Масляные насосы в двигателях тракторов

В системах смазки тракторов применяют шестеренчатые масляные насосы. Основные рабочие части насоса — шестерни 6 и 7 (рис. ниже) — с небольшими зазорами установлены в расточках корпуса 5 под крышкой 4.

масляный насос двигателя Д-50 и схема работы шестеренчатого насоса

Масляный насос двигателя Д-50 (а) и схема работы шестеренчатого насоса (б):

1 — шестерня привода; 2 — валик ведущей шестерни; 3 — отводящая трубка; 4 — крышка; 5 — корпус; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни; 8 — маслоприемник; 9 — пружинная скоба; 10 — сетка; 11 — трубка маслоприемника

При вращении шестерен масло, находящееся во всасывающей полости А расточек корпуса, захватывается зубьями и в промежутках между ними и стенками перегоняется в нагнетательную полость Б. Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и по трубке нагнетается в систему смазки.

В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а вторая пара уже зацепилась. Тогда между зубьями образуется замкнутое пространство, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Масло, заполняющее замкнутый объем, не сжимается, поэтому возникает очень большое давление. В результате этого опоры шестерен испытывают большую пульсирующую нагрузку и быстро изнашиваются.

Чтобы предотвратить износ, у всех шестеренчатых насосов делают разгрузочный канал в корпусе или крышке, по которому масло из замкнутого пространства перепускается в нагнетательную полость.

Насос двигателя Д-50. Ведущая шестерня 6 шпонкой закреплена на валике 2, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпусе и крышке. Ведомая шестерня 7    вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Шестерня 1 привода насоса, прикрепленного к крышке переднего коренного подшипника, получает вращение от шестерни коленчатого вала. К корпусу насоса присоединена трубка 11 маслоприемника 5, который размещается в средней части поддона картера. Снизу маслоприемник закрыт сеткой 10.

Масляные насосы других изучаемых двигателей имеют свои особенности.

Насосы двигателей Д-37М и Д-21. Масло-приемники этих насосов выполнены в виде сетчатой трубки, прикрепленной к крышке сливного отверстия поддона картера, что позволяет промывать сетку при каждой смене масла.

Редукционный клапан двигателя Д-50 смонтирован в корпусе центрифуги, а двигателей Д-37М и Д-21 — в специальном корпусе, прикрепленном снаружи. Такое расположение клапана позволяет проверять и регулировать его, не снимая масляного насоса. Редукционный клапан остальных двигателей находится непосредственно в масляном насосе.

Масляный насос двигателя СМД-14. Для уменьшения перебалтывания масла в поддоне шестерня 1 (рис. ниже) привода заключена в лоток 2, отштампованный из листовой стали и привинченный к крышке 3.

масляный насос двигателя СМД-14 и его детали

Масляный насос двигателя СМД-14 (а) и его детали (б):

1 — шестерня привода; 2 — лоток; 3 — крышка; 4 и 13 — втулки; 5 и 14 — ведомая и ведущая шестерни; 6 — корпус; 7 — редукционный клапан; 8 — пружина; 9 — нагнетательный штуцер; 10 — пробка; 11 — нагнетательный маслопровод; 12 — валик; А — всасывающее отверстие; Б — нагнетательное отверстие

Шестерня 1 закреплена шпонкой и гайкой на валике 12. Ведущая шестерня 14у напрессованная на этот же валик, находится в зацеплении с ведомой шестерней 5. Последняя вместе со своей бронзовой втулкой вращается на пальце, запрессованном в корпусе.

Нагнетательный маслопровод 11 присоединен к насосу посредством штуцера 9, внутри которого помещен клапан 7. Пружину 8 клапана регулируют резьбовой пробкой 10.

Масляный насос двигателей АМ-01 и АМ-41.

Насос этих двигателей — двухсекционный. Корпус основной 1 (рис. а) и радиаторной 4 секций вместе с разделяющей их проставкой 3 стянуты болтами и точно сцентрированы пустотелыми штифтами 2.
 

масляные насосы с несколькими секциями в двигателях тракторов

Масляные насосы с несколькими секциями:

а — двухсекционный насос двигателя АМ-01; б — трехсекционный насос двигателя Д-108; 1 — корпус основной секции; 2 — штифт; 3 — проставка; 4 — корпус радиаторной секции; 5 — втулка; 6 и 7 — ведущая и ведомая шестерни радиаторной секции; 8 — корпус клапана; 9— редукционный клапан радиаторной секции; 10 — пружина; 11 — регулировочные прокладки; 12 — ось ведомых шестерен; 13 и 15 — ведомая и ведущая шестерни основной секции; 14 — вал ведущих шестерен; 16 — корпус клапана; 17 — регулировочные прокладки; 18 — редукционный клапан основной секции; 19— шестерня привода; 20 — промежуточная шестерня привода; 21— задний маслоприемник; 22— маслоподводящая трубка; 23 — задняя крышка; 24 и 25 — задняя и передняя откачивающие секции; 26 — средний маслоприемник; 27 — нагнетательная секция; 28 — передняя крышка; 29 — маслоподводящая трубка; 30 — поддон картера; 31 — передний маслоприемник; 32 — шестерня привода. Отверстия: А — соединительное; Б — всасывающее; В — нагнетательное радиаторной секции; Г — нагнетательное основной секции; Д — канал подвода смазки ко втулке промежуточной шестерни

Ведущие шестерни 6 к 15 обеих секций закреплены на общем валу 14, а ведомые шестерни 7 и 13 насажены на общую ось.

Масло через отверстие Б попадает во всасывающую полость радиаторной секции. Отсюда меньшая часть масла шестернями этой секции через отверстие В нагнетается к радиатору. Большая же часть масла через соединительное отверстие А в проставке попадает во всасывающую полость основной секции и ее шестернями нагнетается через отверстие Г в систему смазки.

В резьбовые сверления обеих секций, расположенные против нагнетательных полостей, ввинчены корпуса 8 и 16 редукционных клапанов. Клапан 9 радиаторной и клапан 18 основной секций устроены одинаково. Давление, обеспечиваемое клапанами (см. табл. 7), регулируют прокладками 11 и 17. Их помещают между торцами пружин и пробками, которые удерживаются в корпусах клапанов шплинтами.

Масляный насос двигателя Д-108. Этот насос трехсекционный. Все ведущие шестерни закреплены на общем валике, а ведомые — вращаются на общей оси. Каждая пара шестерен, установленная в своем корпусе, отделена от соседних пар проставками и образует самостоятельную секцию. При работе передняя 25 и задняя 24 откачивающие секции забирают масло из соответствующих маслосборников поддона 30 и перекачивают его в средний маслосборник. Отсюда шестерни нагнетательной секции 27 подают масло в систему смазки. Непрерывная подача масла в средний маслосборник обеспечивает надежную работу системы смазки во время преодоления трактором уклонов, когда вследствие большой длины поддона все масло могло бы оказаться в передней либо в задней его части.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи