Механизм передачи системы пуска дизеля АМ-01

Кроме муфты сцепления, обгонной муфты и автомата выключения, этот механизм имеет еще двухступенчатый планетарный редуктор с тормозной муфтой.

Планетарным механизмом вообще называется зубчатая передача, имеющая одну или несколько шестерен с подвижными осями. Благодаря компактности и универсальности такие механизмы находят широкое применение в силовых передачах современных тракторов, хотя они и сложнее, чем обычные зубчатые передачи. Поэтому, прежде чем рассматривать устройство планетарного редуктора, ознакомимся с основными определениями и принципом действия планетарного механизма.

схемы зубчатой передачи с внутренним зацеплением и планетарного механизма

Схемы зубчатой передачи с внутренним зацеплением (а) и планетарного механизма (б):

1 — коронная шестерня; 2 — промежуточная шестерня (сателлит); 3 — ось; 4 — центральная (солнечная) шестерня; 5 — планка (водило)

На рис. а показана схема зубчатой передачи из трех шестерен. Одна шестерня 1, называемая коронной, имеет внутренние зубья. Две другие шестерни 2 и 4 могут свободно вращаться на своих осях, закрепленных на общей планке 5. Если, удерживая планку, вращать коронную шестерню 1 против часовой стрелки, то шестерня 2 будет вращаться в этом же направлении, а шестерня 4 — в противоположном. Таким образом, эта зубчатая передача отличается от ранее изученных лишь наличием шестерни с внутренним зацеплением.

Если при вращении коронной шестерни 1 удерживается не планка, а шестерня 4 (рис. б), то и в этом случае промежуточная шестерня 2 будет вращаться в прежнем направлении, но она будет одновременно перекатываться по шестерне 4 вместе с осью 3 и увлекать за собой планку 5. Таким образом, мы получили механизм, в котором шестерня 2 вращается относительно шестерни 4 подобно планете вокруг Солнца. Поэтому шестерню 4 называют солнечной, шестерню 2 — сателлитом (спутником), планку 5 — водилом, а всю зубчатую передачу — планетарным механизмом. В передаче от коронной шестерни на водило обороты уменьшаются, а крутящий момент на водиле соответственно увеличивается.

Планетарный механизм, как и всякая зубчатая передача, обратим. Ведущей частью в нем может быть не только коронная шестерня, но и водило и солнечная шестерня. Если

удерживать коронную шестерню и вращать солнечную, то сателлит, вращаясь на оси, одновременно будет перекатываться по внутреннему зубчатому венцу коронной шестерни и увлекать за собой водило в том же направлении, в каком вращается солнечная шестерня. Правда, обороты водила в данном случае будут еще меньше, а крутящий момент на водиле больше.

Если каким-либо способом жестко соединить с водилом или солнечную, или коронную шестерню, то сателлит не сможет вращаться на своей оси. При этом планетарный механизм окажется заблокированным и будет вращаться как единая жесткая система, не изменяя ни оборотов ни крутящего момента.

Для более равномерного распределения нагрузки планетарные механизмы могут иметь не один, а несколько сателлитов, при этом число их не влияет на характер передачи движения. В применяемых на тракторах механизмах обычно установлено по три сателлита, равномерно расположенных по окружности. Оси всех сателлитов крепятся к общему водилу треугольной формы.

механизм передачи системы пуска дизеля АМ-01

Механизм передачи системы пуска дизеля АМ-01:

1 — корпус механизма передачи; 2 — ведущая шестерня; 3 — ступица солнечной шестерни; 4 — ступица коронной шестерни; 5 — палец сателлита; 6 — солнечная шестерня; 7 — коронная шестерня; 8 — сателлит; 9 — упорный диск; 10 — втулка тормозной муфты; 11 — водило; 12 и 13 — ведущий и ведомый диски муфты сцепления; 14 — направляющий палец; 15 и 17 — подвижный и неподвижный упоры тормозной муфты; 16 — нажимной диск; 18 — ступица; 19 и 36 — пружины; 20 — крышка корпуса; 21 и 22 — подвижный и неподвижный упоры муфты сцепления; 23, 24, 33 и 45 — подшипники; 25 и 26 — конические шестерни; 27 — шариковый фиксатор; 28 — крышка механизма включения; 29 — болт фиксатора; 30 — валик рычага включения; 31 — валик с шестерней включения; 32 — зубчатый венец подвижного упора тормозной муфты; 34 — отводящий стержень; 35 — нижняя сторона втулки 10; 37 и 38 — тормозной и ведомый диски тормозной муфты; 39 — нижняя сторона упорного диска 9;  40 — сливная пробка; 41 — заклинивающий ролик; 42 — втулка обгонной муфты; 43 — вал; 44 — венец маховика дизеля; 46 — шестерня; 47 — толкатель; 48 — стакан с грузами; 49 — внутренний рычаг; 50 — фиксатор; 51 — рукоятка механизма включения

Механизм передачи системы пуска дизеля АМ-01 размещен в корпусе 1 (рис. выше), который вместе со своей крышкой 20 притянут болтами к картеру маховика. На вал 43, вращающийся в шариковых подшипниках 45 и 24, опирается через ролики 41 втулка 42 обгонной муфты, а на ней смонтирована муфта сцепления. Обе муфты устроены одинаково с теми, которые нами уже рассмотрены в механизмах передач систем пуска дизелей СМД-14 и Д-50Л.

Вращение от промежуточной шестерни пускового двигателя передается шестерне 2, приклепанной к фланцу ступицы 3, которая своей бронзовой втулкой опирается на вал 43. На переднем конце ступицы нарезаны зубья солнечной шестерни 6 планетарного редуктора.

На тщательно обработанную поверхность ступицы солнечной шестерни через бронзовую втулку опирается ступица 4. К ее фланцу болтами притянута коронная шестерня 7. Внутренний зубчатый венец коронной шестерни посредством трех сателлитов 8 соединен с солнечной шестерней. Сателлиты с запрессованными в них бронзовыми втулками установлены на пальцах 5, которые закреплены в водиле 11. Оно притянуто к торцу втулки 42 обгонной муфты болтами, пропущенными сквозь совпадающие отверстия во фланце ступицы 18 и втулке 42 и, таким образом, всегда вращается вместе с этими деталями.

За одно целое с коронной шестерней изготовлен ведущий барабан муфты сцепления. В отличие от барабана ранее рассмотренного механизма он имеет не четыре, а восемь продольных прорезей. Одна половина этих прорезей (через одну) используется для соединения с выступами ведущих дисков 12 муфты сцепления, а другая — для соединения с ведомыми дисками тормозной муфты.

Тормозная муфта смонтирована во втулке 10, неподвижно закрепленной в корпусе. Между упорным диском 9 и нажимным упором 15 помещен пакет чередующихся ведомых 38 и тормозных 37 дисков муфты. Тормозные диски своими наружными выступами входят в четыре продольных паза во втулке 10, а ведомые диски своими внутренними выступами — в прорези барабанов коронной шестерни.

В четырех продольных сверлениях втулки заложены пружины 36, которые посредством стержней 34 смещают подвижный упор 15 вправо и прижимает его к неподвижному упору 17.

Внутри подвижного упора 15 сделан зубчатый венец 32, занимающий половину окружности упора. С этим венцом зацеплена цилиндрическая шестерня, нарезанная на конце валика 31, который посредством конических шестерен 25 и 26 соединен с рычагом 52 (рис. ниже) переключения редуктора.

схема работы механизма передачи системы пуска дизеля АМ-01

Схема работы механизма передачи системы пуска дизеля АМ-01:

а — взаимодействие деталей при включении 1-й (замедленной) ступени редуктора; б — взаимодействие деталей при включении 2-й (прямой) ступени редуктора; 52 — рычаг переключения редуктора. Обозначения остальных деталей те же, что и на рис. выше

Шестерня, нарезанная на валике 31, зацеплена также с шестерней подвижного упора 21 муфты сцепления. Таким образом, при помощи рычага 52 управляют как тормозной муфтой, так и муфтой сцепления, за счет чего и осуществляется переключение редуктора.

Когда рычаг 52 расположен вертикально (нейтральное положение), диски обеих муфт не сжаты и вращение на вал 43 не передается.

Для предпускового прогрева холодного дизеля шестерню 46 вводят в зацепление с венцом 44 маховика и включают 1-ю (замедленную) ступень редуктора переводом рычага 52 влево (рис. а). При этом валик 31 вместе со своей шестерней поворачивается против часовой стрелки (если смотреть от радиатора) и через зубчатый венец заставляет повернуться в том же направлении подвижный упор 15.

Этот упор, скользя своими двумя винтовыми выступами по таким же выступам неподвижного упора 17, смещается влево и сжимает пакет дисков тормозной муфты, в результате чего оказывается заторможенной коронная шестерня. Сателлиты, получая вращение от солнечной шестерни, перекатываются внутри коронной и увлекают за собой водило вместе со втулкой обгонной муфты. При этом обороты водила, а следовательно, и вала 43, связанного с ним через обгонную муфту, в 3,2 раза меньше оборотов солнечной шестерни. Соответственно увеличен и крутящий момент, передаваемый от пускового двигателя на коленчатый вал дизеля.

Муфта сцепления в это время выключена, так как ее подвижный упор 21 поворачивается по часовой стрелке и, скользя по винтовым выступам неподвижного упора 22, сдвигается вправо под действием пружины 19 и нажимного диска 16.

Спустя некоторое время, когда дизель несколько прогреется и вследствие этого сопротивление вращению уменьшится, включают 2-ю ступень редуктора (рис. б). Для этого рычаг 52 быстро переводят вправо. За время движения рычага из крайнего левого положения в среднее происходит растормаживание коронной шестерни, так как подвижный упор 15 поворачивается по часовой стрелке и, скользя по винтовым выступам неподвижного упора, пружинами 36 сдвигается вправо и освобождает диски.

При дальнейшем переводе рычага 52 вправо включается муфта сцепления, так как подвижный упор 21, повертываясь против часовой стрелки, сдвигается влево и через упорный подшипник 23 и нажимной диск 16 сжимает пакет дисков муфты. Включением муфты сцепления достигается жесткое соединение коронной шестерни со втулкой 42 обгонной муфты, а следовательно, и с водилом. В результате планетарный редуктор оказывается заблокированным, и вал 43 будет вращаться с такой же скоростью, как и ведущая шестерня 2.

В нейтральном положении рычаг 52 фиксируется шариковым пружинным фиксатором 27. Отклонение рычага от нейтрального положения при переключении редуктора должно быть в пределах 20—40°.

Если в результате износа муфт отклонение рычага будет превышать 40°, то крышку 28 снимают, вывертывают болт 29 пружинного фиксатора и вынимают валик 31. Через отверстие, в которое был вставлен этот валик, повертывают по направлению часовой стрелки на один зуб подвижный упор 21 и зубчатый венец 32 подвижного упора тормозной муфты. Затем снова собирают механизм управления.

Детали редуктора смазываются дизельным маслом, которое заливают в корпус редуктора до уровня контрольной пробки.

Автомат выключения устроен так же, как в системах пуска дизелей СМД-14 и Д-50Л.

Виды сельскохозяйственной деятельности: