Разделы сайта

гуси, разведение гусей, содержание гусей Разведение кур, содержание кур, откорм бройлеров Разведение уток. Содержание уток. Разведение крупного рогатого скота. Содержание крупного рогатого скота Разведение лошадей. Содержание лошадей Разведение коз. Содержание коз Овцеводство. Содержание овец. Разведение овец. Свиноводство. Разведение свиней. Содержание свиней. Откорм свиней.

Школа пчеловодства Прокоповича

История развития пчеловодства в нашей стране тесно связана с именем и трудами Петра Ивановича Прокоповича.

Прокопович известен не только своим впервые в истории изобретенным рамоч­ным ульем, системой ухода в нем и от­крытиями в области «естественных позна­ний о пчелах». Он был основателем и руководителем первой в России школы пчеловодства, талантливым учителем не одного поколения пчеловодов.

О школе пчеловодства Прокоповича написано мало. К тому же эти далеко не полные публикации, особенно относя­щиеся к дореволюционному периоду, стали библиографической редкостью, не­доступной массовому читателю.

Мы в какой-то мере хотим познакомить читателей журнала с деятельностью соз­данной трудами Прокоповича школы, которая по своей организации и методике преподавания была «исключительным для своего времени явлением в русской жизни».

Большинство биографов Прокоповича приурочивают открытие школы к 7 мая 1828 г., когда оно было одобрено засе­данием совета Московского общества сельского хозяйства. Формально разреше­ние на открытие школы последовало от малороссийского военного губернатора 28 ноября 1828 г. за № 11078. Фактически же школа начала свою деятельность с 1 ноября 1826 г., то есть за два года до официального разрешения.

Открывая школу, Прокопович перво­начально намеревался обучать пчеловод­ству «собственных людей» — своих ра­бочих, так называемых «служителей», работавших в его хозяйстве. Крепостных людей, как предполагали некоторые исследователи, у Прокоповича не было (об этом свидетельствует составленное им в 1826 г. завещание, где перечислялось все имущество, без упоминания о кре­постных).

Одновременно - с обучением своих «служителей» Прокопович начал прием учеников и со стороны с искренним на­мерением распространить знания по пчеловодству и среди народа. В докладной записке Московскому обществу сельского хозяйства он, например, писал: «Если знаменитое Московское общество хозяй­ства сельского, пекущееся о распростра­нении полезных познаний по всем от­раслям хозяйства, одобрит мое пред­приятие (т. е. открытие школы — А. Т.), то я, ревнуя пользе общей, решусь к обу­чению простых людей пчеловодству».

Первоначально школа находилась в с. Митченках Конотопского уезда на Черниговщине, где жил Прокопович. Здесь она просуществовала до 1830 г. Отсут­ствие необходимых условий, в частности недостаток помещений, побудило Проко­повича перевести школу в приобретенный им Пальчиковский хутор, где, кроме нуж­ных помещений, местность изобиловала медоносными растениями — лозой, разнотравьем (в долине р. Дочь), медо­носами «в яровых, ржаных и толочных сменах».

Силами учеников и наемных рабочих земельный участок хутора был окопан рвом и разделен на более мелкие участки. Вокруг двора была размещена пасека, состоящая из нескольких отделе­ний, позволявших Прокоповичу «видеть и всех пчел, и всех учеников, и все их дела...»

При хуторе на площади 50 десятин был заложен опыт по организации искус­ственных угодий для пчел с набором древесных, кустарниковых и травянистых медоносных растений.

Сложность работы школы — отсут­ствие печатных пособий по пчеловодству. Приходилось тратить немало времени на составление «уроков» и переписывание их учениками. Прокопович начал готовить обширное сочинение — учебное руковод­ство — и намеревался его издать под сво­им наблюдением. С этой целью он доби­вался разрешения на устройство при шко­ле типографии. Однако в этом ему было отказано и сочинению так и не суждено было увидеть свет.

Чтобы полнее представить состояние школы в период ее расцвета, следует отметить, что к этому времени (вторая половина сороковых годов) она имела вполне благоустроенное хозяйство: пасеку в 1400 семей, общежитие для учеников, помещение для занятий, кухню, столовую, рабочее помещение, воскобойню, кла­довую, зимовники для пчел и сараи для инвентаря.

Отделения учебной пасеки весной и осенью размещались на школьной усадь­бе, а в летний период основная часть пчел перевозилась в поле для использования взятка. В 1855 г. число пчелиных семей на школьной пасеке увеличилось до 2542, не считая митченковских отделений, не на­ходящихся в ведении школы.

Кроме пчеловодства, в хозяйстве шко­лы уделялось внимание развитию овоще­водства, шелководства и садоводства.

Длительное время Прокопович был бессменным руководителем школы. Вна­чале в ее устройстве помогал ему зять Константин Мельников, а с 1835 г. постоянным помощником и преподава­телем стал сын Степан Великдан.

Учениками школы были в основном люди «низшего сословия», в том числе крепостные крестьяне. В «высших» слоях общества это не только не встретило одобрения, а наоборот, — насмешки и осуждение.

Прокопович опровергал такое мнение и горячо доказывал необходимость про­свещения народа. «Надобно образовать людей,— писал он,— из того состояния, которое очень несправедливо и обидно называют подлым; подлыми должны счи­таться тунеядцы, а не люди, составляющие богатство и силу государства. В моей школе из людей «подлых» делаются добрые знатоки своего дела и полезные в своем быту люди, а это и есть истинная польза для отечества».

Учеников принимали в школу осенью — в сентябре и октябре. Занятия начи­нались с 1 ноября. Возраст для посту­пающих был сначала установлен от 16 до 30, а при Великдане — от 16 до 40 лет. Предпочтение отдавалось грамотным и знающим какое-либо ремесло, в первую очередь — столярное. Особое внимание уделялось приему в школу детей пчело­водов, как «проворных и приобвыкших к пчелам».

Срок обучения — два года. В первый год ученики обучались грамоте и ариф­метике, осваивали столярное и бондар­ное ремесло, а также «приучались к пчело­водству показом начальных и простых предметов». На второй год они проходили уже полный курс пчеловодства и приобре­тали все практические навыки.

Первыми учениками школы были кре­стьяне — украинцы, присланные для обу­чения из Черниговской, Полтавской, Харьковской и Екатеринославскои губер­ний. Прокопович «для лучшего их понятия» вел преподавание в школе «малорос­сийским наречием», то есть на украинском языке. Позже стали поступать в школу ученики и из русских губерний. Например, в 1829 г. в школе было 33 ученика, из них 21 украинец, остальные — из Воро­нежской, Тамбовской, Курской, Орлов­ской, Тульской, Могилевской, Саратовской и Тверской губерний.

В отчете о Состоянии школы в 1851 г. Великдан, например, сообщал о четырех учениках с Кавказа. Присылались ученики из Белоруссии, Башкирии, Сибири и даже из зарубежных стран. В отчете школы за 1858 г. упоминается об ученике  «с прусской границы».

Необходимо указать на гуманное отно­шение к ученикам. Об этом писал сам Прокопович в отчетах: «Обращение мое со всеми учениками было не надменное, с жестокостью, но усердствующее, с доброжелательством».

Одежда учеников, по утверждению современников, была опрятной. Питались они простой пищей «в изобилии, по обра­зу малороссийскому, с салом или постным маслом». Каждому ученику предостав­лялась возможность в свободное от за­нятий время заработать у самого Прокопо­вича на лучшую пищу. Нормальному образу жизни способствовало и то, что от них при поступлении в школу требовались, обязательства: «трубку не курить, табаку не нюхать, водки не пить и по улицам не таскаться». По вечерам, в часы отдыха, ученики развлекались играми и пением.

Высокую оценку полезной деятель­ности школы Прокоповича отмечал ре­дактор «Земледельческого журнала» С. Мвслов, неоднократно посещавший школу и писавший в 1834 г., что «заведе­ние его... создано и поддерживается одной пламенной страстью учредителя к своему предмету и желанием быть, по­лезным соотечественникам; и'ни преклон­ность лет, ни болезненные припадки, коими, к сожалению, часто подвержен почтенный Петр Иванович, не ослабляют его необыкновенной деятельности и стремления передать ученикам своим все те познания в пчеловодстве, которые он    приобрел    долголетней    практикой, чтением и наблюдением».

По данным отчетов школы, публи­куемых в журналах, на протяжении всего двухлетнего срока обучения ученикам преподавались такие предметы, как наука о добром поведении, грамота, уроки познания о пчелах, практические упраж­нения в искусственных способах пчело­водства, практические упражнения по садоводству и огородничеству, наставле­ния в других хозяйственных занятиях. Последним Прокопович придавал большое значение, так как считал, что «пчело­водство есть только отрасль, отдельная часть, весьма много зависящая от общего хозяйства». Поэтому, кроме обучения пчеловодству, ученики знакомились с полеводством и уходом за животными.

Учебная программа отличалась тща­тельной и глубокой разработкой. В сельскохозяйственных журналах того времени она печаталась в виде «уроков о познаниях предметов, потребных для прочного пчеловодства».

Обучение проводилось по строго продуманной системе. Неграмотные с пер­вых дней обучались чтению и письму, арифметике, мере, весу и «класть на счетах». Осенью и зимой регулярно пре­подавались «уроки» по пчеловодству. Определенное время отводилось для ра­бот в мастерской для изготовления инвен­таря, в первую очередь — ульев. Обу­чались ученики и бондарному делу. -Зи­мой они вели наблюдения за пчелами. На каждый омшаник назначались «смотри­тели» — один или два старших ученика. Определенное время отводилось для чте­ния статей по пчеловодству, напечатан­ных в сельскохозяйственных журналах.

С наступлением весны ученики выпол­няли работы по выставке пчел, исправ­лению неблагополучных семей, пре­дупреждению воровства у пчел, под­кормке пчел медовой сытой, подклейке сухих сотов в рамки.

В роевую пору ученики осваивали технику организации искусственных роев, посадки в ульи естественных роев, подсиливания слабых семей и другие работы, связанные с подготовкой пчел к главному взятку.

Частично весной, а в основном летом в широких размерах осуществлялась пере­возка пчел к медоносам, производимая обычно на волах.

В зависимости от условий местности и числа учеников насчитывалось от 18 до 24 кочевых отделений, имевших от 50 до 300 пчелиных семей. Уход за пчелами поручался старшему ученику, пробывше­му в школе не менее года. В помощь ему закреплялись один-два новых ученика. Старший ученик был обязан вести строгий учет пасечного имущества, пчелиных семей с указанием состояния каждой, взвешивать контрольный улей и наблюдать за погодой.

С приближением осени на всех пасеках производилась выемка сотового меда в рамках, вытопка воска, просмотр семей, исправление неблагополучных.

Для обучения учащихся «разведению и воспитанию» медоносных растений при школе и в ее отделениях выращивали рапс, ласточник, шалфей кольчатый, душицу, змееголовник, гречиху различных сроков посева, малину, вербу, лозу и синяк (до 30 десятин), «как растения от всех других медоноснейшего». Кроме этих по­севов при каждом отделении закладывали небольшие делянки медоносов, на ко­торых ученики вели наблюдения за срока­ми цветения растений, интенсивностью по­сещений их пчелами в течение дня. Ученик был обязан вскопать выделенную ему делянку, удобрить, засеять ее медо­носами и затем держать «в надлежащей исправности».

Уже в первые годы существования школы Прокопович, чувствуя приближение старости и слабость здоровья, подыскивал помощника и преемника по руководству школой и ее хозяйством. Выбор пал на Великдана, который неотлучно, с малых лет находился на попечении и воспитании отца.

После длительных 'недомоганий П. И. Прокопович тяжело заболел и 3 апреля 1850 г. скончался. Его похоронили при большом стечении народа; по его завещанию, неподалеку от школы, под сенью вековых лип. Возле могилы был поставлен втулочный улей с пчелами, сделанный руками покойного в 1814 г.

Великдан был достойным продолжа­телем дела, начатого отцом. Пасеки, по словам старожилов, возросли до небы­валых размеров — 12 тыс. семей. Площадь под посевами медоносов была увеличена до 200 десятин.

Под руководством Великдана школа просуществовала до 1879 г., до его смерти. Огромная пасека и все хозяйство, оставшиеся без наследников, были описа­ны и летом 1880 г. проданы с публичных торгов. Ульи с пчелами, домашняя утварь, библиотека были частично расхищены или проданы еще до торгов. Архив школы, переписка Прокоповича, его неизданные литературные труды погибли. Помещения для школы и жилой дом были проданы на снос, разобраны и другие строения, земельные участки распроданы местным жителям. Таков был печальный конец школы Прокоповича, просуществовавшей более 50 лет. Министерство земледелия отнеслось к ликвидации школы равно­душно. Имя Прокоповича и его детище были преданы забвению.

Строго научный подход Прокоповича к вопросам ухода и содержания пчел сыграл большую роль в изучении и пони­мании его учениками основ разумного пчеловодства.

За 53 года своей деятельности школа Прокоповича подготовила и выпустила более 700 учеников, которые своими знаниями содействовали развитию пчело­водства не только на Украине, в централь­ных губерниях России, но и в самых отдаленных ее уголках. Некоторые быв­шие ученики школы стали известными пчеловодами.

В школе Прокоповича обучение было поставлено на единстве теории и практики. Эта особенность преподавания характери­зует Прокоповича, как талантливого педа­гога и новатора.

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Сохранить материал к себе
Рекомендуемые статьи