Коробки передач с поперечным расположением валов

Поперечное расположение валов существенно уменьшает длину коробки передач трактора, что позволяет объединить ее с механизмами заднего моста в едином агрегате и, таким образом, уменьшить габариты трактора. Кроме того, в этом случае конические шестерни размещаются перед коробкой передач, что позволяет иметь сравнительно простой механизм реверса на все передачи.

Коробка передач трактора Т-40. Такая коробка восьмиступенчатая, четырехходовая, с реверсом на все передачи. Ее поперечно расположенные валы смонтированы в передней части общего корпуса 1 (рис. ниже) силовой передачи.

коробка передач и дифференциал трактора Т-40

Коробка передач и дифференциал трактора Т-40:

а — разрез коробки; б — узел промежуточных шестерен замедленной передачи и заднего хода; в — механизм переключения;

1 — корпус; 2, 6, 8, 10, 13, 32, 35, 42, 57 и 59 — подшипники; 3 и 5 — ведомые конические шестерни реверса; 4 — муфта переключения реверса; 7 — вал реверса; 9 — контрольные пробки; 11 — ведущая коническая шестерня реверса; 12 — ступица ведущей шестерни, 14 — рычаг переключения реверса; 15 — вилка реверса; 16 — пробка; 17 — кулиса; 18 — ползун; 19—20 — каретка VI и V передач; 21 — чехол; 22 — рычаг переключения передач; 23—24 — каретка II и III передач; 25 и 55 — большой и малый венцы блока шестерен замедленной передачи и заднего хода; 26— шестерни IV передачи; 27— шестерня I передачи; 28 — крышка; 29 — педаль блокировки дифференциала; 30—рычаг блокировки дифференциала; 31 — первичный вал; 33 — шток; 34 — каретка I и замедленной передач; 36 — каретка IV передачи и заднего хода; 37 — шестерня III передачи; 38 — вилка блокировки; 39 — полуось; 40 — зубчатая муфта блокировки; 41 — стакан; 43 — корпус дифференциала; 44 — ось; 45 — сателлит; 46 — спускная пробка; 47 — ведомая шестерня промежуточной передачи; 48 — полуосевая шестерня; 49 — ведущая шестерня промежуточной передачи; 50 и 51 — блок шестерен 11 и V передач; 52 — шестерня VI передачи; 53 — вторичный вал; 54 — коническая шестерня привада ВОМ; 56 — промежуточный вал; 58 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 60 — валик переключения реверса; 61 — поперечные валики переключения передач; 62 — шариковые фиксаторы; 63 — пружины; 64, 65, 66 и 67 — вилки переключения соответственно V и VI, II и III передач, замедленной и 1 передач, заднего хода и IV передачи

От муфты сцепления вращение передается коническими шестернями 11, 3 к 5 реверса первичному валу 31 и далее шестернями первичного и вторичного 53 валов — на дифференциал.

Вторичный вал изготовлен вместе с конической шестерней 54 привода ВОМ, поэтому его левая, наиболее нагруженная, сторона так же, как и у первичного вала, опирается на роликовый подшипник.

Справа валы опираются на шариковые (установочные) подшипники 32 и 35. Под фланцем стакана подшипника вторичного вала установлены прокладки для регулировки зацепления конических шестерен.

В переднем правом углу корпуса на шариковых подшипниках 57 и 59 вращается промежуточный вал 56. Изготовленная как одно целое с ним шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 58 замедленной передачи. На шлицах этого вала закреплен блок шестерен. Большой венец 25 блока постоянно соединен с шестерней 27, а малый 55 служит для включения передачи заднего хода.

Рис. 121. Схемы расположения шестерен коробки передач трактора T-40:
а — нейтральное положение; б — замедленная передача; в — задний ход; г — схема реверса; 68— шариковый подшипник; 69 и 70 — прокладки; 71 — вал муфты. Остальные обозначения те же, что и на рис. выше

Каретки переключения передач установлены как на первичном, так и на вторичном валах. Когда перемещают каретки на первичном валу и вводят в зацепление поочередно пары шестерен 19 и 52, 20 и 51, 23 и 50, 24 и 37 (рис. а), то получают соответственно VI, V, II и III передачи. Если передвигают каретки вторичного вала и соединяют пары шестерен 34 и 27, 36 и 26, то включаются I и IV передачи. Каретки 34 и 36 используют и для получения соответственно замедленной передачи (рис. 6) и заднего хода (рис. в).

Реверс изменяет направление вращения первичного вала, благодаря чему трактор может двигаться передним и задним ходом на любой из рассмотренных передач. Основные части реверса — три конические шестерни со спиральными зубьями. Ведущая коническая шестерня 11 (рис. г) изготовлена как одно целое с длинной ступицей 12, которая внутренними шлицами соединена с валом 71 муфты сцепления и опирается на роликовый 10 и шариковый 13 подшипники.

Левая ведомая коническая шестерня 5 закреплена на пустотелом валу 7, вращающемся в двух шариковых подшипниках. Под фланцы стаканов установочных подшипников 8 и 13 поставлены прокладки 69 и 70 для регулировки зацепления шестерен.

Правая ведомая коническая шестерня 3 реверса свободно вращается на конце первичного вала на двух шариковых подшипниках. На шлицевой конец первичного вала надета зубчатая муфта 4. Передвигая муфту по валу и вводя ее в зацепление с внутренними зубьями ведомых шестерен, первичный вал поочередно соединяют то с одной, то с другой шестерней.

Ведомые шестерни, будучи расположены по обеим сторонам ведущей, вращаются в разных направлениях. Поэтому когда первичный вал соединен с правой конической шестерней 3 (положение, показанное на рис. г), он вращается в направлении, соответствующем переднему ходу. Для получения передач заднего хода муфту 4 сдвигают влево и таким образом соединяют первичный вал с левой шестерней 5.

В коробке передач предусмотрена установка ходоуменьшителя. Он представляет собой планетарный редуктор, смонтированный в специальном стакане, который размещается в увеличенной расточке корпуса вместо подшипника 8 и пустотелого вала 7 (см. верхний рис.). Ходоуменьшитель, приводимый в действие левой конической шестерней реверса, вращает первичный вал в направлении, соответствующем переднему ходу трактора. Конструкцией предусмотрено получение двух передаточных чисел ходоуменьшителя. Устанавливая при сборке разные шестерни и изменяя их положение, в одном случае получают уменьшение оборотов первичного вала по сравнению с нормальными в 2,75 раза, а в другом — в 10 раз.

При использовании ходоуменьшителя, во избежание поломок трансмиссии, нельзя включать V и VI передачи. По этой же причине не допускается работать на тракторе с машинами, тяговое сопротивление которых превышает 900 кгс.

Механизм переключения передач состоит из рычага 22, пропущенного сквозь прорези кулисы 17, и поперечных валиков 61 с закрепленными на них вилками 64, 65, 66 и 67. Передний валик 60, передвигаемый рычагом 14, через вилку 15 соединен с муфтой 4 переключения реверса. Над валиками расположены шариковые фиксаторы 62, а под валиками — ползун 18 механизма блокировки, соединенный с педалью муфты сцепления.

Когда муфта выключена, лыски ползуна расположены под валиками и не препятствуют передвижению поперечных валиков 61. При включенной муфте выступы ползуна расположены в выточках валиков и блокируют их. Положение рычагов 14 и 22 при включении различных передач видно на самый верхний рисунок. Если в коробке передач установлен ходоуменьшитель, то его включают рычагом 14, который переводят в крайнее верхнее положение.

Детали коробки передач и заднего моста смазываются автотракторным маслом АК-15 (летом) и АКп-10 (зимой). Масло заливают в полость корпуса силовой передачи до верхней контрольной пробки.

Коробка передач самоходного шасси Т-16М. На самоходном шасси Т-16М установлена коробка передач, выполненная по такой же схеме, как и коробка трактора Т-40. Отличие заключается в несколько меньших размерах деталей и отсутствии реверса.

Коробка передач трактора Т-25. Валы и шестерни восьмиступенчатой, четырехходовой, с редуктором и реверсом на шесть основных передач коробки этого трактора размещены в общем корпусе 1 (рис. ниже) с дифференциалом.

коробка передач и дифференциал трактора Т-25

Коробка передач и дифференциал трактора Т-25:

1 — корпус; 2 — ведущий вал; 3, 12 и 21 — стаканы подшипников; 4, 11 и 56 — регулировочные прокладки; 5 и 8 — шестерни; 6 — ведущая шестерня реверса; 7 и 32—ведомые шестерни реверса; 9 — первичный вал; 10 — каретка II и IV передач; 13 — распорная втулка; 14 — колпак; 15 — шестерня II и IV передач; 16 — вторичный вал; 17 и 27 — стопорные шарики; 18 — втулка; 19 — шестерня второй ступени редуктора; 20 и 25 — шестерни дифференциала; 22 — корпус дифференциала; 23 — сателлит; 24 — ось сателлитов; 26 — каретка переключения редуктора; — шестерня V и IV передач; 29 - шестерня I и III передач; 30—31 — каретка I и III, V и VI передач; 33 — зубчатая втулка; 34 — зубчатая муфта переключения реверса; 35 — лист; 36—крышка; 37 и 38 — валики переключения передач; 39 — валик переключения реверса; 40— валик переключения редуктора; 41, 42 и 48 — внутренние рычаги; 43 и 50 — тяги; 44 — рычаг переключения редуктора; 45 — рычаг переключения реверса; 46 — вилка реверса; 47— вилка редуктора; 49 — валик блокировки; 51 — фиксаторы; 52 — приводной вал; 53 и 54 — конические шестерни; 55 — каретка включения замедленных передач; 57 — вал замедленных передач; 58 — пробка

Ведущий вал 2, будучи соединен с валом муфты сцепления, через конические шестерни реверса вращает первичный вал 9. Далее посредством шестерен первичного и вторичного 16 валов вращение передается дифференциалу. Все валы коробки передач вращаются в шариковых подшипниках.

Ведущий вал 2 выполнен за одно целое с конической шестерней 6, которая зацеплена с ведомыми шестернями 7 и 32 реверса. Эти шестерни вместе с бронзовыми втулками вращаются в разных направлениях на шлифованных поясках зубчатой втулки 33, установленной на шлицах первичного вала. На ступицах ведомых конических шестерен есть зубчатые венцы с таким же диаметром и числом зубцов, как и у размещенного между ними венца втулки. На эти венцы надета подвижная муфта 34 с внутренним зубцами.

Когда муфта сдвинута вправо (положение, показанное на рис. выше), с первичным валом соединена шестерня 8. Вал вращается в направлении, соответствующем переднему ходу трактора. Перемещая муфту влево, включают передачи заднего хода.

Узел реверса зафиксирован на валу упорными шайбами. Зацепление конических шестерен регулируют перемещением ведущего и первичного валов путем изменения числа прокладок 4 и 11 под фланцами стаканов подшипников. Кроме узла реверса, на шлицах первичного вала установлены каретки 30—31 и 10. На правый, выступающий из корпуса, шлицевой конец вала можно устанавливать приводной шкив, предварительно сняв колпак 14 и распорную втулку 13.

На шлицах вторичного вала стопорными шариками 17 и 27 неподвижно закреплены шестерни 29, 28 и 15 и втулка 18. На втулке вращается шестерня 19 второй ступени редуктора, постоянно зацепленная с шестерней 20 дифференциала. На вторичном валу установлена также каретка 26 переключения редуктора. Когда каретка сдвинута по шлицам влево (положение, показанное на рис. выше), она зацепляется с большой шестерней 25 дифференциала, благодаря чему включается первая ступень редуктора. Если теперь, перемещая каретки на первичном валу, поочередно вводить в зацепление шестерни 30 и 29, 31 и 28, 10 и 15, то соответственно будут получены I, V и II передачи.

Если же каретку 26 переключения редуктора переместить по шлицам вала вправо, то она войдет в зацепление с внутренними зубцами шестерни 19 и таким образом сблокирует ее с валом. В результате вращение дифференциалу будет передаваться через увеличенную ведущую и уменьшенную ведомую шестерни, т. е. включится вторая ступень редуктора. И если теперь соединить те же шестерни первичного и вторичного валов (30 и 29, 31 и 28, 10 и 15), то соответственно будут получены III, VI и IV передачи.

От ведущего вала, посредством постоянно зацепленных шестерен 5 и 8, вращение передается также валу 52, а далее — через конические шестерни 53 и 54 — валу 57. Если каретку 55 переместить по шлицам вала 57 и ввести в зацепление с шестерней 29, то вторичный вал будет вращаться в направлении, соответствующем переднему ходу, но приблизительно втрое медленнее, чем при включении I передачи. Поэтому при поочередном зацеплении каретки 26 переключения редуктора с шестернями 25 и 19 будут получены соответственно I и II замедленные передачи. Шлицевой хвостовик вала 52 служит для привода ВОМ.

Механизм переключения состоит из четырех поперечных валиков с закрепленными на них вилками и поводками. Реверс переключают рычагом 45, а редуктор — рычагом 44.

Механизм блокировки имеет продольный валик 49, расположенный над фиксаторами 51. При выключении муфты сцепления тяга 50 через внутренний рычаг 48 перемещает валик так, что его сверления располагаются над хвостовиками фиксаторов.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: