О грубых нарушениях в работе Службы Ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области

О грубых нарушениях  в работе Службы Ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции  Калининградской области.

Территориальное Управление Россельхознадзора по Калининградской области, в связи с возрастанием угрозы распространения АЧС и во исполнение приказа Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, провело ряд внеплановых выездных проверок в отношении Службы ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области. Проверкам подверглись так же: Государственное бюджетное учреждение ветеринарии Калининградской области «Областная станция по борьбе с болезнями животных», районные отделения общественной организации «Калининградское областное общество охотников и рыболовов Калининградской области», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота свинины и продуктов её переработки.

По результатам проверок выявлены существенные недостатки в исполнении ветеринарного законодательства, создающие проблемы в решении задач предупреждения распространения вируса АЧС в регионе.

Наиболее серьезные недостатки выявлены в работе по предупреждению заноса возбудителя болезни через дикую фауну. При проверке Нестеровского, Краснознаменского и Славского отделений областного охотобщества установлено, что за последние 2 года проверки охотхозяйств со стороны Службы ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области не проводились. Ветеринарное наблюдение за ведением хозяйства и дикими животными со стороны ГБУВ КО «Областная СББЖ» не ведется, соответствующие договора не заключены. Необходимые условия для хранения кормов не созданы, документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность, отсутствуют.

Значительные нарушения выявлены в оборудовании убойных площадок, которые Службой не аттестованы и не внесены в реестр поднадзорных объектов. Места для экстренного уничтожения трупов животных и биоотходов не определены. Разделка туш добытых животных организована с нарушениями ветеринарного законодательства. Дезинфекция проводится не регулярно, создание необходимого запаса дезсредств, в том числе и на случай АЧС, не организовано.

Существенные нарушения выявлены при проверках районных станций по борьбе с болезнями животных ГБУВ КО «Областная СББЖ» структурно входящих в Службу ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции области.

Результаты проверок деятельности станций по борьбе с болезнями животных Зеленоградского, Гурьевского, Багратионовского, Славского районов показали низкий уровень организации ветеринарного контроля на муниципальном уровне, не позволяющий объективно оценить эпизоотическую ситуацию в регионе и не обеспечивающий условий для безопасного сельскохозяйственного производства.

Установлены факты невыполнения требований Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса АЧС на территории Российской Федерации от 22.02.2011 г., утвержденного председателем Межведомственной комиссии — Министром сельского хозяйства Российской Федерации:

  • не в полной мере контролируется отбор проб от свиней и диких кабанов, в том числе от павших животных. С начала года отобрано и направлено для исследования на АЧС 9 проб от свиней, при поголовье в субъекте 123610 голов и 2 пробы патологического материала от павших диких свиней, при поголовье в субъекте 4704 головы. Не организован диагностический мониторинговый отстрел диких кабанов. Отбор 258 проб осуществлялся только в рамках любительской и спортивной охоты;
  • в отдельных случаях имела место бездеятельность и попустительство. Так при выявлении нарушений правил сбора и утилизации биологических отходов в личных подсобных хозяйствах Зеленоградского района 14 и 20 сентября 2011 года, рекомендации районными станциями по устранению нарушений не давались, а информация в Службу ветеринарии не направлялась;
  • в нарушение Плана не обеспечена подготовка экологического обоснования, необходимого для осуществления мероприятий по снижению численности и миграционной активности диких кабанов до оптимальных значений в зоне угрозы заноса вируса АЧС. Не подготовлены и не представлены в Правительство РФ расчёты затрат, необходимых для проведения мероприятий по снижению численности и миграционной активности диких кабанов;
  • не обеспечен контроль за проведением мероприятий по недопущению перемещения всеми видами транспорта и реализации подконтрольных товаров без ветеринарных сопроводительных документов и по ветеринарным сопроводительным документам, выданным с нарушением законодательства. Выявлены факты оформления и выдачи ряда ветеринарных свидетельств с нарушением требований приказа Министерства сельского хозяйства РФ и таким образом являющихся недействительными.

В ходе проверок установлены нарушения допущенные Службой ветеринарии и государственной ветеринарной инспекцией области в рамках выполнения Комплексного плана мероприятий по предупреждению возникновения и распространения африканской чумы свиней в Калининградской области на 2012 год:

  • Службой не контролируется проведение ежеквартальных заседаний противоэпизоотических комиссий, которые проводятся формально. Так План мероприятий по предупреждению АЧС на 2012 год в Краснознаменском районе утвержден на заседании 25.05.2012 года. В городах Калининграде и Советске, находящихся в приграничных зонах, по территории которых проходят грузы не только из разных российских регионов, но и стран Евросоюза, комиссии вообще не созданы;
  • Службой не обеспечен контроль за соблюдением 23-мя охотхозяйствами ветеринарных требований и правил, установленных законодательством. Соответствующие проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2012 году не запланированы;
  • сложилась практика, когда ГБУВ КО «Областная СББЖ» не сообщает Службе о выявленных нарушениях ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов хозяйствующими субъектами для принятия мер по устранению выявленных нарушений;
  • Службой не обеспечен достаточный контроль за содержанием свиней на личных подсобных хозяйствах. Не налажена система учета и идентификации животных, содержащихся в ЛПХ и КФХ, не исключена возможность бесконтрольного перемещения поголовья (продажа, смена хозяина) при внутриобластном передвижении.

Проверки в отношении 7 предприятий, занимающихся выращиванием и разведением свиней, выявили многочисленные и однотипные нарушения ветеринарного законодательства и Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий. Среди них: неудовлетворительное состояние дезбарьеров или их отсутствие; отсутствие плана дезинфекционных работ; игнорирование проведения медицинского обследования работников, обслуживающих животных; уклонение от проведения исследований воды для поения животных на соответствие требованиям ГОСТ; нарушение целостности оград территорий комплексов (ферм).

Проверки предприятий, занимающихся убоем свиней и переработкой мяса, выявили нарушения ветеринарного законодательства: отсутствие дезбарьеров; не соблюдение периодичности контроля эффективности санитарной обработки путем бактериологических смывов; не соблюдение периодичности химико-бактериологического исследования воды и микробиологического контроля холодильных камер; нарушения ветеринарно-санитарных требований содержания производственных и бытовых помещений; отсутствие маркировки на производственном инвентаре и таре.

5. В ходе контрольно-надзорных мероприятий сотрудниками Управления Россельхознадзора, в присутствии представителя органов транспортной прокуратуры проведена проверка ЗАО «Аэропорт «Храброво».

В ходе проверки установлено, что в здании аэровокзального комплекса осуществляется прием авиатранспорта международных и внутренних рейсов, но через специализированную рентген-установку проходит багаж пассажиров, прибывающих только международными рейсами. Багаж пассажиров, прибывающих внутренними рейсами, не проходит контроль через рентген-установку, ввиду ее отсутствия.

Необходимость в контроле багажа на внутренних рейсах, прибывающих из неблагополучных регионов, подтверждается результатами контроля рейсов из Украины. За 24 дня августа 2012г. пассажирами, прибывшими из Украины, где выявлен очаг АЧС, добровольно сдано 34 кг свиных мясопродуктов. Указанная продукция уничтожена путем сжигания в специализированной печи.

С администрацией аэровокзала аэропорта «Храброво» решен вопрос о выделении помещения и создании условий для функционирования стационарного пограничного контрольного ветеринарного пункта.

По итогам проведенных проверок в отношении Службы ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции Калининградской области, ГБУВ КО «Областная СББЖ», Общественной организации «Калининградское областное общество охотников и рыболовов Калининградской области», юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения законодательства возбуждены дела об административных правонарушениях. В необходимых случаях выданы предписания с указаниями сроков устранения нарушений.

Всего с начала года Управлением было проведено 144 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота свинины и продуктов её переработки, выдано 43 предписания, возбуждено 72 дела об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 428500 руб.

По результатам проверок Прокуратурой Калининградской области выданы предписания Службе ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции с требованием устранить нарушения законодательства в сфере ветеринарии.

Управление Россельхознадзора по Калининградской области продолжает проведение очередные плановых и внеплановых проверок, направленных на недопущение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории региона.