Группа «Благо» купила долги воронежского маслозавода «Эртильский» перед Россельхозбанком

Планы петербургской группы «Благо» Аркадия Фосмана по развитию обанкротившегося завода растительных масел (ЗРМ) «Эртильский» в Воронежской области дошли до первых покупок. Арендующая мощности завода компания подписала с крупнейшим кредитором (2,3 млрд рублей долга) — Россельхозбанком договор уступки прав требований, в том числе по обеспечительным сделкам, пишет газета «Коммерсантъ».
Теперь «Благо» намерено участвовать в банкротных торгах по продаже имущества завода. Статус крупнейшего и залогового кредитора фактически гарантирует группе победу, аукцион станет лишь формальностью и позволит избавиться от ненужной части имущества, констатируют эксперты.
Пока компания лишь арендует производственные мощности за 2 млн рублей в месяц, но ранее уже публично заявила о планах по расширению производства на «Эртильском» вдвое, до 1,5 тыс. масла в сутки.
30 апреля Россельхозбанк и ООО «Благо-Юг» подписали договор уступки прав требований банка к заводу. Речь идет об уступке долга (ранее в документах арбитражного суда он оценивался в 2,3 млрд рублей), а также прав по обеспечительным сделкам. «Таким образом, по факту оплаты приобретенных прав ГК "Благо" получит требования, обеспеченные залогом производственного актива, что позволит частично вернуть ГК "Благо" инвестиции, направленные на приобретение завода, — рассказали в группе. — В случае если ГК "Благо" удастся приобрести завод в ходе процедуры торгов, мы планируем и далее развивать потенциал площадки, наращивать объемы производства, в том числе и для роста доли экспорта продукции, произведенной в Воронежской области, и, как следствие, увеличения количества рабочих мест и развития смежных отраслей, прежде всего сельхозтоваропроизводителей».
«Благо» не скрывало намерений развивать «Эртильский». В марте Аркадий Фосман встретился с губернатором Александром Гусевым и обсудил увеличение мощностей «Эртильского» для наращивания экспортного потенциала, строительство элеватора недалеко от райцентра Верхняя Хава, а также возможность инвестиций в сельскохозяйственное производство и в создание органической продукции. Исполнительный директор «Блага» Сергей Бахонкин говорил, что для Эртильского МЭЗ группа «выбирает новое оборудование», а после модернизации мощность предприятия должна будет вырасти до 1,5 тыс. тонн в сутки.
Реализация этого проекта может занять около двух лет. «С момента старта работы на площадке компанией предпринимаются все необходимые усилия для повышения ее производительности и поддержания должного технического состояния, компания сохраняет рабочие места, осуществляет все налоговые отчисления», — сообщили в «Благо».
Завод растительных масел «Эртильский» был признан банкротом весной 2018 года. Общий объем долгов предприятия тогда составлял 4 млрд рублей, из которых 2,3 млрд рублей — задолженность перед Россельхозбанком, обеспеченная залогами. В конце 2018 года Россельхозбанк утвердил продажу залогового имущества с начальной ценой, соответствующей сумме долга, — 2,3 млрд рублей. Это недвижимость, оборудование, транспортные средства и земельные участки. Но до сих пор торги не были проведены из-за наложенного на имущество ареста. Напомним, совладелец и бывший гендиректор «Эртильского» Салих Конаков, в феврале 2019 года получивший четыре с половиной года колонии общего режима за мошенничество с налогами и незаконное получение кредитов в Россельхозбанке, по-прежнему находится в следственном изоляторе. Причиной этого стали новые уголовные дела по еще шести эпизодам якобы незаконного получения кредитов в Россельхозбанке, в 2019–2020 годах возбужденные следственным отделом УФСБ по Воронежской области. Сам бизнесмен уверен в законности получения кредитов, обеспеченных имуществом завода.
Подтолкнуть «Благо» к покупке задолженности завода могло появление других потенциальных претендентов на актив. Участники местного рынка масличных предположили, что покупка прав требований у Россельхозбанка могла обойтись «Благу» в 1,1 млрд рублей. По словам одного из собеседников газеты, завод изначально был рассчитан на производство 2 тыс. тонн масла в сутки: на двух линиях мощностью по 750 тонн каждая и в старом цехе мощностью 500 тонн в сутки. К началу процедур банкротства первая линия работала, а вторая — была почти готова к запуску. Таким образом, от «Благо» может не потребоваться много усилий, чтобы провести заявленную властям модернизацию до 1,5 тыс. тонн.
Покупкой залоговых требований крупнейшего кредитора «Благо» почти гарантировало себе и покупку имущества завода с торгов, констатируют юристы. «Вырученные от продажи залогового имущества средства поступают залоговому кредитору. Поэтому залоговый кредитор на торгах легко может предложить наибольшую ставку — столько, сколько захочет, так как фактически он платит самому себе, — напоминает партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Клеточкин. — Сложно предположить, что кто-то сможет сделать большую ставку. В данной ситуации "Благо" имеет почти ничем не ограниченный контроль над банкротством и процессом реализации имущества».
С точки зрения законодательства, «Благо» может получить залоговые активы и без торгов, путем зачета требований, но процедура проведения торгов позволит отсеять ненужное группе имущество и не покупать его, подчеркивает партнер юридической компании «Нафко» Павел Иккерт.
Зерновой портал Центрального Черноземья