Результаты оценки тувинской упряжной (верхне-енисейской) породной группы лошадей

Результаты оценки тувинской упряжной (верхне-енисейской) породной группы лошадей

Тувинская упряжнаяОсновной задачей племенной работы по соверщенствованию любой породы лошадей является разведение их с высокими хозяйственно полезными качествами, разнообразным использованием в различных районах разведения, приспособленных к соответствующим местным условиям кормления, содержания и климата.

Без знания биологических особенностей, хозяйственно полезных качеств лошадей невозможно правильно применить мичуринское учение в племенной работе по совершенствованию породных качеств в разведении конепоголовья.

Вот почему апробация хозяйственно полезных качеств верхнеенисейской лошади явилась в настоящее время основной работой по дальнейшему ее совершенствованию.

Методика оценки лошадей состоит из четырех вариантов:

1. Оценка лошадей на силу и выносливость, а также скорость движения при обыкновенных шаговых грузоперевозках.

2. На срочную доставку груза в обусловленное время.

3. На максимальную грузоподъемность в полозном приборе с применением догрузки на ходу.

4. На максимальный суточный пробег в одноконной бричке со скоростью движения 10 км в час, с применением однократного кормления, поения на привале и поения в половинной норме на контрольных пунктах.

Все четыре варианта испытания лошадей были достаточно трудными, тем более что заранее плохо была организована подготовка лошадей через тренинг.

Характерная особенность испытания лошадей верхнеенисейской породной группы заключалась в том, что эти испытания были приближены к производственной деятельности.

По первому варианту оценки предусматривалось расстояние, рельеф, особенности грунта, т. е. те естественные условия, в которых совершаются грузоперевозки на пути от районного до областного центра.

Груз на каждой подводе относительно был одинаков. Аллюр лошадей также одинаков, но скорость движения различная, в зависимости от расстояния, качества дороги н наличия естественных препятствий.

Старты были установлены в четырех населенных пунктах: в Турине, Байгакс, Заменке, Балгазнке. Финиш для всех четыре, групп лошадей был установлен на Кызыле: для туракской группы — на подходе к Кызыльскому парому; байгайской — на подходе к Заозерной; знаменской и балгазинской — около бензоколонки кызыльского автотранспорта.

Расстояние определялось при помощи спидометра автомашины ГАЗ-67 и было равно: Туран—Кызыл — 70 км, Байгак— Кызыл — 80 км, Знаменка—-Кызыл — 90 км, Балгазнк—Кызыл—110 км; груз на каждую подводу составлял—30 пудов зерна, 100 кг фуража и вес одного ездового.

Условная скорость движения для туранского транспорта—3,5 км, бангакского — 5,5 км, знаменского — 5,5 км, балгазинского — 4,5 км.

Апробация проводилась с 1 по 11 октября 1950 г. включительно.

Отбор проводился самими колхозниками. Допускались только те лошади, на которых имелись справки ветеринарного врача о состоянии здоровья, а кобылы — заведомо нежеребые.

Возраст жеребцов, меринов и кобыл был принят от 6 до 12 лет. Отбор лошадей проводился по промерам: для жеребцов и меринов — по росту от 152 см и выше, косой длине от 156 и больше, обхват груди от 179 и больше, пясти от 20 см и больше: по кобылам соответственно — от 145, 155, 172, 19,5; по упитанности не ниже средней. Данные приводятся в таблице ниже.

Состав лошадей, подвергнутых апробации

Состав лошадей, подвергнутых апробации

Из состава 14 жеребцов-производителей 9 перед испытанием были втянуты в работу, 5 жеребцов на сельскохозяйственных работах совершенно не использовались, им применялась только проминка. Кроме того, из пяти жеребцов — Байкал и Смелый — всего за 10 дней до начала испытания были взяты из табуна. Все остальные лошади, исполняли раньше различные работы по уборке урожая и перевозке зерна. Из 50 верхнеенисейских лошадей 43 испытывались но первому варианту, а 7 были использованы в соревнованиях на гладких скачках по ипподромной дорожке в Кызыле

В пути лошади отдыхали по 4 часа, из них на 2 контрольных пунктах по 30 минут и 3 часа на привале. Контрольные пункты распределялись так: первый — через 1/3 пройденного расстояния, второй — через % расстояния пройденного пути. Привал был на полпути.

Контрольные пункты и привал находились там, где имелась вода. Кормление осуществлялось на привалах.

На контрольных пунктах группой ветеринарных работников под руководством заведующего областной баклабораторией Г. Г. Шипицина производился зооветеринарный осмотр лошадей. Проверялось дыхание и пульс. На привалах проводилась термометрия, брались кровь и моча для лабораторного анализа.

Из таблицы 2 явствует, что при таком грузе и большом расстоянии, по чрезвычайно тяжелому пути, лошади могут дать средний показатель скорости движения по 5,8 км в час, только обладая большой силой и выносливостью.

Все лошади достигли финиша в отличном состоянии.
Чтобы представить всю трудность преодоленного пути, достаточно охарактеризовать самый тяжелый из них участок и самый легкий.

Самый трудный, хотя и короткий путь был пройден туранской транспортной группой лошадей.

Этот путь пролегает по шоссейной дороге, пересекаемой пятью небольшими перевалами и горным хребтом Тока, являющимся отрогом западного Саяна, высота которого над уровнем моря 1350 м. На всем пути конный транспорт должен был поднять груз на 450—500 м вверх. Подъем шел на протяжении 7 км. Угол подъема достигал 15° и снижался лишь в местах, где дорога вьется на подъем трижды повторяющейся петлей.

Спуск с этого хребта равен 12 км и не менее труден.

Для транспортных лошадей с 50-пудовой нагрузкой этот путь как на подъеме, так и на спуске представлял серьезные затруднения.

Трудность была преодолена потому, что испытуемые лошади оказались исключительно выносливыми.

Что касается самого легкого пути, то его можно характеризовать следующим образом.

Путь от Знаменки до Кызыла пролегал вниз по течению Енисея. Этот путь изобилует крутыми подъемами. Дорога проселочная, твердая, местами покрыта гравием и песком. В общей сложности эта дорога соответствовала более или менее нормальному ходу лошади с нагрузкой в 30—35 пудов, при норме скорости движения обозов до 6 км в час.

После тщательной проверки состояния лошадей, участвовавших в первом варианте, 4 октября 1950 г. в 12 ч. 00 м. началось испытание на срочную доставку груза. На каждую подводу было погружено 24 пуда, включая ездового. Грузом служил песок.

Всего было привлечено 30 лошадей в одноупряжных подводах, т. е. на 13 лошадей и подвод меньше, чем в первом варианте. Причина недоиспользования заключалась в том, что 8 повозок после первого варианта вышли из строя. Кроме того, 11 лошадей были частью не подкованы, частью с расслабленными подковами, а два мерина были освобождены ветнадзором из-за учащенного дыхания (эмфизема легких).

Всем 30 лошадям надлежало сделать пробег в 25 км на Знаменку, по 12,5 км туда и обратно. Старт и финиш состоялись против сторожевой будки.

Лошади были разбиты на 3 группы и стартовали через каждые 30 минут. Первая и третья группы прошли по строго указанному маршруту, а вторая, в количестве 14 подвод, отклонилась влево и пошла по нижней дороге. Отклонения были исправлены на ходу. Расстояние было замерено спидометром той же машины ГАЗ-67. Транспорт, не останавливаясь в пути, прошел 33,2 км, из них 16,8 км по нижней дороге и 16,4 км по верхней дороге в обратный путь.

Результаты апробации по второму варианту характеризуются в таблице 3

Из таблицы видны исключительно высокие результаты по скорости движения как на 25 км, так и на 33,2 км.

Жеребец-производитель Байкал с общей нагрузкой 675 кг, или 42 пуда, прошел расстояние в 25 км за 1 час 44 мин. Он показал скорость движения 14,423 м в час, совершил всего 16,88 тонно-километра, или 9,74 тонно-километра в час. Лысан шел с нагрузкой в 678 кг, прошел то же расстояние за 1 час 45 мин., показав скорость 14,286 м в час, совершив всего 16,95 тонно-километров при 9,7 тонно-километра в час

Жеребец Смелый показал почти аналогичные данные.

Выдающийся результат показал жеребец-производитель Любимчик. Расстояние в 33,2 км он прошел с грузом за 2 часа 40 минут со скоростью 12,450 м в час. Совершил всего 22,11 тонно-километра. При этом темп работы его равен 8,29 тонно-километра в час.

В пробеге участвовало две кобылы: Машка — на 25 км и Рысачка — на 33,2 км. Обе кобылы в составе групп показали прекрасные результаты.

Согласно бонитировочным данным жеребцы-производители Смелый, Лысан, Любимчик, Байкал получили наивысшую бальную опенку по стандартам для верхнеенисейской породной группы и отнесены к классу элита.

Апробация на максимальную грузоподъемность проводилась по способу Г. Г. Карлсена, Л. Б. Воейкова.

Накануне испытания были изготовлены из сухого лиственного дерева два стандартных полезных прибора, размер которых выдержан соответственно схеме, помещенной в журнале «Коневодство» № 2 за 1949 г. Ширина подрезов 6 см, вес прибора 194 и 189 кг. Вес прибора был уравнен грузом и доведен до 300 кг.

Испытание проводилось по дороге Заозерная— Кызыл. Грунт, твердый, песчано-каменистый. Перед началом испытания приборы, с целью отшлифовки подрезов, были обкатаны.

Как только лошадь страгивала с места полозный прибор, на него подкладывался груз — мешки с песком по 50 кг, расставленные по обе стороны дороги через каждые 5 м.

Кроме постоянных 300 кг тяжести полезного прибора, лошадь должна была собрать добавляемый через каждые 5 м, 50 кг, а всего 500 кг, т. е. 10 мешков на 45 м расстоянии.

Испытания лошадей на максимальную грузоподъемность проведена 6 октября 1950 г с 12 до 18 часов. Всего испытано 26 лошадей.

Руководствуясь коэффициентом сопротивления и тяговым усилием по грунтовой дороге, высчитали, что максимальная грузоподъемность верхнеенисейской лошади достигает 8000 кг.

Лучшие результаты по грузоподъемности показали жеребцы-производители Смелый и Лысан. Смелый прошел 50,6 м с максимальным грузом 8 т, Лысан — 47,1 м с грузом 8 т.

Самым трудным испытанием был вариант IV, т. е. двухсоткилометровый пробег за одни сутки при однократном кормлении.

Это вариант действительно трудный для упряжных лошадей, не обладающих большой выносливостью. Лошади были запряжены в транспортные брички весом свыше 200 кг; кроме того, вес ездового в полном зимнем обмундировании и суточный запас кормов.

Маршрут пробега был принят от трибуны кызыльской илподромной дорожки до села Балгазик — на 100 км в один конец и обратно. Старт и финиш находились около трибуны.

Расстояние определено при помощи спидометра машины ГАЗ-67 двухкратным проездом. Путь этот пролегал через достаточно трудный и длинный Чедырский (34 км) перевал, относительно равный рельеф Чедырской степи (40 км) и подтаежные пески Балгазинской таежной зоны (26 км).

Эти расстояния преодолевались дважды, так как конный транспорт проходил их и в обратный путь.

Привал на 3 часа был проведен в селе Балгазик, а контрольный пункт был установлен на полпути от Кызыла до Балгазика, т. е. на 51 км. Лошади отдыхали на контрольном пункте по 30 минут. Контрольных остановок всего было две.

Зооветнадзором допущено к участию 38 лошадей, участвовало же только 20; 18 лошадей выбыли из строя из-за ослабленности подков, раскованности, неисправности бричек и необеспеченности фуражом из колхозов.

Транспорт стартовал 10 октября 1950 г. в 14 час. 50 мин. Его сопровождали: член судейской комиссии товарищ Рагулин, ветврачи Сулейманова, Карпов и член комиссии, старший научный сотрудник Опытной станции Куклин.

На подходе к финишу (за 6 км) между ездовыми разыгралось соревнование-на первенство. В результате первым достиг финиша жеребец-производитель Мурашко колхоза «Красный партизан». Вторым пришел Ззездан — жеребец-производитель колхоза «Искра», Пий-Хемского района, третьим — жеребец-производитель Лысан колхоза имени Ворошилова, Каа-Хемского района.

Все лошади, за исключением табунных невыезжанных жеребцов Смелого и Байкала, достигли финиша в прекрасном состоянии. Смелый и Байкал, хотя в норму уложились, но достигли финиша позднее первых на 9—8 минут. Однако по сравнению с другими они пришли более угнетенными, с обильным потоотделением.

Три мерина комиссией в пути были сняты с испытания, из них Бурка 10 лет из колхоза «Искра» и Атаман 10 лет из колхоза «Красный пахарь», Пий-Хемского района, ввиду учащенного дыхания (первый на 153-м км, второй на 143-м км). Мерин Мотор 8 лет из колхоза «Красный пахарь», Пий-Хемского района, отстал от транспорта из-за плохого управления лошадью ездовым.

Эти три лошади прибыли к финишу ходом с запозданием на 3 часа.

Таким образом, из 20 лошадей 17, или 85% состава, достигли финиша ранее обусловленного времени, что вызвало у присутствующих общее восхищение верхнеенисейскими лошадьми.

К недостаткам проведенной апробации следует отнести отсутствие специальной подготовки лошадей к столь тяжелым испытаниям и недостаточно серьезный отбор лошадей. Кроме того, в ходе испытания имели место некоторые организационные неполадки, приведшие к снижению количества испытуемых лошадей.

На проведенных испытаниях верхнеенисейская породная группа лошадей зарекомендовала себя по работоспособности как одна из выдающихся среди пород и породных групп лошадей Сибири. Результаты апробации позволили Областному управлению сельского хозяйства определить направление и способы дальнейшего совершенствования внутрипородных хозяйственно-полезных качеств верхнеенисейской лошади путем направленного выращивания молодняка.

А. Ф. Куклин
 

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Рекомендуемые статьи