Особенности ходовой части тракторов Т-100М, Т-4 и Т-54В

Ходовая часть трактора Т-100М состоит из правой и левой тележек, на которых смонтированы гусеничные движители. Полурамный остов опирается на каждую тележку в трех точках через полужесткую подвеску: спереди— на балансирную рессору 17 (рис.), а сзади — шарнирами раскосов 8 и опорными концевыми подшипниками 5.

ходовая часть трактора Т-100М

Ходовая часть трактора Т-100М:

1— лонжероны рамы трактора; 2 — корпус заднего моста; 3 — ведущее колесо; 4 — бортовой редуктор; 5 — опорный концевой подшипник полуоси; 6 — гусеница; 7 — рама тележки гусеницы; 8 — раскос гусеничной тележки; 9 — однобортный каток; 10 — двубортный каток; 11 — поддерживающий ролик; 12 — кронштейн поддерживающего ролика; 13 — амортизационная пружина; 14 — стяжной болт пружины; 15 — упорный кронштейн натяжного винта; 16 — направляющий кронштейн винта; 17 — балансирная рессора; 18 — натяжной винт гусеницы; 19 — коробка балансирной рессоры; 20— малая рессора; 21 — крышка большой рессоры; 22—вилка натяжного приспособления; 23 — передвижная опора оси натяжного колеса; 24 — натяжное колесо; 25 — вкладыш шарнира раскоса рамы тележки; 26 — полуось трактора; 27 — крышка шарнира раскоса; 28 — стопорный штифт вкладыша; 29 — масленка; 30— шайба замыкающего пальца; 31 — втулка замыкающего пальца; 32—болт с гайкой крепления башмака гусеницы; 33 — замыкающий палец звена гусеницы; 34 — стопорный конус замыкающего пальца; 35 — пробка резьбового отверстия; 36 — башмак гусеницы; 37 — палец звена гусеницы; 38 — левое звено гусеницы; 39 — втулка звена; 40 — правое звено гусеницы

Гусеничная тележка жесткой сварной конструкции. На ней расположены пять опорных катков 9 и 10, два кронштейна с поддерживающими роликами 11, узел натяжного колеса с ползунковым устройством, натяжное приспособление и амортизационное устройство со спиральной пружиной 13.

Гусеница состоит из тридцати шести пар стальных штампованных звеньев 38 и 40, к которым болтами прикреплены стальные башмаки 36. Звенья гусеницы шарнирно соединены с соседними звеньями при помощи втулок 39 и пальцев 37. Пальцы и втулки запрессованы в звенья под давлением 30—60 тс. Выступающие концы втулки одной пары звеньев входят свободно в выточки наружных щек звеньев другой пары, образуя лабиринт, исключающий попадание грязи в шарнир. Концы собранной гусеницы соединены замыкающей втулкой 31 и специальным пальцем 33. В торцах пальца выполнены конусные сверления, разрезанные по всей их длине пазом Замыкающий палец свободно вводят в отверстие звеньев, после чего забивают в эти отверстия конусные стопоры 34. В таком положении они разжимают концы пальцев, неподвижно соединяя их со звеньями. В стопорах есть осевая резьба, закрытая деревянной защитной пробкой 35. Резьба нужна для съемника, которым удаляют стопор при разъединении гусеницы.

Опорные стальные катки двух конструкций: два крайних и средний — однобортные, а остальные — двубортные. Борта обеспечивают правильное направление движения тележки по гусенице и предохраняют их от схода с гусениц при разворотах или езде трактора с боковым креном. Все катки вращаются в роликовых цилиндрических подшипниках 12 (рисунок ниже).

узлы ходовой части трактора Т-100М

Узлы ходовой части трактора Т-100М:

а — двубортный каток; б — однобортный каток; в — поддерживающий ролик; 1 — пробка масляного канала 2 — ось опорного катка; 3 — резиновая манжета; 4 — пружинное кольцо манжеты; 5 — пружина манжеты 6— обойма; 7 — неподвижное кольцо уплотнения; 8 — подвижное кольцо; 9 — уплотняющее резиновое кольцо: 10—двубортный каток; 11 — штифт подвижного кольца уплотнения; 12 — роликовый подшипник; 13 — распорная втулка; 14 — шайба; 15 — дистанционное кольцо; 16 — регулировочная прокладка; 17 — упорная шайба; 18 — замковая шайба; 19 — болт крепления упорной шайбы к катку; 20 — крышка уплотнения; 21 — болт крепления крышки к раме тележки; 22 — опорная пластина с фиксирующим шипом; 23 — лонжерон рамы тележки; 24 — однобортный опорный каток; 25 — кронштейн поддерживающего ролика; 26 — кольцо сальника; 27 — сальник; 28 — поддерживающий ролик; 29 — бронзовые втулки; 30 — ось поддерживающего ролика; 31 — упорная шайба; 32 — замковые полукольца; 33 — резиновое уплотняющее кольцо; 34 — стопорное кольцо; 35 — крышка поддерживающего ролика; 36 — корпус масленки; 37 — запорный шарик; 38 — пружина шарика

Автотракторное масло подводится к подшипникам по каналу оси 2. Уплотнение от вытекания масла устроено в основном так же, как у трактора ДТ-75. Узел уплотнения показан на рисунке. Резиновая манжета 3 приклеена к неподвижному стальному кольцу 7. Оси катков укреплены на раме тележки 23 и дополнительно удерживаются фиксирующими усами опорных пластин 22.

Поддерживающий ролик чугунный, вращается в двух бронзовых или чугунных втулках. Они смазываются смесью автотракторного масла и солидола, которая подается через масленку 36 по каналу в оси ролика 30. Вытекание масла предупреждается сальником 27 и резиновым кольцом 33. От продольного перемещения ролик удерживается на оси двумя полукольцами, как показано на рисунке.

натяжное устройство и рессоры ходовой части трактора Т-100М

Натяжное устройство и рессоры ходовой части трактора Т-100М:

а — натяжное устройство гусеницы; б — балансирная рессора подвески; в — натяжное колесо; 1 — натяжное колесо; 2 — направляющие опоры; 3 — опорные планки рамы тележки; 4 — лонжероны рамы тележки; 5 — опорная плита; 6 — штифт опорной плиты; 7 — пружина; 8 — прокладка пружины; 9— упорный болт пружины; 10 — регулировочные прокладки; 11 — стопор оси натяжного колеса; 12 — крышка опоры; 13 — опоры натяжного колеса; 14 — вилка натяжного устройства; 15 — стяжные болты вилки; 16 — натяжной винт; 17 — направляющий кронштейн винта; 18 — пробка смазочного отверстия; 19 — опорный кронштейн винта; 20 — стяжной болт пружины; 21 — упорный кронштейн стяжного болта; 22 — пружина натяжного приспособления; 23 — бонка крепления щитка; 24 — щиток пружины; 25 — упор пружины; 26 — дистанционная втулка; 27 — ось натяжного колеса; 28 — роликовый подшипник; 29 — опоры с накладками направляющих упоров; 30 — коробка большой рессоры; 31 — стяжной болт листов большой рессоры; 32 — стремянки большой рессоры; 33 — листы большой рессоры, 34 — кронштейн коробки большой рессоры; 35 — кронштейн малых рессор; 36 — малая рессора; 37 — крышка малой рессоры; 38 — болт крышки, 39 — валик подвески; 40—подвеска малой рессоры; 41 — палец подвески коробки; 42— болт крепления коробки рессоры к раме трактора

Натяжное кольцо 1 (на рисунке) стальное, вращается на двух роликовых цилиндрических подшипниках 28. Способ подвода масла к подшипникам и узел уплотнения такие же, как у опорных катков. Ось колеса закреплена в опорах 13 конусными стопорами 11. Под опоры подложены стальные плиты 5, которые вместе с опорой скользят по раме тележки. Четыре пружины 7 отжимают опоры осей вверх, смягчая удары опор о раму при езде трактора по неровностям.

Механизм натяжения гусеницы состоит из пружины 22 со стяжным болтом 20, натяжного винта 16 и двух частей вилки 14. Винт 16 проходит через отверстие направляющего кронштейна 17, ввертывается в резьбовую часть опорного кронштейна 19 и используется для регулировки натяжения гусеницы.

Балансирное устройство состоит из одной большой 33 и двух малых 36 рессор, смонтированных в коробке 30, которая шарнирно соединена с остовом трактора. Такое соединение дает возможность тележкам иметь независимое качание вверх и вниз и предохраняет остов трактора от перекосов при движении по неровному грунту. Конструкция и способ соединения деталей балансирного устройства показаны на рисунке.

Ходовая часть трактора Т-4 конструктивно похожа на ходовую часть трактора Т-100М. Главные отличия заключаются в следующем. Остов трактора Т-4 тоже полурамный, но его продольные балки не двутаврового сечения, как у Т-100М, а коробчатого (рис. ниже). Каждая гусеничная тележка опирается на шесть катков. Гусеница имеет 43 звена, каждое отлито из стали, заодно с башмаком.

