Разделы сайта

гуси, разведение гусей, содержание гусей Разведение кур, содержание кур, откорм бройлеров Разведение уток. Содержание уток. Разведение крупного рогатого скота. Содержание крупного рогатого скота Разведение лошадей. Содержание лошадей Разведение коз. Содержание коз Овцеводство. Содержание овец. Разведение овец. Свиноводство. Разведение свиней. Содержание свиней. Откорм свиней.

Двойные муфты сцепления

Муфта сцепления трактора Т-40. Двойные муфты на тракторах представляют собой конструктивное объединение главной муфты, передающей крутящий момент ведущим колесам, и муфты вала отбора мощности (ВОМ).

Такое устройство дает возможность получить так называемый независимый привод ВОМ, который позволяет останавливать и пускать трактор без остановки ВОМ и наоборот.

Наиболее отчетливо эта особенность выражена в конструкции муфты сцепления трактора Т-40 (рис.).

муфта сцепления трактора Т-40

Муфта сцепления трактора Т-40:

1 — упор; 2 — стакан пружины; 3 — нажимная пружина; 4 — маховик; 5 — ведомый диск главной муфты сцепления; 6 — роликовый подшипник; 7 — вал главной муфты сцепления; 8 и 24 — шариковые подшипники; 9— ведомый диск муфты независимого привода ВОМ; 10 — нажимной диск главной муфты сцепления; 11 — отжимной болт; 12 — ведущий палец; 13 — нажимной диск муфты независимого привода ВОМ; 14 — ведущий опорный диск муфты независимого привода ВОМ; 15 — болт; 16 — сухарь рычага; 17—прорезная гайка; 18 — палец рычага; 19 — отжимной рычаг главной муфты сцепления; 20 и 38 — отжимные шариковые подшипники; 21 — вилка выключения главной муфты; 22 — вилка выключения муфты независимого привода ВОМ; 23 — валик вилки; 25 — трубчатый вал муфты сцепления независимого привода ВОМ; 26 — рычаг блокировки; 27 — крышка; 28 — стакан подшипника; 29 — ведущая коническая шестерня; 30 — полый вал синхронного привода ВОМ; 31 — задний ВОМ; 32 и 34 — шестерни синхронного и независимого привода заднего и бокового ВОМ; 33 — зубчатая муфта; 35 — кронштейн отводок выключения; 36 — отводка, выключающая главную муфту сцепления; 37 — отводка, выключающая муфту независимого привода ВОМ; 39 — корпус муфты сцепления; 40 — нажимной болт; 41 — отжимной рычаг муфты независимого привода ВОМ; 42 — палец рычага

Диски муфты расположены в расточке маховика 4, закрытой опорным диском 14. Внутренняя сторона опорного диска, как и у маховика, служит рабочей поверхностью трения.

Нажимные диски 10 и 13 соединены ведущими пальцами 12 с маховиком и отжимаются друг от друга двенадцатью пружинами 3, установленными в стаканах 2. Благодаря этому диск 10 прижимает ведомый диск 5 главной муфты к маховику, а диск 13 прижимает ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ к опорному диску.

Ведомый диск 5 установлен на шлицах вала 7.  Впереди вал опирается на шариковый подшипник 8, установленный в расточке торца коленчатого вала. Задний конец вала 7 вставлен в шлицевую ступицу шестерни 29, передающей вращение на коробку передач.

Ведомый диск 9 надет на шлицы трубчатого вала 25, опирающегося через роликовый подшипник 6 на главный вал. На заднем конце вала 25, пропущенном сквозь подшипник 24, нарезаны зубья шестерни, которая зацепляется с шестерней 34 независимого привода ВОМ.

Сквозь совпадающие отверстия ведущих и опорного дисков пропущены три отжимных болта 11, которые соединяются с отжимными двуплечими рычагами 19 главной муфты сцепления. В промежутках между рычагами 19 по окружности муфты размещены три одноплечих рычага 41. Эти рычаги шарнирно (посредством пальцев 42) присоединены к проушинам, отлитым за одно целое с опорным диском. На рычагах установлены фигурные гнутые пружины, благодаря которым нажимные болты 40, ввинченные в рычаги, оказываются постоянно прижатыми к торцам упоров 1, которые ввинчены в нажимной диск 13.

Механизм управления имеет две отводки и две педали, расположенные рядом. Когда нажимают на правую педаль, вилка 21 передвигает отводку 36 по хвостовику кронштейна 35, привинченного к перегородке корпуса. Отводка посредством подшипника 20 нажимает на три рычага 19 и через отжимные болты 11 оттягивает назад диск 10. Благодаря этому освобождается ведомый диск 5 главной муфты.

Внутри кронштейна вставлена еще одна отводка. 37, выполненная в виде длинной втулки и соединенная с вилкой 22. Когда нажимают на левую педаль, эта отводка своим подшипником 38 давит на три отжимных рычага 41. Поворачиваясь на пальцах 42, рычаги нажимными болтами 40 давят на упоры 1 и отводят диск 13 вперед, вследствие чего освобождается ведомый диск 9 муфты независимого привода ВОМ.

Отжимные подшипники 20 и 38 смазывают только при изготовлении, а роликовый 6 и шариковый 8 — только при сборке трактора. Поверхности скольжения отводок смазывают солидолом через масленку с левой стороны корпуса муфты. При смазке надо делать шприцем по 5—8 нагнетаний.

Нормальному зазору между отжимными рычагами и отводками обеих муфт, равному 4 мм, соответствует свободный ход педалей 35—40 мм. Зазор регулируют изменением длины соединительных тяг, когда запас регулировки тягами исчерпан — вращением прорезных гаек 17 и нажимных болтов 40.

Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М. Эта муфта также представляет собой объединение двух муфт, которые управляются не двумя, а одной педалью. Это позволяет останавливать шасси без остановки ВОМ. Выключить же ВОМ без остановки шасси здесь невозможно.
 

муфта сцепления самоходного шасси Т-16М

Муфта сцепления самоходного шасси Т-16М:

1 — маховик; 2 — отжимной рычаг; 3 — отжимной подшипник; 4 — регулировочный болт; 5 — трубчатый вал; 6 — рычаг; 7 —вилка; 8 — отводка; 9 — кронштейн отводки; 10 — регулировочные прокладки; 11 — стакан; 12, 13, 21 и 23 — подшипники; 14 — вал; 15 — шайба; 16 — шпилька; 17 и 20 — пружины; 18 — кожух; 19 — стакан пружины; 22 — шлицевая ступица; 24 — ведомый диск главной муфты; 25—промежуточный диск; 26 — ведомый диск муфты ВОМ; 27— нажимной диск; 28 — ограничительный штифт; 29 — упорный болт; 30 — направляющий кулачок

Ведущая часть муфты сцепления состоит из штампованного кожуха 18 (рис.), привинченного к маховику, промежуточного 25 и нажимного 27 дисков. Оба диска имеют по три выреза, в которых находятся направляющие кулачки 30, прикрепленные к маховику. В диск 25 запрессованы три ограничительные штифта 28, выступающие концы которых свободно проходят через отверстия в нажимном диске. Против штифтов расположены болты 29.

Диски 24 и 26 ведомой части муфты установлены соответственно на главном валу 14 и на трубчатом валу 5. Оба диска стальные, с фрикционными накладками.

Главный вал выполнен как одно целое с конической шестерней, от которой передается движение на коробку передач. Он опирается на шариковый подшипник 23, находящийся в торце коленчатого вала, и шариковый подшипник 12, установленный в расточке стакана 11. Этот стакан центрирован посадочным пояском в расточке перегородки корпуса трансмиссии. Его фланец и фланец кронштейна 9 притянуты к перегородке корпуса болтами. Стальные прокладки 10 под фланцем стакана служат для регулировки зацепления конических шестерен.

Трубчатый вал 5 вращается в двух шариковых подшипниках. Подшипник 13, установленный в расточке стакана 11, удерживается на валу двумя стопорными кольцами, а подшипник 21 опирается на посадочный поясок главного вала. На заднем утолщенном конце трубчатого вала имеются шлицы, по которым может перемещаться ведомый диск 26. Передний конец трубчатого вала выполнен в виде цилиндрической шестерни, которая находится в зацеплении с шестерней, установленной на валу отбора мощности.

Все диски муфты сжаты усилием девяти пружин 20, находящихся в стаканах 19 кожуха. Ведомый диск 26 дополнительно зажат между нажимным и промежуточным дисками усилием пружин 17, установленных на шпильках 16 и упирающихся одним концом в нажимной диск, а другим — в шайбы 15, закрепленные на шпильках.

Механизм управления муфтой сцепления подобен рассмотренным ранее. Когда нажимают на педаль, движение через тягу, рычаг 6 и вилку 7 передается отводке 8. Она перемещается назад (на рисунке влево) и, нажимая на три рычага 2, отводит нажимной диск 27. Поскольку диски 25, 26 и 27 сжаты пружинами 17, то они сначала перемещаются все вместе. При этом освобождается только ведомый диск 24 и останавливается главный вал 14, а ведомый диск 26, зажатый между ведущими дисками, продолжает вращаться вместе с трубчатым валом и передает движение ВОМ.

Совместное перемещение дисков 25, 26 и 27 продолжается лишь до тех пор, пока диск 26 своими ограничительными штифтами 28 не дойдет до трех упорных болтов 29, ввинченных в кожух. Если продолжать нажимать на педаль, то назад будет отходить лишь один диск 27, преодолевая при этом сопротивление не только пружин 20, но и пружин 17. Таким образом освободится ведомый диск 26 и прекратится передача вращения к ВОМ.

Подшипник 23, а также поверхность трения отводки 8 смазывают только при сборке. К подшипникам 12, 13 и 21 смазка проникает из корпуса силовой передачи.

Регулировка муфты сцепления. Зазор между отжимными рычагами и подшипником 3 устанавливают в пределах 2,5— 2,8 мм. В процессе эксплуатации его регулируют, изменяя длину соединительной тяги. Когда запас регулировки тягой исчерпан, величину зазора изменяют вращением болтов 4 отжимных рычагов так, чтобы разница зазора для отдельных рычагов не превышала 0,1 мм. Зазор между ограничительными штифтами 28 и болтами 29 должен быть 2,0— 2,3 мм. Для этого болты завинчивают до упора и, отвернув их на два оборота, стопорят контргайками.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Сохранить материал к себе
Рекомендуемые статьи