Как арендовать водоем

Как арендовать водоем

Вынашиваю идею о собственном водоеме для разведения рыбы для организации платной рыбалки.На моей земле, так понял ничего не выйдет Думаю,арендовать бы уже готовый пруд или землю с ручьем. Собираю инфу о юридической стороне вопроса. Наверно, нужно ездить по сельсоветам, узнавать про землю.

Аватар пользователя olgfro

Чтобы организовать платную рыбалку, нужно для начала приобрести лицензию на пользование водными ресурсами.

Эта лицензия накладывает на вас определенные обязательства - нужно очищать водоем, заселять рыбой, производить мелиорацию. 2 раза в год вас будут проверять Рыбнадзор.

Арендовать пруд возможно или у государства или взять в субаренду у рыбхоза.

Аватар пользователя etoile2010

С началом действия Водного кодекса в 2007 водоем можно взять в аренду только под разведение рыбы. А например для организации отдыха , водоем предоставляется в пользование.

За это отвечают бассейновые водные управления. Необходимо заключить договор водопользования водоемом.Водоемы в аренду получают на условиях конкурса. В каждой области имеется рыбохозяйственный комитет, он производит контроль соблюдения договора аренды, кстати этот комитет может расторгнуть этот договор.

Аватар пользователя etoile2010

Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства
 
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства (далее - договор), право на заключение которого приобретается по результатам конкурса на право заключения договора (далее - конкурс).
2. Предметом договора является право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством
по рыболовству, для осуществления товарного рыбоводства (далее -рыбопромысловые участки).
3. Подготовку и заключение договора осуществляет Федеральное агентство по рыболовству или орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (далее -организатор конкурса). Организатор конкурса заключает договор в соответствии с формой примерного договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 136. Проект договора включается в конкурсную документацию.
4. Договор заключается в соответствии с условиями, указанными в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации. Договор может заключаться на срок до 20 лет (в случае предоставления рыбопромыслового участка, который состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, для осуществления в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" добычи (вылова) анадромных видов рыб договор заключается на срок от 10 до 25 лет).
5. Основанием для заключения договора являются:
а) протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,предусмотренный Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 136, оформленный в установленном порядке;
б) документы, подтверждающие перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования которого расположен или к территории муниципального образования которого прилегает рыбопромысловый участок, платы за предоставление рыбопромыслового участка в размере, указанном в заявке на участие в конкурсе.
6. Организатор конкурса в течение 5 рабочих дней с даты подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передает победителю конкурса один экземпляр протокола и проект договора для подписания.
7. Договор подписывают:
со стороны организатора конкурса - уполномоченное организатором конкурса должностное лицо;
со стороны участника конкурса - победитель конкурса (его представитель при наличии у него документов, подтверждающих полномочия на подписание договора).
 
Договор составляется в 2 экземплярах, один экземпляр остается у организатора конкурса, другой экземпляр передается победителю конкурса.
8. Победитель конкурса в течение срока, указанного в конкурсной документации, представляет организатору конкурса подписанный им договор и документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил.
9. Победитель конкурса, не представивший организатору конкурса в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанный договор, проект которого передан ему в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, а также документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае организатор конкурса заключает договор с участником конкурса, заявке которого присвоен второй номер, в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
10. В случае если только один участник конкурса допущен к участию в конкурсе, комиссия в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок, предусмотренного Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, передает участнику конкурса проект договора.
 
Участник конкурса вправе подписать договор в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения комиссией. При подписании договора участник конкурса выполняет в тот же срок условия, предусмотренные документами, указанными в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, и возвращает организатору конкурса подписанный договор с приложением к нему этих документов.
Организатор конкурса в течение 10 дней с даты получения договора и указанных документов подписывает договор.
11. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.
Аватар пользователя МаргОрита

Для участия в аукционах на право заключения договора водопользования необходимо подать заявление в областное отделение водных ресурсов. К нему прилагаются копии устава предпринимательской деятельности и свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности, заверенные нотариально; договор аренды гидротехнических сооружений, относящихся к государственному недвижимому имуществу ,план использования водных объектов на срок аренды, в который входят такие разделы: цели использования; обеспечение эксплуатации гидротехнических сооружений , выполнение природоохранных мероприятий. Заявки на участие в аукционе необходимо подавать в бассейновое водное управление.
 

