Воздухоочиститель

В цилиндры двигателя за каждый час работы засасывается 150—400 м3 воздуха. В нем содержится много пыли. Если бы она попадала в цилиндры, то через короткий срок работы трущиеся части двигателя оказались бы изношенными.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, двигатель трактора оборудован воздухоочистителем. Он не должен оказывать большого сопротивления движению воздуха, чтобы не уменьшать наполнение цилиндров и не снижать этим мощность двигателя.

Воздух в двигателе трактора очищается от пыли несколькими способами: инерционным, контактным или способом фильтрации.

Инерционный способ заключается в придании воздуху быстрого вращения или в резком изменении направления его движения. При этом пыль под действием центробежной силы (силы инерции) будет выделяться из воздуха.

При контактном способе очистки запыленный воздух подводится к масляной пленке поддона воздухоочистителя. Здесь остается часть пыли. Затем воздух пропускается через крупные ячейки сетки, смоченной маслом. Частицы пыли прилипают к мокрым сеткам.

Способ фильтрации основан на прохождении воздуха через фильтрующий материал, в порах которого пыль задерживается.

Действие воздухоочистителей тракторных двигателей основано на использовании нескольких способов очистки воздуха, поэтому такие воздухоочистители называются комбинированными. В них воздух проходит две или три ступени очистки: сухой центробежный пылеотделитель, инерционно-масляный контактный пылеуловитель, фильтрующий материал. Эти воздухоочистители оказывают небольшое сопротивление движению воздуха и хорошо улавливают из него пыль.

инерционно-масляные воздухоочистители тракторных двигателей Д-37М, Д-50, Д-37Е и Д-21

Инерционно-масляные воздухоочистители двигателей Д-37М (а), Д-50 (б), Д-37Е и Д-21 (б):

1 - сетка; 2 — завихритель; 3 — корпус инерционного очистителя; 4 — щель для выброса пыли; 5-стяжной хомут; 6 — внутренняя труба воздухоочистителя; 7 — кассета с матерчатым фильтром; 8 — патрубок отвода чистого воздуха; 9 — уплотнительные резиновые кольца, 10 — корпус воздухоочистителя; 11 — кассета с сетчатыми элементами; 12 — проволочная сетка кассеты; 13 — пружина для поджима кассет; 14 — резиновое уплотнительное кольцо; 15 — опорная шайба; 16 — маслоотражатель; 17 — масляная ванна (чашка); 18 — поддон воздухоочистителя с пояском-указателем уровня масла; 19 — стяжной болт поддона; — пружина клапана; 21 — стержень клапана для аварийной остановки двигателя; 22 — отверстие для прохода воздуха; 23 — резиновая шайба; 24 — верхний фильтрующий элемент; 25 - нижний фильтрующий элемент; — фильтр из пенополиуретана; 21 — фильтр из пористого капрона

Инерционно-масляный воздухоочиститель. Воздухоочиститель двигателя Д-37М (рис. а) имеет три ступени очистки: центробежный пылеотделитель, инерционно-масляный контактный пылеуловитель и матерчатый фильтр.

Пылеотделитель герметично соединен с трубой 6. Между ней и корпусом 10 расположена кассета 11 с гофрированными проволочными сетками 12 и кассета 7, в которой уложена лента из ватина ворсом навстречу потоку воздуха. Обе кассеты закреплены на трубе внизу пружиной 13 и шайбой 15.

Снизу корпус 10 воздухоочистителя закрыт поддоном 18, который притянут через уплотнительное резиновое кольцо 14 к корпусу. В поддон вварена ванна (чашка) 17, имеющая одно нижнее отверстие и несколько отверстий по окружности.

Воздух заходит в пылеотделитель через сетку 1, ударяется о наклонные лопасти неподвижной крыльчатки-завихрителя 2 и приобретает винтовое движение.

При этом тяжелые частицы пыли (до 50% всей пыли, поступающей с воздухом) центробежной силой отбрасываются к стенкам корпуса 3 и, продолжая вращаться, выбрасываются через две щели 4 наружу.

Воздух же с более легкой пылью устремляется по трубе 6 вниз, ударяется о масло, находящееся в чашке 17 поддона, вытесняет это масло и, резко меняя направление, устремляется вверх, а частицы пыли прилипают к масляному слою чашки. Этот слой загрязненного масла непрерывно перемещается движущимся воздухом по стенкам чашки вверх и через края чашки сбрасывается в поддон. Одновременно через нижнее отверстие в чашку постоянно поступает из поддона отстоявшееся масло.

Оставшиеся в воздухе мелкие частицы пыли встречают на своем пути сначала масляную пену, которая образуется в кольцевом пространстве над чашкой, а затем гофрированные сетки, смоченные каплями масла. Часть пыли задерживается в масляной пене, а остальная пыль прилипает к мокрым сеткам.

Очищенный на 97—98% от пыли воздух проходит через кассету 7 с матерчатым фильтром, оставляя в ворсистой части ватина мельчайшие частицы пыли, и поступает в головку воздухоочистителя, а далее по всасывающим трубам идет в цилиндры двигателя.

Воздухоочиститель двигателя Д-108 устроен аналогично описанному, но не имеет фильтрующей ступени очистки, отличается большими размерами и некоторыми конструктивными особенностями. Пылеотделитель расположен на крыше кабины трактора, соединен с, трубой воздухоочистителя шлангом и имеет две заслонки. Первая перекрывает трубу, в результате чего разрежение, создаваемое движением поршней, передается через трубу в топливный бак для механической заправки его топливом. Вторая заслонка перекрывает трубу для забора теплого воздуха из-под капота двигателя при работе трактора в зимних условиях. Этот воздух идет в кабину.

Воздухоочиститель двигателя Д-50 (рис. б) имеет в верхней части пылеотделителя клапан для аварийной остановки двигателя. При нажатии рукой до отказа на тарельчатую кнопку стержня 21 конусная резиновая шайба 23 плотно закроет трубу, доступ воздуха в цилиндры прекратится, и двигатель остановится.

В корпусе воздухоочистителя вместо проволочных сеток заложены два фильтрующих элемента из капроновой щетинки: верхний 24 и нижний 25. Верхний элемент из тонкой щетинки плотнее нижнего, изготовленного из более толстых нитей.

В корпусе воздухоочистителя двигателей Д-37Е и Д-21 (рис. б) уложены фильтрующие элементы 27 из пористого капрона и 26 из очень пористой пластмассы—пенополиуретана или три элемента из этой пластмассы. Чем выше в корпусе расположен элемент, тем он плотнее.

Циклонный воздухоочиститель. На двигателях СМД-14 и СМД-14А установлен циклонный воздухоочиститель (рис. выше) с двумя ступенями очистки: сухой инерционной в циклонах 7 и мокрой контактной в кассетах 16 с проволочной путанкой, смоченной маслом. Основная очистка воздуха от пыли (до 97% ее содержания в водухе) происходит в блоке циклонов 18, который изготовлен из пластмассы или сварен из листовой стали.

циклонный воздухоочиститель в двигателях тракторов

Циклонный воздухоочиститель:

1— эжектор с искрогасителем; 2 — трубка эжектора; 3 — воздухоочиститель; 4 — воздухозаборная труба с сеткой; 5 — бункер для сбора пыли; 6 — кожух воздухоочистителя; 7 — циклон; 8 — трубка циклона; 9 — вход воздуха в циклон; 10 — рефлектор; 11 — уплотнительные резиновые кольца; 12 — стяжной болт; 13 — пружинная защелка барашка; 14 — головка воздухе теля; 15 — стяжной центральный болт;  16 — кассеты с проволочной путанкой; 17 — входной патрубок; 18 — блок  циклонов; 19 — эжектор для отсоса пыли; 20 — искрогаситель

Воздух поступает через сетку и заборную трубу 4 во входные патрубки циклонов 7. Патрубки расположены по касательной к поверхности корпуса, поэтому воздух приобретает здесь быстрое вращательное движение. Пыль, поступающая в циклон, центробежной силой отбрасывается к его корпусу и вместе с потоком воздуха движется по спирали вниз. В середине циклона направление потока воздуха резко меняется.

Очищенный таким образом воздух, обладающий меньшей инерцией, засасывается в трубку 8 и движется вверх. Проходя через кассеты 16, смоченные маслом, он очищается от мельчайших частиц пыли. Чистый воздух попадает в головку воздухоочистителя, а из нее — во всасывающую трубу двигателя.

Рефлектор 10 направляет поток воздуха от циклонов к кассетам и препятствует стеканию масла с кассет в циклоны.

Частицы пыли, выделившиеся из воздуха под действием силы инерции, продолжают опускаться по спирали в нижнюю часть циклона. На конической поверхности циклона скорость вращения частиц увеличивается и опускаясь, попадают в бункер 5. Отсюда вместе с частью воздуха засасывается отработавшими газами в эжектор 19 и выбрасывается наружу.

Пыль поступает в эжектор потому, что работавшие газы, проходя через узкую эжектора с большой скоростью, создают разрежение, которое передается в бункер

Воздухоочиститель двигателей АМ-01 и АМ-41 тоже циклонный, но отличается от описанного размерами, большим числом циклонов, изготовленных из листовой стали, и наличием одной широкой кассеты из проволочной путанки, смоченной маслом.

Виды сельскохозяйственной деятельности: