О текущем состоянии дел с распространением в Европе нового вирусного заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг

О текущем состоянии дел с распространением в Европе нового вирусного заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг.

С целью облегчения планирования Вашей деятельности сообщаю о текущем состоянии дел с распространением в Европе нового вирусного заболевания, вызываемого вирусом Шмалленберг (Schmallenberg), и о том, как это положение дел может отразиться на ввозе КРС и МРС из Европы.

Итак, зарегистрирован еще один новый, возможно опасный, вирус, поражающий МРС и, видимо в меньшей степени КРС. Я использовал слово «зарегистрирован», а не слово «появился», поскольку еще не установлено, что этот вирус не циркулировал где-то ранее. Так бывает достаточно часто, что вирус столетиями или тысячелетиями циркулирует в какой-то изолированной популяции животных и остается не замеченным, поскольку и он приспосабливается (адаптируется) к этой популяции животных и популяция животных приспосабливается к нему. Так они и сосуществуют тихо-мирно, пока этот вирус не попадет в неадаптированную к нему (не готовую к встрече с ним, не имеющую защиты против него) популяцию животных и начнет прогрессивно распространяться по странам и континентам.

Сейчас достоверных данных о нем еще очень мало, но уже понятно, что он относится к большой и весьма опасной группе вирусов, которая называется Буньявирусы (семейство Bunyaviridae). Внутри нее он относится к роду ортобуньявирусов («орто» в данном контексте понимается как «настоящие», что в отношении к болезнетворным агентам понимается как типичные и самые зловредные) (Orthobunyavirus). Внутри этого рода он принадлежит к серогруппе Симбу (Simbu serogroup). Чтобы легче понять насколько это большая группа вирусов достаточно сказать, что только в серогруппу Симбу входит 25 известных вирусов и ни кто не знает сколько еще не известных.

Из тех возбудителей, которые наслуху, к Буньявирусам относятся вирус Конго-Крымской геморрагической лихорадки (поражает и человека тоже), вирус Лихорадки долины Рифт (особо-опасная болезнь), вирус Акабане.

Что в отношении вируса Шмалленберг установлено точно?

Точно установлено, что сейчас он распространен достаточно широко в Европе. Он уже выявлен в трех странах (Германия, Голландия, Бельгия), но это вовсе не означает, что он отсутствует в других, учитывая свободу торговли внутри Евросоюза и то, что ветслужбы двух из этих трех стран, в отличие от ряда других, очень сильны в диагностике и могли просто опередить в мониторинге распространения этого вируса своих коллег из других стран ЕС.

Точно установлено, что он вызывает тяжелую патологию у МРС (поражается генеративная сфера и плоды).
Точно установлено, что он может заражать и КРС тоже, однако с патологией у КРС четкой картины нет.
Предполагается, что у данного вируса, как и у его ближайших родственников по серогруппе 2 пути заражения – вертикальный – от матери к плоду и горизонтальный – при укусах насекомых. Наличие последнего пути с высокой степенью вероятности предполагает возможность ятрогенной передачи – передачи ветврачами при проведении прививок, взятии крови и подобных процедурах, на что, прошу Вас, уважаемые коллеги, обратить внимание.

Пока не имеется данных, о том, что он может заражать человека. Однако пока наши европейские коллеги не представили нам ни какой информации о последствиях контактов с зараженными животными и патологическим материалом беременных женщин.

А это, учитывая тропность (тканевую, органную направленность вируса в организме зараженных особей) вируса у МРС (поражание плодов), - ключевой момент в вопросе определения степени опасности вируса для человека.

В отношении деталей и характеристик распространения вируса более-менее определенные, хоть и неточные и неполные данные нам официально предоставила Голландия.

В частности, моя коллега Кристиана Брушке сообщает, что уже (на 18-е января) обнаружено 226 пораженных вирусом хозяйств, из которых 93 – это молочные фермы КРС. Это не очень много для Голландии (всего в Голландии почти 40 тысяч хозяйств), но процент уже заметный и, полагаю, не все зараженные хозяйства выявлены, так как мониторинговую программу голландские ветеринары начали, как сообщает г-жа Брушке, только 20 декабря.

Также она сообщает очень важную для нас информацию: установлено, что вирус присутствует на территории Голландии как минимум с лета 2011 года (это видно из картины серопозитивности стад), а может быть и дольше. Это означает, что голландские врачи могли отсертифицировать экспортируемых к нам нетелей и телок как здоровых, а они были инфицированы этим вирусом.

К сожалению, г-жа Брушке не сообщила какие конкретно меры принимаются в отношении инфицированных стад. В ее письме имеется и еще ряд неясностей, что естественно в данной ситуации (полных данных и у них еще нет, а скорость предоставления информации сейчас важнее ее полноты) и мы сегодня отправили ей запрос на представление дополнительной информации по указанным выше и некоторым иным вопросам.
Немецкие и бельгийские коллеги пока не сообщили нам ни чего внятного, кроме того, что болезнь есть и у них и что распространена она достаточно широко. Мы отправили запросы также и им, и в Комиссию ЕС поскольку нам не ясна ситуация в других странах ЕС.

Кстати говоря, нам не очень понятна и роль этого надгосударственного органа: как так получается, что в одних европейских странах госветслужбы работают быстро и четко, в других – иначе. И все это в условиях свободного товарооборота? А мы-то торгуем с ЕС в целом и наша биобезопасность зависит от того, насколько эта же самая биобезопасность обеспечена на всей территории ЕС. Об этом мы тоже спросим у г-жи Тестори-Коджи.

Теперь – о наших мерах – принятых и тех, что возможно будут приняты.

Мы уже запретили ввоз МРС и сырой (вирус нестоек при нагревании) продукции от этих животных из этих 3 стран.

Не могу исключить, что список этих стран придется в ближайшее время расширить.

Не могу также исключить и то, что придется запретить ввоз в Россию также и КРС.

При самом неблагоприятном развитии ситуации в Евросоюзе возможна приостановка поставкой и КРС и МРС вообще из всех стран Европы.

Причем этот запрет будет держаться до тех пор, пока либо наши европейские коллеги не возьмут ситуацию с распространением этого вируса под контроль (при помощи вакцинации или санитарных мер), либо мы с ними совместно не разработаем дополнительных мер безопасности, которые позволят безопасно продолжить ввоз при проверке ввозимого из неблагополучных по этой болезни стран поголовья.