Аватар пользователя Гость Я-фермер.RU

Мысль-то хорошая: арендуешь озеро например, зарыбляешь его, делаешь мостики, столики для пикника, можно настроить домики для рыбаков — все это прямо сказочно.

Но ведь у нас - разворуют всю рыбу. Надо будет проволокой все огораживать, вышки ставить. Надо учитывать, что понадобятся средства для контроля воды, аэрации, а если кто-нибудь запустит в ваше озеро ротана например — все пропало.

Аватар пользователя ЕВГЕНИЙ САНЫЧ...

Не забывайте хорошую русскую поговорку.... без труда не вытащишь и рыбку из пруда!!!!!!! .. верное дело человек говорит...все получится. А отговаривать и рассуждать о том как все дело может рухнуть не начавшись... это слова слабых людей неверующих в себя.

Кто же, если не мы должны поднимать сельское хозяйство и производство! Зачем же тогда пропаганда о развитии лпх кфх и тд.!!!??? Нужно развивать все то былое что было когда-то, но с модернизированным уклоном по новым технологиям.... 

Аватар пользователя карабас барабас

Согласен с предыдущим оратором, если целью задаться все получится...

Но у меня тоже есть вопрос, если у меня своя земля в собственности, мне что, тоже все эти процедуры проходить нужно? Рой котлован, бури скважину, регистрируй ее как положено и все...
 

Аватар пользователя svetliy08

Есть лесное насаждение (отнесенное к объектам культуры) на территории которого находится искусственный водоем. Естественно все заброшено и хозяйство не ведется. Но года три назад там была произведена опашка территорий насаждений от пожаров.

Так вот, где узнать не арендован ли данный участок (в первую очередь меня интересует пруд) и какие особенности для его аренды ввиду того, что он находится в федеральной собственности?

Аватар пользователя Гость Я-фермер.RU

По моему водоем в аренду не сдается только прилежащие земли. Обратитесь в администрацию к которой относятся данные земли.

Аватар пользователя Гость Я-ФЕРМЕР.RU

Материал по предоставлению земельных участков

При разрешении вопросов, связанных с предоставлением и дальнейшим использованием прудов и находящихся под ними земельных участков, между представителями органов, обладающих правом распоряжения данными природными ресурсами, и хозяйствующими субъектами порою возникают разночтения. В основном это зависит от исходной ситуации, при которой необходимо правильно определять направление движения и соответственно применять положения законодательства.

Способы создания прудов. Термин «пруд» не имеет определения в законодательстве Российской Федерации, кроме установленного в ГОСТ 19179–73 Гидрология суши. Термины и определения. В данном документе дается два определения пруда: 1) пруд – мелководное хранилище площадью не более 1 кв. км.; 2) пруд – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Таким образом, пруд может быть создан двумя способами:

Способ 1: путем постройки гидротехнического сооружения (плотины, дамбы и т.п.) (далее по тексту ГТС) на водном объекте (пруд-водохранилище); Способ 2: путем выкапывания ямы определенных параметров и её наводнения (пруд-копань). При анализе законодательства выясняется, что предоставить земельный участок для создания пруда путем строительства ГТС не представляется возможным.

При этом существуют две ситуации:

Ситуация 1: когда пруд будет являться частью реки, то есть через него будет проходить ток реки;

Ситуация 2: когда пруд образуется на реке и не имеет естественного продолжения.

В первой ситуации образование земельного участка невозможно, по причине того, что данный земельный участок после строительства и наполнения пруда будет делить водный объект, что противоречит пункту 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее по тексту Водный кодекс РФ) (поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии). При второй ситуации, казалось бы, можно выделить земельный участок. Однако, в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении3 в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ «О введении ВК РФ») под земельными участками, в границах которых расположен пруд, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта). При этом одной из границ земельного участка будет являться ГТС. Так как, это не береговая линия, которая должна быть замкнута, земельный участок образован быть не может.

Также здесь стоит отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее по тексту Земельный кодекс РФ) на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. В данном случае, земельный участок был бы образован на землях, покрытых указанными водами, что противоречит указанному положению. Таким образом, в данном случае первоначальным этапом будет строительство гидротехнического сооружения. Для этого, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование. После строительства ГТС и образования пруда, данный пруд предоставляется в соответствии с решением о4 предоставлении в пользование или заключением договора водопользования для целей, необходимых заинтересованному лицу.

В случае предоставления земельного участка для создания обособленного от других водных объектов пруда (пруда-копани). При строительстве такого пруда правила предоставления земельного участка урегулированы статьями 30 и 31 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ земельный участок предоставляется для строительства.

а) с предварительным согласованием места размещения объекта;

При процедуре предварительного согласования осуществляется выбор земельного участка, оформляется акт выбора, подготавливаются материалы предварительного согласования места размещения пруда, которые направляются в уполномоченный орган для их утверждения. В момент выбора земельного участка необходимо получить положительный ответ о возможности строительства пруда на данном земельном участке от Отдела водных ресурсов Федерального агентства водных ресурсов по Республике Башкортостан соответствующего водного бассейнового управления (далее – отдел водных ресурсов Росвордресурсов по РБ).

Таким образом, начинать процедуру предоставления земельного участка для строительства пруда-копани необходимо с заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка, поданного в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган государственной власти или местного самоуправления. После утверждения материалов предварительного согласования места размещения пруда проводятся инженерные изыскания, подготовка проектной документации, государственная экспертиза инженерных изысканий и проектной документации, постановка земельного участка на государственный кадастровый учет и в конечном итоге — перевод земельного участка в категории «земли водного фонда» или «земли сельскохозяйственного назначения» (в случае использования пруда для ведения сельскохозяйственного производства) с соответствующим изменением вида разрешенного использования.

Если земельный участок уже отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, то его перевод в другую категорию не требуется при условии, что пруд-копань будет использоваться в целях сельскохозяйственного производства (рыбоводство, забор воды для полива сельскохозяйственных культур, водопой сельскохозяйственных животных и др).

После проведения указанных мероприятий земельный участок можно предоставить заинтересованному лицу решением уполномоченного органа для строительства пруда-копани.

б) без такого согласования (на торгах).

В случае приобретения земельного участка для строительства пруда на торгах, процедура их проведения не должна отличаться от обычной, установленной земельным законодательством. Единственным исключением при этом является необходимость получения разрешения на строительство пруда на данном земельном участке. При этом получение документа от Отдела водных ресурсов Росводресурсов по РБ о действительной возможности строительства пруда на данном земельном участке необходимо получать до опубликования извещения о проведении торгов. Однако, в этом случае, инженерные изыскания, подготовку проектной документации, государственная экспертиза инженерных изысканий и проектной документации, постановка земельного участка на государственный кадастровый учет и обеспечение перевода земельного участка в категории «земли водного фонда» или «земли сельскохозяйственного назначения» с соответствующим изменением вида разрешенного использования должны осуществлять уполномоченные на предоставление земельных участков органы.7 После строительства пруда на него должно быть оформлено право пользования. При этом вид документа, оформляющего право водопользования, будет зависеть от того, каким образом будет использоваться пруд.

Так, принимается решение о предоставлении водных объектов в пользование при:

1) сбросе сточных вод и (или) дренажных вод;
2) строительстве причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
3) создании стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;
4) строительстве гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
5) разведке и добыче полезных ископаемых;
6) проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
7) заборе (изъятии) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
8) организованном отдыхе детей, а также организованном отдыхе ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Договор водопользования заключается при:
1) заборе (изъятии) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использовании акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использовании водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Для всех остальных видов водопользования заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водоема в пользование не требуется (в случае предоставления водного объекта для такого вида, как рыболовство – необходимо согласование со Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства). Процедура предоставления земельного участка с уже расположенным на нем прудом установлена статьей 34 Земельного кодекса РФ. Граждане подают заявления в уполномоченной орган, в котором должны быть определены цель использования9 земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет межевание и постановку на государственный кадастровый учет соответствующего земельного участка. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ земельный участок предоставляется только гражданам, и подобных правил для юридических лиц законодатель не предусмотрел. В этом случае также должно быть оформлено право пользования водным объектом, в зависимости от предполагаемых целей его использования. В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган также вправе принять решение о10 предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.

Однако, в данном случае, это невозможно по следующим причинам. В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, на которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. То есть, земельные участки, на которых расположены пруды, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, могут предоставляться только на праве аренды. В связи с этим необходимо рассмотреть положения статьи 7 ФЗ «О введении ВК РФ» о праве собственности на земельные участки под прудами, которая устанавливает, что: земельный участок, в границах которого расположен пруд, является собственностью Российской Федерации, если он находится на территории двух и более субъектов Российской Федерации или указанный земельный участок отнесен федеральными законами к федеральной собственности; земельный участок, в границах которых расположен пруд, является собственностью субъекта Российской Федерации, если он находится на территории двух и более муниципальных районов, городских округов или указанный земельный участок11 отнесен федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации; земельный участок, который не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которого расположен пруд, является собственностью муниципальных районов, если указанный водный объект находится на территориях двух и более поселений или указанный земельный участок находится на территории муниципальных районов вне границ поселений; земельный участок, который не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которого расположен пруд, является собственностью поселения (городского округа).

Таким образом, земельный участок, который не находится в частной собственности и в границах которого расположен пруд, находится в публичной собственности (федеральной, региональной или местной). При этом подавляющее большинство таких земельных участков находится в собственности поселения или городского округа. Такие земельные участки могут быть предоставлены только в аренду. Для подтверждения своего (уже существующего) права собственности на земельный участок с расположенным на нем12 прудом, соответствующее публичное образование вправе обратиться в уполномоченный орган для проведения государственной регистрации права собственности. Также стоит помнить о следующих положениях законодательства.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, и каждый гражданин вправе иметь доступ к ним и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена также для общего пользования и каждый гражданин имеет право пользоваться для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Предоставление земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» осуществляется в соответствии с правилами Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту ФЗ «Об обороте»). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке,13 установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ (указана выше), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в СМИ, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ФЗ «Об обороте» переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Однако, в данном случае данное положение не действует по указанным выше причинам, то есть земельный участок, который не находится в14 частной собственности и в границах которого расположен пруд, находится в публичной собственности (федеральной, региональной или местной), а такие земельные участки могут быть предоставлены только в аренду. Особым случаем выступает сооружение пруда собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка. Возможность подобного действия предусмотрена подпунктом 3 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, которое устанавливает, что собственник земельного участка вправе проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 Земельного кодекса РФ (статья 41 Земельного кодекса РФ).

При этом перед началом строительства необходимо представить запрос в Отдел водных ресурсов Росводресурсов по РБ о возможности строительства пруда на данном земельном участке для получения документа о возможности строительства пруда.15 После этого проводятся инженерные изыскания, подготовка проектной документации, прохождение государственной экспертизы инженерных изысканий, и проектной документации и перевод земельного участка в категории «земли водного фонда» или «земли сельскохозяйственного назначения» либо изменение его разрешенного использования на «строительство и эксплуатация водных объектов». В случае, если пруд был сооружен собственником земельного участка, то это единственный случай, когда построенный пруд может перейти в частную собственность.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, также необходимо оформить право пользования на водный объект. Земельные участки, прилегающие к водным объектам, могут предоставляться в соответствии с земельным законодательством с учетом их целевого назначения и разрешенного использования и в аренду (статья 34 Земельного кодекса РФ и статья 10 ФЗ «Об обороте). Как было отмечено выше, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по рыбоводству, обязаны узаконить данный вид деятельности и закрепить в установленном порядке статус предпринимателя.16 Федеральные законы «Об обороте» земель сельскохозяйственного назначения» (абзац 4 пункта 1 статьи 4) и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (пункт 7 статьи 12) косвенно определяют виды предпринимательской деятельности в рамках ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и рыбоводство. Кроме этого, развитие рыбоводства в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2007 года № 472-з «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан» является одним из направлений оказания государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий.

В заключение необходимо отметить, что положения норм земельного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действуют до 1 марта 2015 года. В частности, с указанной даты устанавливаются иные положения, регламентирующие приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно, в том числе для ведения сельскохозяйственного производства.