рама и тележка ходовой части трактора Т-4

Рама и тележка ходовой части трактора Т-4:

1 — передний брус рамы; 2 — отверстие для рукоятки; 3 — опора масляного радиатора; 4 — передний правый кронштейн рамы трактора с опорой для водяного радиатора; 5 — буксирный крюк; 6 — передняя опора двигателя; 7 — правый лонжерон рамы трактора; 8 — левый лонжерон, 9 — регулировочные пластины; 10 — лапа крепления задней опоры двигателя; 11 — резиновая втулка; 12 — кронштейны крепления двигателя; 13 — место для крепления кронштейна вала управления остановочными тормозами; 14 — кронштейны вала управления тормозами солнечной шестерни; 15 — кронштейны крепления усилителя управления, 16 — задние кронштейны рамы трактора; 17 — раскосы тележек; 18 — корпус заднего моста; 19 — крышка кулака; 20 — кулак раскоса; 21 — фиксаторы вкладышей; 22 — вкладыши шарнирного соединения раскоса; 23 — малый и большой лонжероны тележки; 24 — бонка крепления заднего щитка; 25 — пластина для опоры подшипника конечной передачи; 26 — отверстия под установочный штифт; 27 — однобортный каток; 28 — соединительный лист лонжеронов тележки; 29 — двубортный каток; 30 — опора кронштейна ролика; 31 — стойка пружины механизма натяжения; 32 — направляющие планки кронштейна механизма натяжения; 33 — поддерживающий ролик; 34 — бонка крепления защитного переднего щитка; 35 — балансирная рессора; 36 — направляющее (натяжное) колесо; 37 — планка натяжного колеса; 38 — гусеница; 39 — малая втулка звена; 40 — наружная щека звена гусеницы; 41 — замыкающее кольцо звена; 42 — большая втулка замыкающего звена; 43 — замыкающий палец; 44 — внутренняя щека звена гусеницы; 45 — стопорный конус замыкающего пальца; 46 — пробка; 47 — башмак звена; — втулка звена; 49— палец звена; 50 — кронштейн рессоры; 51 — коробка рессоры; 52 — центральная подушка рессоры; 53 — боковая подушка; 54 — угольник коробки; 55 — листы рессоры; 56 — амортизатор; 57 — стяжка листов; 58 — стремянка; 59 — пружина; 60 — корпус рессоры

Первый, третий и пятый опорные катки — однобортные, остальные — двухбортные. Катки устроены так же, как у трактора Т-100М, но в механизме уплотнения вместо приклеенной резиновой манжеты установлен резиновый чехол 9 (рис. ниже), как у трактора ДТ-75.

 узлы ходовой части трактора Т-4 

Узлы ходовой части трактора Т-4:

1 — направляющая опора; 2 — регулировочные прокладки; 3 — левая опора оси направляющего колеса; 4— пробка отверстия для заливки масла; 5 — ось колеса; 6 — защитный чехол; 7 — защитный колпак; 8 — пружина уплотнения; 9 — резиновый чехол; 10 — малое уплотнительное кольцо: 11 — подвижное уплотнительное кольцо; 12 — упорное кольцо; 13 — упорная шайба; 14 — регулировочные прокладки; 15 — проставочное кольцо; 16 — защитный кожух; 17 — роликовый подшипник; 18 — большое внутреннее кольцо; 19 — направляющее (натяжное) колесо; 20 — правая опора оси колеса; 21 — накладки; 22 — кронштейн поддерживающего ролика; 23 — поддерживающий ролик; 24 — корпус уплотнения; 25—ось ролика; 26 — конический подшипник; 27—шайба с лыской; 28 — гайка; 29 — замковая шайба; 30 — контргайка; 31 — крышка подшипника; 32 — пробка; 33 — замковая пластина; 34 — вилка натяжного устройства; 35 — регулировочный винт; 36 — защитная труба; 37 — натяжной кронштейн; 38 — стяжной болт; 39 — направляющий кронштейн; 40 — труба для ограничения сжатия пружины; 41 — пружина натяжного устройства; 42 — гайка и контргайка; 43 — задний упор пружины; 44 — внутренняя опора осей катков; 45—внутренний кронштейн оси катка; 46 — внутреннее кольцо; 47 — наружная опора осей; 48 — ось катка; 49 — двубортный опорный каток; 50 — резиновое уплотняющее кольцо; 51 — однобортный каток; 52 — болт фиксации пружины; 53 — стопор оси; 54 — упор пружины; 55 — пружина опоры оси колеса; 56 — опорная планка с установочным штифтом; 57 — направляющая планка

Поддерживающие ролики 23 отлиты из стали, по форме отличны от роликов трактора Т-100М и вращаются на конических роликовых подшипниках 26, регулируемых гайкой 28. Эти подшипники, как и подшипники опорных катков, смазываются автотракторным маслом. Уплотнение от вытекания масла такое же, как у опорных катков.

Натяжное колесо 19 трактора Т-4 отличается по форме обода от колеса трактора Т-100М. Механизм уплотнения такой же, как у опорных катков. Натяжное устройство не имеет направляющего кронштейна, отличается формой натяжного кронштейна и сборной вилки механизма натяжения. Балансирное устройство состоит из балансирной рессоры 55 (см. рис. выше) и двух спиральных пружин 59.

Концы рессоры опираются на тележки ходовой части трактора через резиновые амортизаторы 56.

Тракторы Т-4 (Т-4А) последних выпусков переведены на литую гусеницу с открытыми шарнирами. Литое звено имеет пять проушин и несколько отличается формой и размерами от звена гусеницы трактора ДТ-75.

Ходовая часть трактора Т-54В существенно отличается от ходовой части других гусеничных тракторов. Остов трактора Т-54В состоит из короткой передней рамы под двигатель и трех чугунных литых корпусов: муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. Остов опирается на две тележки и подрессорен спереди и сзади торсионными подвесками (подвески, у которых вместо рессор применены упругие валы, работающие на кручение). Задняя подвеска имеет два вала (по одному на каждую тележку), расположенных поперек трактора, а у передней подвески — один торсионный вал 12 . Он соединяет балансирно обе тележки, не давая им сходить с гусениц. При переезде по неровностям усилия от тележек передаются через рычаги 13, направленные в разные стороны, на торсионный вал. От этих усилий вал скручивается, смягчая толчки.

движитель и натяжное устройство трактора Т-54В

Движитель и натяжное устройство трактора Т-54В:

1 — гусеница; 2 — натяжное колесо; 3 — поддерживающий ролик; 4 — ведущая звездочка; 5 — опорный каток; 6 — упор кронштейна пружины; 7 — упорный фланец; 8 — амортизационная пружина; 9 — фланец с резьбой; 10 — контргайка; 11— шток; 12 — корпус амортизатора; 13 — рама тележки; 14 — упор рычага натяжного колеса; 15 — рычаг натяжного колеса; 16 — сапун

Тележка имеет четыре опорных катка 5 (рисунок), один поддерживающий ролик 3, натяжное колесо 2 с механизмом натяжения гусеницы и амортизационную пружину 8. Подшипники катков, ролика и натяжного колеса — роликовые конические, регулируемые прокладками. Оси опорных катков вварены одним концом в полость рамы 13 тележки, которая одновременно служит картером для масла. Автотракторное масло заливают в полость рамы через отверстие, закрываемое сапуном 16. Сливное и контрольное отверстия закрыты пробками. К подшипникам катков масло поступает по каналу оси 7 (рис. ниже, а) через отверстие 8.

 опорный каток, поддерживающий ролик  и натяжное колесо трактора Т-54В 

Опорный каток (а), поддерживающий ролик (б) и натяжное колесо (в) трактора Т-54В:

1 — крышка; 2 — регулировочные прокладки; 3 — распорная втулка; 4 — резино-металлическое уплотнение; 5 — лабиринтовое уплотнение; 6 — резиновое кольцо; 7 — ось катка; 8 — отверстие для подвода масла к оси катка; 9 конический подшипник; 10 — круглая гайка; 11 — пробка контрольного отверстия; 12 — поддерживающий ролик; 13 — кронштейн оси ролика; 14 — ось ролика; 15 — рычаг натяжного колеса; 16 — ступица натяжного колеса; 17 — ось натяжного колеса; 18 — рама тележки

К подшипникам ролика и натяжного колеса масло подается через контрольные отверстия.

Натяжное устройство кривошипного типа. Рычаг 15 (см. рис. выше) имеет две цапфы: на верхнюю надето натяжное колесо, а нижняя шарнирно входит во втулки тележки. Шарнир смазывают солидолом через масленку. Рычаг 15 при помощи пальца шарнирно соединен со штоком 11. Его задний резьбовой конец ввернут во фланец 9, на который действует пружина 8. Другой конец пружины через упорный фланец 7 соединен с выступом 6 кронштейна амортизирующего устройства. Регулируют натяжение гусеницы вращением корпуса 12 пружины.

Гусеница из стальных звеньев, соединенных между собой пальцами, конструктивно сходна с гусеницей трактора ДТ-75. Для обработки почвы в междурядьях различной ширины трактор Т-54В может быть оборудован гусеницами двух конструкций шириной 300 и 200 мм. Звено широкой гусеницы имеет пять проушин, а узкой — три проушины и вставные разрезные закаленные втулки. Износившиеся втулки поворачивают для работы неизношенной стороной.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: