Коллегия комитета сельского хозяйства Волгоградской области обозначила актуальные для развития АПК вопросы

29 апреля состоялось расширенное заседание коллегии облкомсельхоза совместно с главами муниципальных образований Волгоградской области. Главными вопросами, рассмотренными членами коллегии, стали развитие мелиорации и овощеводства, совершенствование государственной поддержки АПК и ход реализации инвестиционных проектов в районах области.
Заместитель председателя облкомсельхоза Л.А.Сюльев в своем докладе рассказал о состоянии объектов мелиорации в регионе и реализуемых проектах по строительству и реконструкции орошаемых площадей, а также о планах, которые ставят перед собой органы управления АПК по развитию овощеводства.
Л.А.Сюльев отметил, что значение мелиорации как гаранта получения устойчивых урожаев и развития сельхозпроизводства региона неоценимо. Также мелиорация служит обводнению сельских территории. Однако большая часть введенных в эксплуатацию 30-40 лет назад оросительных систем и объектов гидромелиоративного комплекса пришли в состояние физического износа, уменьшилась площадь орошаемых земель с 176,0 тыс. га (в том числе регулярного орошения 132,0 тыс. га, лиманного и влагозарядкового орошения n 44,0 тыс. га) в 2,5 раза.
В 2014 году поливы осуществлялись на площади 30,3 тыс. га регулярного и 0,23 тыс. га лиманного орошения. Тем не менее, подчеркнул докладчик, площадь орошаемых участков, которые могут быть введены в оборот без больших затрат на реконструкцию, составляет более 30 тыс. га.
Основным видом производства на орошении стало выращивание овощных культур, картофеля и бахчевых. В 2014 году в регионе произведено 804 тыс. тонн овощей, около 400 тыс. тонн картофеля и почти 250 тыс. тонн бахчевых и более 190 тыс. тонн плодов и винограда.
В структуре овощной продукции первое место занимает лук репчатый
(33 %), второе место n томаты (около 15 %), доля моркови составляет 14 %.
По овощам закрытого грунта в 2014 году предприятиями (СПК Тепличный, ООО «Овощевод», Агрокомплекс «Волжский», ГУП ВОСХП «Заря») получено 22,9 тыс. тонн. При этом введены в эксплуатацию современные теплицы в Агрокомплексе «Волжский» (13,1 га) и ООО «Овощевод» (4,6 га). В 2015 г. ожидается увеличение производства овощей закрытого грунта до 31 тыс. тонн. По овощам открытого грунта в 2015 году предполагается небольшое увеличение орошаемых площадей.
Среди проблем, препятствующих развитию овощеводства, - увеличение себестоимости (рост тарифов на электроэнергию, рост цен на семена, удобрения, затраты на строительство орошения), нехватка мощностей по хранению и подработке (программа по строительству логистических центров.
Для компенсации затрат на электроэнергию предусмотрена субсидия на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей за подачу воды на орошение сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственное водоснабжение. Это наиболее существенная поддержка в орошаемом земледелии. В 2015 году на компенсацию части затрат за подачу воды на орошение предусмотрено 50 млн руб. При этом компенсироваться будут затраты сельхозтоваропроизводителей, произведенные в 2014 году, достигших установленных показателей урожайности.
Затраты на строительство систем орошения достаточно высоки, они составляют в среднем 150 тыс. рублей на 1 гектар. В 2011 году была начата реализация областной целевой программы «Развитие орошаемого земледелия для производства плодоовощной продукции и кормопроизводства Волгоградской области», которая предусматривала господдержку сельхозтоваропроизводителей на выполненные работы по проектированию, строительству и реконструкции внутрихозяйственных оросительных сетей и напорных трубопроводов. На эти цели было направлено порядка 230 млн руб. из федерального и областного бюджета, благодаря чему хозяйства построили и реконструировали 9,5 тыс. га орошаемых площадей, приобрели 21 современный оросительный комплекс: дождевальные машины нового поколения на сумму 102,2 млн рублей.
Однако в 2012 году снижение размера субсидий с 80 до 50 % сказалось на результативности по вводу орошаемых земель - всего 4,4 тыс. гектаров.
В 2013 и 2014 годах поддержка мелиоративной отрасли составила почти 150,0 млн рублей, в результате построено и реконструировано 7,70 тыс. гектаров орошаемых земель, приобретено 23 дождевальных машин.
На 2015 год запланировано ввести в строй 2,9 тыс. гектаров. В областном бюджете на эту субсидию предусмотрено 50 млн рублей. Предварительный отбор по участию в федеральной целевой программе мелиорации Волгоградская область прошла.
Губернатор А.И. Бочаров поставил задачу подготовить долгосрочный пятилетний проект (до 2020 г.) по восстановлению в регионе орошения. Предполагается, что аграрии будут получать до 50% субсидий за покупку оросительной техники. А для стимулирования участия в проектах по строительству орошения не только крупных, но небольших хозяйств и К(Ф)Х ведется работа по снижению требований к проектно-сметной документации: прорабатывается вопрос с Минсельхозом России о возможности подготовки проектной документации и прохождения негосударственной экспертизы, что позволит снизить затраты и участвовать в программе небольшим хозяйствам, в том числе при строительстве капельного орошения.
Достижение таких целей возможно только при изменении условий господдержки по долевому софинансированию из федерального бюджета с 50 до 80%, что позволит компенсировать сельхозтоваропроизводителям до 70% затрат на строительство объектов мелиорации.
Еще одна субсидия, предоставляемая комитетом, n на возмещение части затрат на приобретение семян. С этого года хозяйства смогут получить субсидию на возмещение затрат на приобретение семян F1 при условии присутствия их в каталоге селекционных испытаний для нашего региона.
Так, ставка субсидии на семена картофеля, включая суперэлиту и элиту n 5000 рублей (+ 423 руб. за тонну из областного бюджета). Овощные и бахчевые культуры, включая суперэлиту, элиту и F1 n 30 % от стоимости семян + 10 % из областного бюджета.
На коллегии было подчеркнуто, что для решения проблемы сбыта овощной продукции необходимо создавать благоприятные условия для строительства логистических центров и перерабатывающих предприятий. Наличие на таких объектов позволит снять неуверенность крестьян в сбыте выращенной продукции, тем самым даст возможность расширить посевные площади под орошением и использовать невостребованные мощности по подаче воды на поля. Для этих целей в бюджете предусмотрена субсидия для компенсации части затрат для строительства таких комплексов.
В настоящее время поливной сезон начался: с участием оросительных систем, находящихся в собственности Волгоградской области, поливается около 1000 га, решаются вопросы по подаче воды на другие площади в районах, занятых производством овощных и кормовых культур. О подготовке гидромелиоративных объектов к поливному сезону рассказал участникам коллегии директор ФГБУ «Управление «Волгоградмелиоводхоз» А.В.Соловьев. Головные насосные станции все в рабочем состоянии. Прогноз n объем сброса воды в 2 раза меньше, чем 3-5 года назад. Определены объемы работ, подписано соглашение о финансировании в Быковском, Городищенском районах, есть вопросы по Светлоярскому району. А.В.Соловьев попросил сельхозтоваропроизводителей подойти рационально к формированию структуры посевных площадей под овощные культуры (чтобы поздние культуры были размещены поближе к магистральному каналу, ГНС). Процесс водоподачи и взаимоотношения с сельхозтоваропроизводителями и поставщиками электроэнергии будет в 2015 году строиться по тем же принципам, что и в 2014 году.
Заместитель главы администрации Городищенского муниципального района С.П.Чумаков рассказал о системе водопользования в Городищенском муниципальном районе (около 340 водопользователей): в районе создан алгоритм учета при посредстве администрации района и проверок. А начальник сельхозотдела Быковского муниципального района С.Е.Шепаев поделился опытом развития орошения в районе (всего n 23 тыс.га орошения): орошение развивается вдоль каналов, что создает условия для повышения урожайности овощных культур. В районе ведется учет движения земли при смене собственников.
Также на коллегии отмечалось значение отчетности для развития отраслей овощеводства и мелиорации и предоставления государственной поддержки в полном объеме. Задача органов управления АПК - максимально учесть все орошаемые участки и количество произведенной продукции, что позволит привлечь требуемые бюджетные средства на поддержку сельхозтоваропроизводителей.
В.В.Иванов о создании перечня участников проектов строительства орошаемых участков. Облкомсельхоз добился учета своей позиции в Минсельхозе России, чтобы господдержка оказывалась инвестору не в течение года с начала реализации проекта, а в течение двух лет. Наша задача n ввести в оборот 30 тыс. га орошения до 2020 года дополнительно, в чем должны помочь муниципальные власти.
Заместитель председателя комитета М.В.Морозова в докладе остановилась на вопросах оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства в 2015 году. На сегодня между Администрацией Волгоградской области и Минсельхозом России заключено соглашение и четыре дополнительных соглашения к нему о предоставлении бюджету Волгоградской области из средств федерального бюджета субсидий на общую сумму 1565,1 млн рублей. Общий объем финансирования из федерального бюджета должен составить 1670,6 млн рублей. До сельхозтоваропроизводителей доведены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, несвязанная поддержка, субсидии на поддержку многолетних насаждений, по страхованию урожая сельхозкультур и сельскохозяйственных животных, за реализованное молоко, на поддержку овцеводства, гранты начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм.
Пятое соглашение с Минсельхозом России предполагает выделение субсидий бюджету Волгоградской области в размере 566,4 млн рублей (на приобретение элитных семян, на поддержку многолетних насаждений, на поддержку племенного животноводства, несвязанную поддержку, за реализованное молоко, на содержание поголовья коров мясного направления продуктивности).
Фактически на конец апреля 2015 года перечислено сельхозтоваропроизводителям 603,4 млн рублей средств федерального бюджета (36% общего финансирования), 332,8 млн рублей n из областного бюджета (также около 36% общего финансирования). Процент освоения федеральных средств в Волгоградской области выше, чем в среднем по России (30,37 % против 25,34 %).
М.В.Морозова обратила внимание участников коллегии на необходимость соблюдать требования к предоставлению документов на получение субсидий (пакеты документов должны быть пронумерованы постранично, прошиты и заверены подписью и печатью сельхозтоваропроизводителя). В 2015 году в порядки предоставления субсидий вносятся новые условия для получателей субсидий: отсутствие в отношении сельхозтоваропроизводителя процедуры ликвидации, решения о банкротстве и об открытии конкурсного производства, государственная регистрация и постановка на налоговый учет на территории Волгоградской области, и, конечно, отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, штрафов и т.д.(за исключением сумм, на которые представлена отсрочка, рассрочка, приостановление к взысканию или имеется реструктурированный инвестиционный кредит).
В 2015 году сохраняются условия о представлении отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК, в том числе К(Ф)Х, по формам, утвержденным Минсельхозом России, а также о заключении соглашения о предоставлении субсидии между сельхозтоваропроизводителем и облкомсельхозом, при этом получатель субсидии обязуется выполнить определенные показатели результативности использования субсидий (заработная плата, объем производства в той или иной отрасли).
Третьим вопросом на повестке заседания была инвестиционная деятельность в регионе. Как подчеркнула заместитель председателя облкомсельхоза Е.А.Тарасова, инвестиционные проекты - главная движущая сила в развитии сельского хозяйства, АПК и сельских территорий.
Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области сделаны такие шаги для обеспечения мер по развитию инвестиционной деятельности в регионе, как комплексное обучение глав сельских поселений и заместителей глав всех районов механизмам реализации государственных программ и предоставления мер поддержки (по итогам обучения все главы поселений представили комплексные планы развития поселений на основе инвестиционных проектов) и впервые проведенная «Инвестиционная сессия», на которой были рассмотрены 340 инвестпроектов с общим объемом инвестиций в течение трех лет 80 млрд рублей. Наибольшее количество проектов и инвестиций предполагается реализовать в животноводстве, переработке, логистике, мелиорации.
Комитет сельского хозяйства проводит на адресную работу с инвесторами: определены отраслевые специалисты, которые курируют все вопросы реализации профильных проектов. Обеспечивается информационная поддержка мониторинга реализации инвестпроектов в Региональной информационной системе. На сегодня в систему РИАС внесено 347 проектов.
С учетом принципа территориального развития n то есть охвата всех сельских поселений - лидерами по инвестиционной деятельности в области стали Ленинский, Быковский, Новониколаевский, Среднеахтубинский и Чернышковский районы, где количество проектов превосходит количество поселений. По количеству реализуемых проектов лидируют Среднеахтубинский, Суровикинский, Новоаннинский, Новониколаевский и Городищенский районы.
С начала года началась реализация 54 инвестиционных проектов в 22 муниципальных районах, на сегодня освоено 500 млн рублей.
Е.А.Тарасова обратила внимание на такой аспект: отныне региональная политика реализуется с учетом нового подхода к социальному обустройству села, реализуемого ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», то есть «привязки» строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры к инвестиционным проектам в АПК.
Губернатором Волгоградской области поставлена задача, чтобы в каждом сельском поселении была реализация не менее одного инвестиционного проекта. Речь идет о развитии нового производства или деятельности на селе практически в любых видах и масштабах: ферма, цех, кооператив, пасека, промысел, рынок, агротуризм. В итоге должны получиться «точки роста» в каждого поселения.
После ряда выступлений и знакомства с положительным опытом муниципальных районов коллегия приняла ряд решений, направленных на усовершенствование государственной поддержки (в том числе инвестиционной деятельности) и развитие отраслей овощеводства, мелиорации.
Также на коллегии были рассмотрены вопросы содействия муниципальных районов в реализации программы по доступности интернета в сельских поселениях, о необходимости приведения придорожных полос федеральных трасс в порядок во исполнение поручения Губернатора Волгоградской области, в том числе участков, принадлежащих сельхозтоваропроизводителям, о работе с сельхозтоваропроизводителями по выработке четкой структуре севооборота и т.д.
В завершении заседания коллегии председатель облкомсельхоза В.В.Иванов ознакомил собравшихся с новыми подходами Минсельхоза России к развитию АПК, которые должны лечь в основу деятельности по поддержке фермеров в реализации произведенной продукции. Также остро необходимо внедрение электронного модуля по земле, оказание господдержки в оптимально короткие сроки, развитие животноводства и, как следствие, развитие зернового рынка и реализация других направлений.