Шатун

Поршень с коленчатым валом шарнирно соединяет шатун. Он изготовлен из стали и термически обработан, состоит из стержня и двух головок (верхней и нижней).

шатуны и шатунные подшипники в двигателе трактора
Шатуны и шатунные подшипники:

а — шатун и его детали; б — способы подвода масла к поршневому пальцу в шатуне; в — сечение стержня шатуна; г — способы фиксации крышки нижней головки шатуна: д — схема косого разъема нижней головки шатуна; 1 — верхняя головка шатуна; 2—втулка верхней головки; 3 — стержень шатуна; 4 — нижняя головка шатуна; 5 — вкладыш шатунного подшипника; 6— крышка нижней головки шатуна; 7 — шатунный болт; 8 — корончатая гайка; 9 — шплинт; 10 — фиксирующий усик вкладыша; 11 — канал для масла:
12 — отверстие для выбрызгивания масла на днище поршня; 13 — масляная канавка на наружной поверхности втулки; 14 — маслораспределительные канавки на внутренней поверхности втулки; 15 — отверстие для забрызгиваемого масла; 16 — канал для масла; 17 — фиксирующий штифт; 18 — замковая шайба; 19 — треугольные шлицы в стыке крышки с нижней головкой шатуна

В верхнюю головку 1 (рис. выше) для уменьшения трения с поршневым пальцем запрессована бронзовая втулка 2. По кольцевой канавке и радиальным отверстиям втулки к поршневому пальцу подводится масло.

В верхней головке шатуна двигателя Д-108 имеются два отверстия, из которых выбрызгивается масло для охлаждения днища поршня. У двигателей АМ-01 и АМ-41 таких отверстий нет. В верхней головке шатунов других изучаемых двигателей сделано только по одному отверстию. Через него масло в виде капелек подводится ко втулке шатуна и смазывает поршневой палец.

Стержень 3 шатуна двутаврового сечения. Он достаточно прочен, хотя масса его небольшая. Вдоль шатуна двигателей АМ-01, АМ-41 и Д-108 просверлен канал, по которому масло подается от нижней головки к верхней.

Нижняя головка 4 шатуна имеет разъем по оси отверстия. Отъемная часть называется крышкой. Когда поршень с шатуном вынимают (вверх), головка без крышки должна проходить через цилиндр. Для этого нижняя головка (двигателей АМ-01 и АМ-41) разрезана под углом 45° к оси шатуна. Разъем нижней головки шатунов других двигателей выполнен под прямым углом.

Крышка шатуна крепится к нижней головке двумя болтами 7, изготовленными из очень прочной хромоникелевой стали. Они ввернуты в тело шатуна и фиксируются замковыми шайбами 18 "(двигатели Д-37М, Д-37Е, Д-21, АМ-01, АМ-41) или имеют корончатые гайки 8, которые удерживаются шплинтами 9. Крышку шатуна двигателей Д-50, AM 01, АМ-41, Д-37М, Д-37Е и Д-21 относительно его нижней головки фиксируют мелкие треугольные шлицы 19, нарезанные на стыковых поверхностях.

В нижней головке шатуна и его крышке расположен подшипник, охватывающий шатунную шейку коленчатого вала. Подшипник образован двумя тонкостенными вкладышами 5 толщиной 2—3 мм, изготовленными из стальной ленты. Внутренняя поверхность вкладышей для уменьшения трения и износа шейки вала покрыта алюминиевым антифрикционным сплавом толщиной 0,25—0,30 мм или слоем свинцовистой бронзы. Вкладыши удерживаются в теле шатуна и крышке благодаря плотной посадке и наличию усиков 10, которые входят в выточки нижней головки и ее крышки. В верхнем вкладыше шатунов, имеющих в стержне канал для масла, есть отверстие, расположенное против этого канала.

Внутренний диаметр шатунного подшипника должен быть больше диаметра шатунной шейки вала на определенную величину, составляющую зазор в подшипнике. Этот зазор не регулируют. При длительной работе двигателя он увеличивается, а когда становится больше допустимого, вкладыши заменяют новыми (основного или ремонтного размера, в зависимости от диаметра шатунных шеек вала).

На нижней головке и крышке шатуна ставят номер комплектности, а на крышке, кроме того, порядковый номер цилиндра и массу шатуна. При сборке нужно следить за тем, чтобы номера комплектности на крышке и головке шатуна были одинаковыми и располагались с одной стороны, а порядковый номер соответствовал номеру цилиндра двигателя.

Виды сельскохозяйственной деятельности: