Коммерсантъ: Райффайзенбанк вступил в «Агро.Клуб»

Значительные объемы российского зернового рынка привлекают крупных игроков. Так, Райффайзенбанк решил инвестировать в стартап «Агро.Клуб», представляющий собой маркетплейс по продаже зерновых культур. Хотя агротех — одно из перспективных направлений в венчурном бизнесе, но, предупреждают эксперты, прозрачность российского рынка зерна по-прежнему на низком уровне.
Входящая в Райффайзенбанк Elevator Ventures совместно с инвестфондом Speedinvest инвестировала $1,5 млн в российский агропромышленный стартап «Агро.Клуб». Об этом рассказали в пресс-службе банка.
Основатель «Агро.Клуба» Егор Кирин подтвердил, что компания получила инвестиции от Elevator Ventures и Speedinvest, отказавшись раскрывать детали. Руководитель отдела технологических исследований и цифровых инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова отметила, что для Elevator Ventures целевой объем инвестиций составляет до €3 млн при доле в проекте до 25%.
«Агро.Клуб» представляет собой мобильное приложение и веб-сервис, объединяющий фермеров, производителей, экспортеров и переработчиков зерна, а также поставщиков продукции. Экосистема включает в себя маркетплейс по урожаю, семенам, агрохимии и технике, рыночную аналитику, а также раздел для общения аграриев. Мобильное приложение предоставляет фермерам возможность продать зерно на рынке, при этом «Агро.Клуб» сопровождает все сделки гарантией платежа и качества товара, а также логистикой. Стартап работает на рынках России и Северной Америки.
Для сельхозпроизводителей пользование сервисом бесплатное, рассказал Егор Кирин: платят покупатели зерна, около 1% от сделки. При этом «Агро. Клуб» обеспечивает проверку качества продукции, ее доставку до покупателей, а также выступает финансовым гарантом сделки, платя за зерно фермерам и уже в дальнейшем получая деньги от покупателей. За первые 18 месяцев работы стартапа к сервису подключилось 9 тыс. аграриев, что, по подсчетам «Агро.Клуба», составляет почти 20% фермеров России. Ежемесячно на сервисе выставляется более 2 млн тонн зерна на продажу.
Директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев говорит, что возврат венчурных инвестиций, как правило, колеблется в диапазоне от трех до десяти лет. Успех любого маркетплейса зависит от умения найти баланс между количеством покупателей и продавцов, иначе проект не сможет расти и развиваться и, как следствие, приносить дивиденды инвесторам, размышляет Сергей Негодяев. Основатель компании «Агросигнал» (цифровая платформа управления агропредприятием) Владимир Коршунов утверждает, что «Агро.Клуб» один из узнаваемых среди участников зернового рынка маркетплейсов.
Агротехнологии — перспективное направление, говорит Сергей Негодяев. Ссылаясь на данные Grand View Research, он оценивает мировой объем рынка агротеха по итогам 2019 года в $4,7 млрд. В Speedinvest рассматривают сельское хозяйство как один из наиболее привлекательных рынков для внедрения финансовых услуг, подтверждает партнер фонда Энрике Мартинес-Хаузман.
Гендиректор Digital Agro Николай Бобров добавляет, что российский рынок зерна привлекателен своим объемом. Так, по прогнозу агентства «Совэкон», урожай пшеницы в текущем сезоне, который стартовал недавно, составит 81,2 млн тонн, зерна — 126,3 млн тонн. Впрочем, оговаривается господин Бобров, особенность российского зернового рынка — в сложной прогнозируемости цен и низкой прозрачности рынка.
"Коммерсантъ"№97 от 03.06.2020