Как навешивать плуг

Как навешивать плуг

Конструкция навесного устройства тракторов Т-74, ДТ-75 и Т-150К позволяет перестраивать его по двух — или трехточечной схеме соединения с сельскохозяйственными машинами, в частности плугами, как это показано на рисунке. Здесь могут быть свои особенности в зависимости от типа машин, условий работы.

Если при трехточечной навеске шарнирный четырёхзвенные расположить таким образом, что точка пересечения линий этих тяг (мгновенный центр вращения — МЦВ) приблизительно совпадает с центром опорной поверхности гусениц (см. рис.), то при поворотах дополнительные силы сопротивления повороту трактора будут меньше, чем при двухточечной навеске, в 2,5–3 раза.

Навеска плуга: 1 — трехточечная навеска; 2 — двухточечная навеска; 3 — нижние тяги; 4 — верхняя тяга; 5 — мгновенный центр вращения (МЦВ).

В начале поворота, когда пробуксовывает фрикционная муфта отстающей гусеницы трактора, орудие практически сохраняет свое положение относительно прежнего направления движения, подобно маятниковому прицепу. Этим обеспечивается меньшее сопротивление повороту плуга. После того, как в действие включаются обе гусеницы, они поворачивают плуг в другом направлении. Поэтому при центральной трехточечной наладке уменьшается нагрузка в трансмиссии, и трактор имеет большую свободу поворота относительно плуга.

Следует только заметить, что блокировочные цепи при трехточечной навеске, как и при двухточечной, в рабочем положении плуга должны быть ослаблены, а в транспортном — натянуты. Наиболее отчетливо преимущества трехточечной навески перед двухточечной проявляются в том случае, если ширина захвата орудия будет равна или больше габаритной ширины трактора. Для тракторов Т-150 и Т-74 этому условию соответствует пятикорпусной плуг. Чтобы обеспечить необходимое расстояние от стенки борозды до правой гусеницы при агрегатированный четырёхкорпусных, а в особенности трехкорпусных плугов, их приходится смещать вправо по ходу. Поэтому затрудняется или вообще становится невозможным навешивание по трехточечной схеме. Это обстоятельство является единственным и не очень убедительным доводом в пользу существующей навески на гусеничных тракторах, допускающей возможность переналадок на двух — и трехточечную схему. Когда плуг смещен относительно трактора, управляемость неудовлетворительна при любой наладке, так как тяговая нагрузка распределяется по гусеницам неравномерно.

Обычно при теоретическом анализе сторонники трехточечной навески не учитывают наличия верхней (центральной) тяги навесного устройства, пружина которой деформируется меньше при поворотах трактора с двухточечной навеской. Это еще один повод для спора. Однако, как показывает опыт, при правильном агрегатированный, например, гусеничного трактора Т-150 с пятикорпусным навесным плугом трехточечная навеска все же эффективней двухточечной. Это объясняется тем, что дополнительные боковые силы от центральной тяги незначительны.

Хотелось бы подчеркнуть, что трехточечная навеска предпочтительнее и для колесных тракторов с шарнирной рамой, если фактическая ширина захвата плуга примерно равна габаритной ширине трактора по обрезам колес.

Когда агрегат составлен по трехточечной схеме, «складывание» полурам происходит при меньших усилиях сопротивления со стороны плуга, в связи с чем облегчается управление трактором. Опытами, проведенными в Украинском научно-исследовательском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (УНИИМЭСХ), установлено, что способ соединения плуга ПЛП-6–35 с трактором T-150K с центральной трехточечной наладкой в сравнении с двухточечной позволяет повысить производительность и снизить расход топлива на 2–3%.

При этом на 25–30% уменьшаются колебания хода заднего корпуса плуга по глубине, лучше выравниваются искривления предыдущей борозды. Число воздействий на рулевое колесо при вождении агрегата вдоль борозды уменьшается на 15–25%. Если агрегат составлен с пятикорпусным плугом вследствие несоответствия ширины захвата плуга и колеи трактора, нижние тяги должны быть смещены вправо на 150 мм по нижней оси навески. Вот почему показатели агрегата при двух — и трехточечной наладке навесного устройства отличаются мало.

В УНИИМЭСХе проведены также испытания агрегатов с измененным навесным устройством, у которого положение МЦВ изменено как в горизонтальной, так и в продольно-вертикальной плоскостях (по высоте от поверхности поля). В результате были обоснованы такие параметры навески, которые позволяют по тяговым показателям эффективно использовать трактора Т-150К на вспашке черноземных почв на глубину до 30 см с шести- и семикорпусными плугами. Поддерживая мнение о целесообразности применения трехточечной навески тракторов с плугами, мы учитываем и дополнительные обстоятельства.

Как было сказано выше, двухточечная наладка навесного устройства требуется только с небольшими плугами. На подавляющем большинстве работ используется трехточечная наладка. Известно, что все колесные тракторы с шарнирной рамой зарубежного производства, а также наш «Кировец» имеют только трехточечное навесное устройство, которое проще по конструкции, менее металлоемко, не требует переналадок и использования блокировочных цепей. Эти цепи в современных конструкциях трехточечного навесного устройства заменяют жесткими профилированными упорами. Благодаря этому существенно уменьшаются трудозатраты на подготовку агрегатов к работе и создаются предпосылки для автоматизации процесса соединения трактора с орудиями.

Мы полагаем, что применение более простого трехточечного навесного устройства на гусеничных и, особенно, колесных тракторах является резервом повышения эффективности их использования в сельском хозяйстве.

В. Евтенко, кандидат технических наук
 

Виды сельскохозяйственной деятельности: