Капустоуборочный комбайн

Капустоуборочный комбайн МСК-1

Своевременная и качественная уборка и послеуборочная доработка овощей невозможны без внедрения специализированных комплексов и улучшения использования техники.
Раньше выпускали однорядный комбайн МСК-1 для уборки капусты в товарном виде или с зеленым листом с погрузкой в рядом идущий транспорт. Производительность комбайна — 1 га в день.
На сегодня уже имеется небольшой опыт использования комбайнов в ряде зон РФ. Испытания показали, что качественные показатели капусты, убранной комбайнами, находятся на уровне показателей при ручной уборке. Однако в ворохе капусты находится до 15% кочанов с большим количеством листа и до 5-7% свободного листа.

Количество повреждений при комбайновой уборке в среднем на 3-5 % выше, чем при ручной. Эти цифры снижаются при работе на таких сортах, как «Амагер-611», «Харьковская зимняя», на голландских и американских сортах капусты, более выровненных по размерным характеристикам, стойких к механическим повреждениям.

Поэтому при определении нужной технологии необходимо предварительно подготовить соответствующие сорта. При необходимости внедрения машинной уборки без подготовки сортов целесообразно использовать машину при уборке капусты на квашение или для закладки на хранение. Практика показывает, что качество хранения капусты, убранной комбайном, почти не ухудшается. В последние годы комбайн широко внедряется там, где построены специализированные линии послеуборочной доработки капусты. Это позволяет «довести» качество продукции, утилизировать весь биологический урожай, значительно повысить культуру производства и условия труда рабочих.
Комбайн наиболее эффективно работает при урожайности капусты до 700-800 ц/га, при этом рациональна загущенная посадка до 60 тыс. растений на 1 га. При загущенной посадке в значительно меньшей степени развиваются сорняки.

В 1978 году прошел испытания улучшенный образец комбайна МСК-1, где из ряда положительных решений следует выделить снижение трудоемкости при агрегатировании. При его монтаже на тракторы МТЗ-50/52, МТЗ-80/82 затрачивается 10 чел/ч. Так как скорости у тракторов МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82 разные, для синхронизации приводе введены сменные звездочки. Чтобы элеватор не задевал за кузов транспортного средства, его верхнюю часть удлинили. Это, в свою очередь, позволяет работать с большегрузными прицепами 1-ПТС-9.

Настройка рабочих органов машины для получения капусты в товарном виде или с зеленым листом заключается в регулировке высоты среза капусты установкой выравнивающих шнеков на 15- 35 мм выше плоскости среза дисковых ножей (при этом стройный транспортер установлен на расстоянии 110-150 мм). Расстояние между ножами — 60-70 мм.

Срезающий аппарат работает наиболее устойчиво в режиме «подтеребливания», при котором обрезанная кочерыга слегка «подтереблена», но не потеряла связи с землей. Это достигается за счет подъема (опускания) приемного транспортера и установки с перераспределением веса на копирующее колесо (20–30 кг).

В ряде хозяйств при неудовлетворительном состоянии поля опытные трактористы используют копирующее колесо как ограничитель при заглублении, копируя рельеф поля с помощью гидравлики подъема (опускания) приемного транспортера, срезающего аппарата.
Основные повреждения капусты (более 50%) случаются при ее загрузке в транспортное средство, особенно первого слоя. Поэтому трактористу необходимо следить за погрузкой, обеспечивая минимальную высоту падения с лотка-гасителя.

Срезающий аппарат капустоуборочного комбайна

Срезающий аппарат капустоуборочного комбайна МСК-1 — сферический шарнир

Очень важна для работы комбайна синхронизация скоростей срезающего аппарата со скоростью трактора, что учтено в кинематике комбайна при использовании независимого ВОМ. Иначе говоря, буксование тракторов свыше 15% не допускается. Поэтому комбайн целесообразно использовать с тракторами МТЗ-50, МТЗ-82. При агрегатированный с тракторами МТЗ-50, МТЗ-80 в тяжелых условиях необходимо снизить число оборотов не срезающий аппарат на 8-10% путем установки сменной звездочки.

Из основных операций по техническому обслуживанию следует выделить такие, как очистка срезающего аппарата после каждого гона, контроль крепления основных сборочных единиц, контроль уровня масла, особенно в редукторах привода ножей срезающего аппарата. Важна также регулировка гидромеханического управления колес.

При увеличении скорости свыше 12 км/ч и при склонности системы к автоколебаниям за счет утечек масла рулевая система может выйти из строя.

Исходя из анализа технических отказов можно выделить основные — это отказы внутриузлового привода срезающего аппарата при попадании земли. Надо внимательно следить за ограждениями шарниров, а также за плотностью сферического соединения в месте перехода с заводных шнеков на выравнивающие, своевременно чистить и смазывать шарниры.

При работе на полях, засоренных камнями и другими предметами, поломки в большинстве случаев происходят из-за попадания посторонних предметов в активные части: срезающий аппарат, листо-отделитель и выгрузной элеватор.

Прицепное устройство комбайна для уборки капусты

Прицепное устройство

Все активные технологические элементы комбайна и его привод защищены предохранительными муфтами: срезающий аппарат — муфтой, установленной на приемном транспортере; приемный транспортер, листоотделитель и стол инспекции — муфтой, установленной на раздаточном валу привода; выгрузной элеватор — муфтой на приводном валу элеватора. Поломки, как правило, происходят при сильно затянутых муфтах. Правильно отрегулированные муфты надежно защищают элементы комбайна от поломок, поэтому их следует периодически осматривать и регулировать.
Большую роль для эффективности работы комбайна играет правильная организация работ. Для выполнения сменной выработки необходимо выделять на один комбайн 3-4 тракторных прицепа в зависимости от дальности транспортировки капусты. При стабильной работе один прицеп 2-ПТС-4М с надставными бортами загружается в среднем за 15-20 минут.
В. Орлов, В. Городков, инженеры

Виды сельскохозяйственной деятельности: