Эксперт о сглаживании цен на продовольствие и шагу к краху сельского хозяйства

«У меня неприятное чувство, что только что из-за ряда случайности, нелепостей, усилий лоббистов и дирижистов произошли какие-то тектонические сдвиги, касающиеся аграрной политики, - пишет в facebook директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
- Если еще несколько недель назад основным, во всяком случае публичным, вектором была в целом понятная идея о развитии аграрного экспорта, то сейчас все резко поменялось. Главным становится тезис о "сглаживании цен, как на нефтяном рынке" и их "отвязывании от мирового рынка".
В случае реализации это может означать крах российского растениеводства на первом этапе, на втором - огромные проблемы для всех аграрных и пищевых секторов, рассчитывающих на какие-то экспортные перспективы (сахар, масло, мясо, молоко). (А других перспектив у всех этих секторов по большому счету нет - внутренний рынок расти в обозримом будущем не будет). Далее - мы увидим и большие сложности и всех поставщиков ресурсов для сельского хозяйства (техника, удобрения (!), СЗР, семена - не стоит рассчитывать и далее продавать их по мировым ценам, за вами обязательно придут).
Можно понять, когда про фиксацию цен рассуждают люди, типа Глазьева, но сложно - когда о чем-то похожем говорит глава ЦБ (Эльвира Набиуллина).
Никакого отношения рынок сельхозпродукции к нефтяному не имеет. Нефть и проч. ископаемые - лицензия, недра, конечные ресурсы. С сельским хозяйством их объединяет только наличие земли (как и под заводами и фабриками). Нет, вы не можете воткнуть в поле "зерноколонку", из которой будет сыпаться зерно. Вам нужно вкладывать огромное количество ресурсов и усилий, чтобы получить урожай, и так каждый год. Или не вкладывать, и ничего не получать.
Пара лет действительно высоких мировых цен на с/х товары (пока они низки по историческим меркам) приведет к коллапсу российского сельского хозяйства при наличии любых ограничений вроде плавающих пошлин, привязанных к мировой конъюнктуре. Сельхозпроизводители моментально попадут в ножницы резко взлетевших мировых цен на все ресурсы и ограничений по ценам на их продукцию.
Мы увидим резкое сокращение площадей, в первую очередь в регионах с невысокой рентабельностью (начиная с Поволжья и далее на восток), сворачивание инвестиций в гектар, крах производства, доходов на селе и целый ворох социальных проблем. А все наши экспортные успехи, о которых так любит вспоминать российский президент, естественно, останутся в далеком прошлом».
Эльвира Набиуллина: России есть механизм по сглаживанию цен на нефтепродукты. В ситуации с ценами на продовольственные товары механизм может не быть аналогичным, но «сглаживание таких колебаний очень важно», подчеркнула Набиуллина: резкий рост цен на базовые товары приводит к росту инфляционных ожиданий, что может влиять на инфляцию в целом.
Максим Решетников: «Как мы отвяжем мировые цены от внутренних цен? Самым простым механизмом являются экспортные пошлины. Мы должны установить их на долгосрочной основе. Если мировая цена будет такая, то пошлина будет вот такая. Если мировая цена, скажем, на пшеницу выше на 10%, то пошлина будет не 25 евро за тонну, а 50 евро. И так далее»…
Зерновой портал Центрального Черноземья