Школа пчеловодства Прокоповича
История развития пчеловодства в нашей стране тесно связана с именем и трудами Петра Ивановича Прокоповича.
Прокопович известен не только своим впервые в истории изобретенным рамочным ульем, системой ухода в нем и открытиями в области «естественных познаний о пчелах». Он был основателем и руководителем первой в России школы пчеловодства, талантливым учителем не одного поколения пчеловодов.
О школе пчеловодства Прокоповича написано мало. К тому же эти далеко не полные публикации, особенно относящиеся к дореволюционному периоду, стали библиографической редкостью, недоступной массовому читателю.
Мы в какой-то мере хотим познакомить читателей журнала с деятельностью созданной трудами Прокоповича школы, которая по своей организации и методике преподавания была «исключительным для своего времени явлением в русской жизни».
Большинство биографов Прокоповича приурочивают открытие школы к 7 мая 1828 г., когда оно было одобрено заседанием совета Московского общества сельского хозяйства. Формально разрешение на открытие школы последовало от малороссийского военного губернатора 28 ноября 1828 г. за № 11078. Фактически же школа начала свою деятельность с 1 ноября 1826 г., то есть за два года до официального разрешения.
Открывая школу, Прокопович первоначально намеревался обучать пчеловодству «собственных людей» — своих рабочих, так называемых «служителей», работавших в его хозяйстве. Крепостных людей, как предполагали некоторые исследователи, у Прокоповича не было (об этом свидетельствует составленное им в 1826 г. завещание, где перечислялось все имущество, без упоминания о крепостных).
Одновременно - с обучением своих «служителей» Прокопович начал прием учеников и со стороны с искренним намерением распространить знания по пчеловодству и среди народа. В докладной записке Московскому обществу сельского хозяйства он, например, писал: «Если знаменитое Московское общество хозяйства сельского, пекущееся о распространении полезных познаний по всем отраслям хозяйства, одобрит мое предприятие (т. е. открытие школы — А. Т.), то я, ревнуя пользе общей, решусь к обучению простых людей пчеловодству».
Первоначально школа находилась в с. Митченках Конотопского уезда на Черниговщине, где жил Прокопович. Здесь она просуществовала до 1830 г. Отсутствие необходимых условий, в частности недостаток помещений, побудило Прокоповича перевести школу в приобретенный им Пальчиковский хутор, где, кроме нужных помещений, местность изобиловала медоносными растениями — лозой, разнотравьем (в долине р. Дочь), медоносами «в яровых, ржаных и толочных сменах».
Силами учеников и наемных рабочих земельный участок хутора был окопан рвом и разделен на более мелкие участки. Вокруг двора была размещена пасека, состоящая из нескольких отделений, позволявших Прокоповичу «видеть и всех пчел, и всех учеников, и все их дела...»
При хуторе на площади 50 десятин был заложен опыт по организации искусственных угодий для пчел с набором древесных, кустарниковых и травянистых медоносных растений.
Сложность работы школы — отсутствие печатных пособий по пчеловодству. Приходилось тратить немало времени на составление «уроков» и переписывание их учениками. Прокопович начал готовить обширное сочинение — учебное руководство — и намеревался его издать под своим наблюдением. С этой целью он добивался разрешения на устройство при школе типографии. Однако в этом ему было отказано и сочинению так и не суждено было увидеть свет.
Чтобы полнее представить состояние школы в период ее расцвета, следует отметить, что к этому времени (вторая половина сороковых годов) она имела вполне благоустроенное хозяйство: пасеку в 1400 семей, общежитие для учеников, помещение для занятий, кухню, столовую, рабочее помещение, воскобойню, кладовую, зимовники для пчел и сараи для инвентаря.
Отделения учебной пасеки весной и осенью размещались на школьной усадьбе, а в летний период основная часть пчел перевозилась в поле для использования взятка. В 1855 г. число пчелиных семей на школьной пасеке увеличилось до 2542, не считая митченковских отделений, не находящихся в ведении школы.
Кроме пчеловодства, в хозяйстве школы уделялось внимание развитию овощеводства, шелководства и садоводства.
Длительное время Прокопович был бессменным руководителем школы. Вначале в ее устройстве помогал ему зять Константин Мельников, а с 1835 г. постоянным помощником и преподавателем стал сын Степан Великдан.
Учениками школы были в основном люди «низшего сословия», в том числе крепостные крестьяне. В «высших» слоях общества это не только не встретило одобрения, а наоборот, — насмешки и осуждение.
Прокопович опровергал такое мнение и горячо доказывал необходимость просвещения народа. «Надобно образовать людей,— писал он,— из того состояния, которое очень несправедливо и обидно называют подлым; подлыми должны считаться тунеядцы, а не люди, составляющие богатство и силу государства. В моей школе из людей «подлых» делаются добрые знатоки своего дела и полезные в своем быту люди, а это и есть истинная польза для отечества».
Учеников принимали в школу осенью — в сентябре и октябре. Занятия начинались с 1 ноября. Возраст для поступающих был сначала установлен от 16 до 30, а при Великдане — от 16 до 40 лет. Предпочтение отдавалось грамотным и знающим какое-либо ремесло, в первую очередь — столярное. Особое внимание уделялось приему в школу детей пчеловодов, как «проворных и приобвыкших к пчелам».
Срок обучения — два года. В первый год ученики обучались грамоте и арифметике, осваивали столярное и бондарное ремесло, а также «приучались к пчеловодству показом начальных и простых предметов». На второй год они проходили уже полный курс пчеловодства и приобретали все практические навыки.
Первыми учениками школы были крестьяне — украинцы, присланные для обучения из Черниговской, Полтавской, Харьковской и Екатеринославскои губерний. Прокопович «для лучшего их понятия» вел преподавание в школе «малороссийским наречием», то есть на украинском языке. Позже стали поступать в школу ученики и из русских губерний. Например, в 1829 г. в школе было 33 ученика, из них 21 украинец, остальные — из Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской, Тульской, Могилевской, Саратовской и Тверской губерний.
В отчете о Состоянии школы в 1851 г. Великдан, например, сообщал о четырех учениках с Кавказа. Присылались ученики из Белоруссии, Башкирии, Сибири и даже из зарубежных стран. В отчете школы за 1858 г. упоминается об ученике «с прусской границы».
Необходимо указать на гуманное отношение к ученикам. Об этом писал сам Прокопович в отчетах: «Обращение мое со всеми учениками было не надменное, с жестокостью, но усердствующее, с доброжелательством».
Одежда учеников, по утверждению современников, была опрятной. Питались они простой пищей «в изобилии, по образу малороссийскому, с салом или постным маслом». Каждому ученику предоставлялась возможность в свободное от занятий время заработать у самого Прокоповича на лучшую пищу. Нормальному образу жизни способствовало и то, что от них при поступлении в школу требовались, обязательства: «трубку не курить, табаку не нюхать, водки не пить и по улицам не таскаться». По вечерам, в часы отдыха, ученики развлекались играми и пением.
Высокую оценку полезной деятельности школы Прокоповича отмечал редактор «Земледельческого журнала» С. Мвслов, неоднократно посещавший школу и писавший в 1834 г., что «заведение его... создано и поддерживается одной пламенной страстью учредителя к своему предмету и желанием быть, полезным соотечественникам; и'ни преклонность лет, ни болезненные припадки, коими, к сожалению, часто подвержен почтенный Петр Иванович, не ослабляют его необыкновенной деятельности и стремления передать ученикам своим все те познания в пчеловодстве, которые он приобрел долголетней практикой, чтением и наблюдением».
По данным отчетов школы, публикуемых в журналах, на протяжении всего двухлетнего срока обучения ученикам преподавались такие предметы, как наука о добром поведении, грамота, уроки познания о пчелах, практические упражнения в искусственных способах пчеловодства, практические упражнения по садоводству и огородничеству, наставления в других хозяйственных занятиях. Последним Прокопович придавал большое значение, так как считал, что «пчеловодство есть только отрасль, отдельная часть, весьма много зависящая от общего хозяйства». Поэтому, кроме обучения пчеловодству, ученики знакомились с полеводством и уходом за животными.
Учебная программа отличалась тщательной и глубокой разработкой. В сельскохозяйственных журналах того времени она печаталась в виде «уроков о познаниях предметов, потребных для прочного пчеловодства».
Обучение проводилось по строго продуманной системе. Неграмотные с первых дней обучались чтению и письму, арифметике, мере, весу и «класть на счетах». Осенью и зимой регулярно преподавались «уроки» по пчеловодству. Определенное время отводилось для работ в мастерской для изготовления инвентаря, в первую очередь — ульев. Обучались ученики и бондарному делу. -Зимой они вели наблюдения за пчелами. На каждый омшаник назначались «смотрители» — один или два старших ученика. Определенное время отводилось для чтения статей по пчеловодству, напечатанных в сельскохозяйственных журналах.
С наступлением весны ученики выполняли работы по выставке пчел, исправлению неблагополучных семей, предупреждению воровства у пчел, подкормке пчел медовой сытой, подклейке сухих сотов в рамки.
В роевую пору ученики осваивали технику организации искусственных роев, посадки в ульи естественных роев, подсиливания слабых семей и другие работы, связанные с подготовкой пчел к главному взятку.
Частично весной, а в основном летом в широких размерах осуществлялась перевозка пчел к медоносам, производимая обычно на волах.
В зависимости от условий местности и числа учеников насчитывалось от 18 до 24 кочевых отделений, имевших от 50 до 300 пчелиных семей. Уход за пчелами поручался старшему ученику, пробывшему в школе не менее года. В помощь ему закреплялись один-два новых ученика. Старший ученик был обязан вести строгий учет пасечного имущества, пчелиных семей с указанием состояния каждой, взвешивать контрольный улей и наблюдать за погодой.
С приближением осени на всех пасеках производилась выемка сотового меда в рамках, вытопка воска, просмотр семей, исправление неблагополучных.
Для обучения учащихся «разведению и воспитанию» медоносных растений при школе и в ее отделениях выращивали рапс, ласточник, шалфей кольчатый, душицу, змееголовник, гречиху различных сроков посева, малину, вербу, лозу и синяк (до 30 десятин), «как растения от всех других медоноснейшего». Кроме этих посевов при каждом отделении закладывали небольшие делянки медоносов, на которых ученики вели наблюдения за сроками цветения растений, интенсивностью посещений их пчелами в течение дня. Ученик был обязан вскопать выделенную ему делянку, удобрить, засеять ее медоносами и затем держать «в надлежащей исправности».
Уже в первые годы существования школы Прокопович, чувствуя приближение старости и слабость здоровья, подыскивал помощника и преемника по руководству школой и ее хозяйством. Выбор пал на Великдана, который неотлучно, с малых лет находился на попечении и воспитании отца.
После длительных 'недомоганий П. И. Прокопович тяжело заболел и 3 апреля 1850 г. скончался. Его похоронили при большом стечении народа; по его завещанию, неподалеку от школы, под сенью вековых лип. Возле могилы был поставлен втулочный улей с пчелами, сделанный руками покойного в 1814 г.
Великдан был достойным продолжателем дела, начатого отцом. Пасеки, по словам старожилов, возросли до небывалых размеров — 12 тыс. семей. Площадь под посевами медоносов была увеличена до 200 десятин.
Под руководством Великдана школа просуществовала до 1879 г., до его смерти. Огромная пасека и все хозяйство, оставшиеся без наследников, были описаны и летом 1880 г. проданы с публичных торгов. Ульи с пчелами, домашняя утварь, библиотека были частично расхищены или проданы еще до торгов. Архив школы, переписка Прокоповича, его неизданные литературные труды погибли. Помещения для школы и жилой дом были проданы на снос, разобраны и другие строения, земельные участки распроданы местным жителям. Таков был печальный конец школы Прокоповича, просуществовавшей более 50 лет. Министерство земледелия отнеслось к ликвидации школы равнодушно. Имя Прокоповича и его детище были преданы забвению.
Строго научный подход Прокоповича к вопросам ухода и содержания пчел сыграл большую роль в изучении и понимании его учениками основ разумного пчеловодства.
За 53 года своей деятельности школа Прокоповича подготовила и выпустила более 700 учеников, которые своими знаниями содействовали развитию пчеловодства не только на Украине, в центральных губерниях России, но и в самых отдаленных ее уголках. Некоторые бывшие ученики школы стали известными пчеловодами.
В школе Прокоповича обучение было поставлено на единстве теории и практики. Эта особенность преподавания характеризует Прокоповича, как талантливого педагога и новатора.
- 16176 просмотров
- Продаем инвентарь для пчеловодства
- В Тульской области создана Ассоциация содействия развития пчеловодства
- В Рязани ученые обсудили состояние и перспективы развития пчеловодства
- Технологии эффективного пчеловодства в условиях Сибири
- Ботаника для кочевого пчеловодства
- В поселке Зерново Суземского района Брянской области открылась новая школа
- Оборудование для промышленного пчеловодства