АККОР принял тотальные решения в поддержку фермеров по итогам XXXIV Съезда

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России по итогам Съезда АККОР подготовила Резолюцию, в которой на основании требований и предложений делегатов Съезда приняла решение, касающееся всеобъемлющей поддержки российских фермеров.
В 2022 году фермеры своими показателями вновь продемонстрировали, что являются наиболее динамичным и эффективным сектором. АККОР принял тотальные решения в поддержку фермеров по итогам XXXIV Съезда

АККОР принял тотальные решения в поддержку фермеров по итогам XXXIV Съезда

Как отмечено в Резолюции, рост зерновых и зернобобовых в КФХ в прошлом году по сравнению с 2021 годом составил 28%, рост производства картофеля – 13%, овощей – 7,3%.

За 15 лет объем производства крестьянско-фермерскими хозяйствами валовой сельхозпродукции вырос более чем в 10 раз и по итогам 2022 года составил 1432 млрд рублей. Валовой объем производства зерновых за 10 лет увеличился в три раза, сбор подсолнечника - в 2,8 раза.
«Только крестьянские (фермерские) хозяйства за 15 лет увеличили посевные площади в два раза. Среднегодовой рост составил около 850 тыс. га», - говорится в тексте Резолюции.

В 2022 году фермеры столкнулись с новыми вызовами

Затраты крестьянских хозяйств выросли более, чем на 30-70% (техника, запчасти, средства защиты растений, семена, удобрения и др.).
По отдельным позициям рост составил 200%.
До сих пор фермеры оплачивают электроэнергию по тарифам 9-12 рублей за кВт.
При этом резко снизились закупочные цены на зерно, масличные культуры, овощи (до уровня 2017 года), что привело к существенному снижению доходности многих хозяйств.

Государственные субсидии недоступны 80% фермеров

Высокие пошлины ведут только к снижению цены, что при значительном росте себестоимости создает условия финансовой неустойчивости фермерских хозяйств.
«Регулирование рыночных цен посредством интервенционных зерновых закупок объемом 3 млн тонн. при общем объеме урожая более 150 млн тонн, не оказывают должного воздействия на стабилизацию цен на зерновые культуры на внутреннем рынке страны», - отмечено в Резолюции.
При этом в сложной экономической ситуации только незначительная часть фермеров получает субсидии и льготные кредиты.
Государственные субсидии на тонну реализованного зерна, признанные компенсировать недополученную прибыль, предоставляются только на незначительный объем реализованного зерна и не доступны 80% крестьян.

Переход на цифровые системы требует времени, дополнительных знаний и затрат
За последние годы существенно выросла избыточная нагрузка на фермеров, связанная в том числе с выполнением условий и требований внедрения цифровых систем. Переход на цифровые системы требует времени, дополнительных знаний и затрат. Возникают трудности при организации хранения и перемещения удобрений и средств защиты растений в соответствии с требованиями ФГИС «Сатурн» и «Цербер».

Количество КФХ в России снижается из года в год

«Вопрос статуса крестьянского фермерского хозяйства без образования статуса юридического лица до сих пор не решен», - отмечается в Резолюции.
Несмотря на изменения, внесенные в Федеральный Закон №74-ФЗ и Земельный кодекс РФ, вопрос строительства фермерами домов на собственных землях сельхозназначения не решается на уровне субъектов Федерации.

Сохраняются проблемы со сбытом фермерской сельхозпродукции. Кооперация малых форм хозяйствования, создание малых кооперативных агрологических центров пока не получила должного развития.

Существующее на местах информационно-консультационное обслуживание малых форм хозяйствования недостаточно и малоэффективно.
«В данной ситуации могут реализовываться риски роста банкротств среди фермеров и других субъектов малого предпринимательства, изъятий средств производства, скупки земель, принадлежащих крестьянским хозяйствам в пользу крупных хозяйств».

Согласно данным Росстата, количество КФХ за последние пять лет снизилось на 21% (с 205 тыс. в 2018 году до 161,9 тыс. в 2022г.).
«Принимая во внимание вышеизложенное, АККОР отмечает, что господдержка, осуществляемая в целях компенсации затрат и недополученных доходов, может стать эффективным инструментом сохранения доходности и иметь высокую отдачу, если ею смогут воспользоваться существующие фермерские хозяйства и другие субъекты малого предпринимательства», - сказано в тексте Резолюции.

Однако механизмы доступа к ресурсам, технологиям, господдержке, рынка сбыта и т.д. в течение многих лет в большей степени используются крупными производителями сельхозпродукции. Они уже окрепли, обновили материальную базу, организовали переработку, могут вести дело самостоятельно.

«Именно поэтому АККОР считает важным включить в число приоритетов малый сектор аграрной экономики и перераспределить меры господдержки сельхозпроизводителей с крупных на небольшие хозяйства и фермеров, решаемых сектором МФХ и составить скооперированный крупный уклад сельхозпроизводства».

С учетом вышеизложенного XXXIV Съезд АККОР решил:

  • Отменить экспортные пошлины на зерновые культуры.
  • В целях оживления зернового рынка и создания стратегических запасов зерна на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе засухи, увеличить объем интервенционных закупок.При этом предусмотреть возможность хранения интервенционного зерна в хозяйствах на складах сельхозтоваропроизводителей.
  • При предоставлении прав элеваторам быть хранителем государственного зернапо итогам интервенционных торгов, предусмотреть предельные расценки за оказание ими услуг при приемке и хранении зерна до перехода права агенту.
  • Выполнитьперед сельхозтоваропроизводителями обязательства по предоставлению средств на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур по ставке 2000 рублей на 1 тонну реализованных культур.
  • Приравнять долю выделяемой господдержки малым формам хозяйствования к доле производимой или сельскохозяйственной продукции.
  • Увеличить общий размер субсидий на гектар посевных площадей.Снять все связывающие условия по несвязанной поддержке на гектар.
  • Увеличить объем средств, выделяемых на грантовую поддержку.Снизить требования по избыточной отчетности для грантополучателей, предусмотреть достижение показателей накопительным итогом.
  • Определить при субсидировании понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК (капексы) возмещение прямых понесенных затрат на переработку масличных культур от 10 тыс. тонн (вместо 100 тыс. тонн).
  • Обеспечить выравнивание тарифов на электроэнергию для промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
  • Сократить сроки подключения к электросетям для малых форм хозяйствования. Ввести специальную ставку на осуществление техприсоединения производственных объектов малых форм хозяйствования к электросетям.
  • Отменить акцизный сбор на дизельное топливо для аграриев.
  • Ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве в отношении малых форм хозяйствования по заявлениям, подаваемым кредиторами по аналогии с мораторием, вводимым Постановлением Правительства РФ от 28 марта №497.
  • Совместно Минсельхозу России, Национальному союзу агростраховщиков и АККОР проработать предложения по увеличению доли выплат страховыми компаниями по договорами сельскохозяйственного страхования при наступлении страховых случаев.
  • Стимулировать создание машинно-технологических станций.
  • В целях снижения затрат КФХ и других малых форм хозяйствования при подготовке проектов на введение в оборот земель сельхозназначения и мелиоративные работы зафиксировать долю затрат на проектные работы.
  • Изучить опыт Красноярского края по субсидированию капитального ремонта сельхозтехники и возможность его использования на федеральном уровне.
  • Увеличить сроки льготного инвестиционного кредитования для МФХ до 8 лет.
  • Предусмотреть в рамках льготного кредитования возможность выкупа земельных участков.
  • Расширить направления льготного кредитования на приобретение самосвалов грузоподъемностью свыше 12 тонн.
  • Разработать и принять доктрину земельной политики.
  • Провести инвентаризацию земель сельхозназначения. Создать единую открытую информационную систему доступности земельных ресурсов.
  • Установить предельную площадь земельного участка, которая может находиться в собственности у одного юридического или физического лица (с учетом аффилированных структур).
  • Обеспечить возможность строительства домов для фермеров на землях сельхозназначения. Утвердить перечень критериев, по которым субъектам Российской Федерации предоставляется право определять муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения.
  • Для фермеров, работающих на земле не менее 5 лет разработать механизм выдела из собственных земель сельхозназначения земельные участки под рекреацию для сельского туризма с правом строить отдельные помещения.
  • Внести поправки в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса в части установления возможности предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых мелиоративными защитными лесными насаждениями, крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, признаваемым сельхозтоваропроизводителями, а также введения моратория на проверки на 10 лет.
  • Восстановить статус крестьянского фермерского хозяйства без образования юридического лица «ИП-глава КФХ».
  • B правилах бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, предусмотреть сельхозпредприятия со статусом ИП Глава КФХ.
  • Упростить порядок выдачи специальных разрешений на движение негабаритной сельскохозяйственной техники по автомобильным дорогам общего назначения, предусмотреть выдачу разрешений на передвижение по дорогам общего пользования на прицепные, полуприцепные, навесные агрегаты, орудия и оборудование, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственной регистрации.
  • Внести поправки в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части увеличения сроков временного хранения и применения пестицидов и агрохимикатов до 6 месяцев без лицензирования и специальных разрешении на площадках временного хранения для малых форм хозяйствования.
  • Уменьшить до 10 метров границы санитарных разрывов по применению пестицидов и агрохимикатов.
  • Упростить процедуру хранения, переработки и оборота навоза на животноводческих фермах для малых форм хозяйствования.
  • Рассмотреть вопрос об установлении квоты в составе сметы расходов центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермерства на расходы по привлечению услуг региональных фермерских ассоциаций для выполнения функций и достижения целей указанных центров компетенции.
  • Вернуть профильные классы в сельские школы по аграрным специальностям.
  • Предусмотреть в нормативно-правовых документах возможность прохождения практики студентами средних и высших аграрных заведений на базе крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Зерновой портал Центрального Черноземья