Разделы сайта

гуси, разведение гусей, содержание гусей Разведение кур, содержание кур, откорм бройлеров Разведение уток. Содержание уток. Разведение крупного рогатого скота. Содержание крупного рогатого скота Разведение лошадей. Содержание лошадей Разведение коз. Содержание коз Овцеводство. Содержание овец. Разведение овец. Свиноводство. Разведение свиней. Содержание свиней. Откорм свиней.

Русский тяжеловоз: племенная работа

О племенной работе с русским тяжеловозом

Русская тяжеловозная порода лошадей получена в результате систематического подбора и отбора низкорослых, но массивных жеребцов и кобыл арденской породы. Русскому тяжеловозу присущи мелкий рост (от 142 до 150 см), массивный, длинный, глубокий и широкий корпус с обхватом груди 185—205 см, короткие, сухие конечности с удовлетворительным развитием костяка, породная голова средних размеров, короткая, массивная шея. При хорошем развитии корпуса и достаточно гармоничном телосложении у лошадей этой породы часто встречаются присущие выводным предкам экстерьерные недостатки. Основные из них — мягкая спина, короткий, свислый круп, запавшее запястье, саблистость.

Кобыла, русский тяжеловоз

Кобыла Боевая, русский тяжеловоз

Жеребец, русский тяжеловоз

Жеребец Колодник, русский тяжеловоз

К ценным хозяйственно полезным признакам этой породы следует отнести подвижность, длинный продуктивный шаг и свободную рысь, неприхотливость к кормам и способность держать тело при удовлетворительном кормлении, добронравность, достаточную силу, в соответствии с типом лошади, высокую плодовитость, выносливость и приспособленность к различным климатическим и хозяйственным условиям.

Величина максимальной силы тяги у русского тяжеловоза значительно меньше, чем у других сравниваемых пород, причем она меньше не только в абсолютном выражении, но и по отношению к живому весу.

По данным Института коневодства, полученным в 1951 г., рекорды максимальной грузоподъемности повышаются по мере повышения кровности русского тяжеловоза.

Согласно этим данным, чистопородные русские тяжеловозы установили максимальное тяговое усилие 314 кг, а помеси первого поколения 185 кг, помеси же второго поколения — 232,5 кг.

Характеристика хозяйственно полезных качеств русского тяжеловоза и анализ его происхождения показывают, что эта порода отличается по своим качествам как от выводных арденов, так и от других тяжеловозных пород. Новый тип русского тяжеловоза отвечает современным требованиям многих краев, областей и республик РФ, в связи с чем и получил широкое распространение.

Определяя направление и методы племенной работы с русским тяжеловозом, необходимо повышать с каждым годом требования к качеству рабочих лошадей колхозов и совхозов различных зон СССР, в том числе и зон распространения русского тяжеловоза. Анализ истории племенной работы в прошлом показывает, что длительный, систематический отбор и широкое использование в качестве заводских производителей низкорослых жеребцов и применение инбридинга приводило к закреплению и стойкой передаче по наследству мелкого роста.

Вообще заводские жеребцы-производители и родоначальники линий с ростом 150 см и выше встречаются редко.

Например, родоначальник одной из современных линий жеребец Ларчик при недостаточном росте — 139 см имел хорошую косую длину— 154 см и обхват груди 193 см, но обхват пясти только 20 см. Такое же несоответствие в промерах можно наблюдать и у других представителей линий, например, у жеребца Караула — 143—155—187—20 см.

Мелкие производители не могут поднять рост местных лошадей даже в зонах первичного улучшения.

Повышения роста можно добиться двояким путем. Первый наиболее быстрый и простой путь, это прилитие крови советского тяжеловоза. Однако к этому способу надо прибегать лишь в крайних случаях, при недостатке хороших заводских жеребцов-производителей.

Поднимая рост русского тяжеловоза, нельзя допустить утраты сложившегося его желательного типа. Опыт работы ряда конных заводов показывает, что когда поднимают рост без учета необходимости сохранения сложившегося в этой породе типа, получают хотя и более крупных, но нетипичных для породы лошадей.

Скрещивание с советским тяжеловозом может повести к утрате ряда породных особенностей русского тяжеловоза и превратить его в мелкого советского тяжеловоза

Поэтому основным методом дальнейшей племенной работы с русским тяжеловозом следует признать улучшение в себе, за счет отбора более крупных, но типичных жеребцов и кобыл. При таком отборе и правильном подборе необходимо одновременно обеспечить хорошие условия кормления, ухода и содержания производящего состава — кобыл, жеребцов и молодняка всех возрастных групп.

Особое внимание должно быть обращено на повышение рабочих качеств: увеличение грузоподъемности, выносливости, скорости движения шагом и рысью. В данное время, когда племенной состав конзаводов, как правило, используется на различных работах в хозяйстве, выявление работоспособности упростилось, нужно только вести учет выполнения работы каждой лошадью и ее состояния в смысле упитанности, работоспособности и доброезжести. Весь племенной молодняк должен проходить тренинг и испытания. Данные о работоспособности надо вносить в заводские и племенные книги, где указывать не только рекорды, полученные при официальных испытаниях, но и данные о рабочих качествах при использовании в хозяйстве в старшем возрасте.

Необходимо также вести работу по повышению скороспелости русского тяжеловоза, чего можно добиться путем отбора по этому хозяйственно полезному признаку хорошим кормлением и выращиванием молодняка.

Уровень кормления должен быть обеспечен согласно нормам, рекомендованным научно-исследовательским институтом коневодства.

Наряду с обеспечением лошадей в стойловый период хорошим сеном из бобовых и злаковых трав, в рацион должны входить доброкачественные концентрированные корма в виде овса, отрубей, жмыха, а также сочные корма в виде моркови, турнепса и кормовой свеклы. В летний период производящий состав в свободное от работы время должен пользоваться пастбищем с богатым травостоем и получать подкормку концентратами.

Рекомендуемые нормы кормления предусматривают обеспечение всеми основными питательными веществами согласно живому весу, возрасту, сезону и физиологическому состоянию лошадей.

При работе на жеребых кобылах норма кормления должна быть увеличена не менее чем на 30% против рекомендуемых размеров для соответствующей неработающей группы тяжеловозов.

Низкий уровень кормления не обеспечивает хорошего развития молодняка, всвязи с чем снижается его качество, а отсюда понижается цена при реализации. Экономически выгоднее при полноценном кормлении и рациональном содержании выращивать молодняк класса элиты и первого, чем при скудном кормлении выращивать продукцию, отвечающую требованиям второго класса.

Жеребцы-производители в неслучной сезон при хорошем полноценном кормлении также могут быть использованы на внутрихозяйственных работах.

В случной сезон жеребцам нужно ежедневно предоставлять умеренный

моцион путем проездки в упряжи или выпуска в леваду.

Молодняк в летний период должен пользоваться пастбищным содержанием, а в зимний период его необходимо выпускать на длительные прогулки в леваду и проводить групповой тренинг всем табуном в степь по определенному маршруту на протяжении 1,5—2 часов на расстояние 8—10 км.

Заездку, выездку и тренинг молодняка нужно производить согласно наставлению научно-исследовательского института коневодства с учетом возможности использования молодых лошадей на внутрихозяйственных работах. Производимые на молодняке работы нужно обязательно учитывать и оценивать качество их выполнения.
А. Яковлев, профессор

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Сохранить материал к себе
Рекомендуемые статьи