Поездка в СПК «Глинское» Свердловской области

Компании Lely Rus и «Новатекс» организовали в Екатеринбурге семинар, а потом поездку в СПК «Глинское» Свердловской области, где установлены действующие роботы Lely Astronaut 4

После яркого и познавательного семинара нас посадили в автобусы, и мы поехали в Режевской район Свердловской области, в СПК «Глинское».

Приезд слушателей к ферме СПК "Глинское"

Там нас встречал председатель СПК «Глинское» Никитин Александр Вениаминович.

После того, как мы (журналисты, преподаватели сельхоз-ВУЗов, фермеры, дилеры и другие заинтересованные люди) собственными глазами познакомились с самим хозяйством, с тем, как все организовано и живет,

Практический показ робота Lely Astronaut 4 в работе

Никитин Александр Вениаминович рассказал о своем хозяйстве.

СПК «Глинское» был организован в 1993 году на базе совхоза «Глинский». Сегодня в хозяйстве работают 300 человек.

Территория хозяйства включает три населенных пункта — деревню Ощепково, деревню Голендухино и центральную усадьбу — село Глинское.

С 2009 года хозяйство является племрепродуктором по разведению КРС черно-пестрой породы. На территории СПК работают и социально бытовые организации — Глинская средняя школа, ОВП — бывшая больница, Дом Культуры, детский сад, спортивный зал.

Средняя заработная плата в хозяйстве — 19 973 рубля. Форма собственности коллективно-долевая.

Средний возраст рабочих 48 лет — молодежи очень мало.

С жильем есть проблемы, это отдельный разговор.

Основное направление деятельности нашего предприятия — это производство молока и выращивание КРС, выращивание зерновых и кормовых культур на корм скоту.

Структура хозяйства — цеховая. Состоит из трех цехов: животноводства, растениеводства и инженерный отдел.

На территории СПК расположены три основных объекта:

в деревне Голендухино — молочно-товарная ферма на 220 голов;
в Ощепково, где мы с вами были, дойный двор на 258 коров, но мы его не заполнили, пока только 126 голов;
и в Глинском основной комплекс постройки 1975 года — молочный комплекс, в котором сейчас 90 голов.

Также здесь расположены центральные мастерские, машинный комплекс, столярный цех, пилорама, наша столовая, нефтебаза, автогараж.

Сельхозугодий в хозяйстве 6 621 гектар, из них пашни — 5 783 гектара, зерновой клин составляет 2 900 гектар. Урожайность в прошлом году составила 23.7 центнера с гектара, валовой сбор 6 025 тонн, себестоимость зерна 8.50 рублей, до 2014 года себестоимость была 6 рублей.

В прошлый год были очень сложные погодные условия, заканчивали уборку под снегом, приходилось все пересушивать, зерно было влажное, и мы понесли большие затраты.

Заготовили в прошлом году 500 тонн сена, сенажа и силоса — 24 327 тонн. Что составило 33.2 кормовых единиц на одну условную голову. Себестоимость сенажа — 166 рублей за центнер. Поголовье составляет 2 593 головы, на молочных фермах 220 и 210 голов. Удой на фуражную корову составил 6 556 килограммов.

Себестоимость молока 14.79 рублей. Сдаем на три молокозавода, средняя цена реализации 20 рублей.

Молоко у нас высшего и первого сорта. Высшего — 40.6% и 59.4% идет первым сортом.

Молоко требуется, молока не хватает, вот и приходится наращивать производство, расширять фермы, увеличивать поголовье скота.

Вот по той ферме, которую мы с вами посмотрели, руководством в 2013 году было принято решение о приобретении роботов. Так как существует нехватка кадров,и по другому увеличить производство просто не реально.

Нельзя просто увеличить поголовье, увеличивая нагрузку на доярок. За лето перестроили ферму, поставили туда нетелей. Зиму пережили, стали устанавливать роботов.

Взяли кредит, нашли партнеров — ООО «Новатекс», генеральный директор — Ильдар Карабаев. Пришли к соглашению приобретать роботов компании Lely.

Наши специалисты выезжали в Татарстан в хозяйство, где уже работают такие роботы. Посмотрели, им все понравилось, и решили так же делать у себя.

В мае 2014 года получили кредиты, сделали проплаты, и пошла поставка продукции фирмы Lely.

Работы было много — и перестраивали, и бетонировали. Конечно, было тяжело, но 6 августа мы запустили первое доение.

Все руководство нашего хозяйства и нашего сельхозуправления присутствовало на запуске. Первое время коров приходилось подтаскивать, заталкивать. Сначала они у нас не шли на дойку. Кто-то сегодня спрашивал, сколько голов силой заводим на доение, сейчас они почти все сами заходят, может 2-3 заупрямятся за все время лактации. Заводили в стойло и доили. Процесс пошел, работа большая, конечно, не легко было перестроиться, непривычно, когда переходишь с привязи, с традиционного доения на роботизированное.

Этого еще никто не применял тут у нас в районе. Сейчас вы видели — у нас идет постоянная модернизация, постоянная реконструкция, что-то достраиваем.

Понятно, что это не вновь построенный корпус — где-то что-то не нравится, но что делать, теперь у нас дороги обратно нет, все запущено, все работает. В дальнейших планах поставить второй двор. Каркас у нас стоит, стены стоят, нужно оснастить оборудованием и думать о приобретении еще двух роботов. В планах на будущий год — все установить, но не знаю, как получится. Но мы от своих планов не отказываемся, я думаю, установим стойловое оборудование, скрепер, коврики, навозные каналы, вентиляцию. Ну а на будущий год будем думать. Я думаю, все-таки поставим роботов, так что будем сотрудничать с компанией Lely, компанией «Новатекс», которая в результате это сделает.

Я, в основном, познакомил вас с нашим хозяйством.

Вопросы слушателей с мест:

Занимаетесь ли вы обезроживанием? Есть ли травматизм?

Травматизм, конечно, есть, обезроживанием мы не занимались, потому что не рассчитывали на свободное содержание. А сейчас думаем наладить этот процесс у телят.

А окупаемость у вас какая? Что показал опыт?

Конечно, мы считали, когда рассматривали проект. Но сейчас кризис, и цифры изменились, сейчас окупаемость стала 6.9, считайте, все 7 лет.

Субсидии получили?

Субсидии на оборудование мы получили. Так как проекта из проектной организации у нас не было, то на субсидии на строительство мы не подавали. Строили своими силами, понятно, что не сами мы, где-то и наши работники, но в основном, это наемные бригады, а мы оплачивали им работу. Скажу по стоимости, вот этот корпус, в котором сейчас находятся роботы, обошелся нам в 13 миллионов, это без оборудования. Двор обошелся в 16 миллионов, плюс роботы 17 миллионов — два робота, плюс молочный танк 2.5 миллиона, плюс «ставка» там находится, молочный цех, оператор сидит, это было старое здание, мы его до фундамента разрушили, заново построили — еще почти 9 миллионов. Все строительство и оборудование, сюда входят и два телятника холодного содержания, все вместе 49 миллионов — с оборудованием, со всеми материалами — все-все-все.

Дотации получили 70% за роботов и 40% за остальное оборудование.

Какие еще субсидии в Вашем регионе?

На молоко субсидию выделяют, несвязанная поддержка погектарная. В прошлом году была 450 рублей, в 2015 — 482 рубля за гектар.

Антон Новиков и Николай Докучаев