Радиаторы в системах охлаждения тракторов

Радиаторы в тракторах. Радиатор двигателя СМД-14 состоит из сердцевины 3, верхнего 6 и нижнего 32 баков. Сердцевина изготовлена из латунных трубок овального сечения, расположенных в четыре ряда и пропущенных сквозь поперечные латунные пластины. Последние предназначены для увеличения поверхности охлаждения. Концы трубок припаяны к крайним утолщенным пластинам, которые через уплотнительные прокладки привинчены к бакам. Две литые боковые стойки скрепляют баки и придают радиатору необходимую жесткость.

Снизу радиатор опирается на передние кронштейны рамы, а сверху стяжками прикреплен к двигателю. Впереди к стойкам кренится масляный радиатор, перед которым размещена брезентовая шторка 5.

Шторкой управляет тракторист со своего рабочего места: он тянет за цепочку, и шторка сматывается с валика и прикрывает радиатор. Нужное положение шторки фиксируют установкой цепочки в фасонном вырезе. Если отпустить цепочку, то усилием пружины шторка снова намотается на валик.

Спереди радиатор трактора защищен облицовкой 2 с сеткой 1. Сзади к нему прикреплен кожух 31 вентилятора, благодаря которому воздух равномерно проходит сквозь всю сердцевину.

В отверстие верхнего бака плотно вставлена заливная горловина 9, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. Когда пробка установлена на горловине, паровой клапан 4 (рис. ниже) через резиновую прокладку 3 прижат пружиной 7 к уступу горловины 2, изолируя полость верхнего бака от атмосферы.

пробка тракторного радиатора

Пробка радиатора:

1 — воздушный клапан; 2 — горловина радиатора; 3 — прокладка; 4 — паровой клапан; 5 — пробка; 6 — шток; 7 — пружина; 8 — пароотводная трубка

В центре парового клапана сделано отверстие, которое закрыто резиновым воздушным клапаном 1. Когда давление в системе больше атмосферного на 0,28—0,33 кгс/см2, паровой клапан, преодолевая сопротивление пружины, перемещается по штоку 6 вверх. Через образовавшуюся щель пар выходит в полость горловины и далее по пароотводной трубке 8 наружу. Если в результате конденсации пара при остывании двигателя в системе создается разрежение, то воздух поступает в радиатор из полости горловины через воздушный клапан.

Достаточно большая длина горловины не позволяет холодной воде попадать через верхний патрубок 10 в водяную рубашку головки цилиндров при доливании ее в горячий двигатель. Это предотвращает образование трещин в головке цилиндров. Сетчатый цилиндр в верхнем баке, являющийся продолжением патрубка 10, предохраняет трубки радиатора от загрязнения отложениями, которые может нести вода из двигателя.

На тракторах ДТ-75 (начиная с № 157993) устанавливают радиатор с уменьшенными баками. Увеличенная по диаметру заливная горловина закрывается пробкой с резьбовым прижимом, что предотвращает внезапный выброс воды из горловины при открывании пробки. Паровоздушный клапан смонтирован в специальном корпусе, привинченном к задней стенке верхнего бака радиатора.

Радиаторы двигателей других тракторов отличаются размерами и некоторыми особенностями конструкции. Трубки могут быть не только овальные, но и круглые; баки радиатора не литые, а штампованные (двигатели Д-50, АМ-01 и Д-108); паровоздушный клапан или отсутствует, или смонтирован не в пробке, а в специальном корпусе (двигатель Д-108). Вместо охлаждающих пластин к каждой трубке иногда припаивают спиральную ленту; вместо брезентовой шторки применяют жалюзи (двигатель Д-50).

Виды сельскохозяйственной деятельности: