с изъятием участков. Если запись о праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком имеется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (ЕГРП), то соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка. Также соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в ЕГРП, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка. Следует также подчеркнуть, что принятое в административном порядке решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в судебном порядке. При этом необходимо подчеркнуть, что принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.
Учитывая то, что подведомственной Минсельхозу России Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлены полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, данный комментарий может быть использован в том числе в практической деятельности данного находящегося в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.