Бортничество на Украине

Бортничество как промысел на Украине известно с незапамятных времен. Оно сосредоточивалось в лесах, в основном  в сосновых борах.

Существуют сведения, что еще в 8 в. пчелы собирали мед в лесах Киевщины. В 9в. бортничество стало уже самостоятельным видом промысла. Бортники вносили подати медом, в зависимости от числа принадлежавших им бортей. Удельные князья Киевской Руси, выезжая на сбор податей, в качестве единиц обложения жителей называли мед и воск, приносившие значительные доходы.

В последующие времена бортничество еще больше распространяется. Его стабильность характеризуется присутствием медоносов, защитой пчелиных семей, удобством перевозки либо доставки меда, появлением специальных приспособлений для его отбора и т. д. И сосновых деревьев бортники принялись добывать живицу, делать в них искусственные дупла для пчел. Происходит сосредоточение промысла и бортников в определенных местах.

Устройство стационарных бортей требовало определенных построек (куреней), охранных зон. Возле бортей стали возводить жилые постройки, сараи, хлевы. Здесь же располагался и различный инвентарь - котлы, в которых ситили мед, бочки, жень (приспособление для добычи меда из борти), лазиво (веревка, сплетенная из ремня, для подъема на дерево), лежи (приспособление для укрепления на дереве) и т. д. Невдалеке от построек копали колодцы, выращивали зерновые культуры, разводили огороды.

Создание селений и слобод диктовалось прежде всего необходимостью рационального ведения пчеловодства. Разбросанность пчелиных гнезд затрудняла добычу меда.

Сосредоточение же их способствовало не только лишь постоянным осмотрам, квалифицированному уходу за пчелами, однако и надежной охране от медведей, приносивших очень много вреда бортникам.

Рост спроса на мед приводил к увеличению стоимости бортных деревьев, увеличению числа пчелиных семей. Так, в 1640 году в Житомирском уезде одна бортная сосна стоила 3 злотых, обычная - только лишь 1, в 3 раза дешевле.

Поваленное бураном дерево с пчелами бортники обрубали с обеих сторон, переносили колоду к очищенной от леса просеке и устраивали на пне. Так возникли искусственные ульи, затем пасеки. Известно, что в 1651 году жители города Ромны и соседних сел построили 11 подобных пасек и «пчел из деревьев в свои улья перегоняли и убытки бортникам чинили». Интересно отметить, что в древне украинском языке слово «пасека» обозначает участок земли после корчевки, предназначенный для разведения пчел.

Сбор меда из бортей увеличивался.

На бортников накладывались повышенные подати. В селе Тушнинское Житомирского уезда (1552 г ) они давали феодалу четыре кади (мера, равная 40 литрам) меда, в соседнем селении Колодиевском - две кади. Луцкий феодал И. Хребтович в 1579 г от каждого двора бортников брал пять ведер меда. Князь И. Вишневецкий из селения Дубровицы получал ежегодно 53 ведра меда.

Между феодалами часто возникали ссоры за сбор меда в спорных лесах, нередко перераставшие в вооруженную борьбу. Архивные документы Киева от 9 апреля 1644 года свидетельствуют о том, что местный шляхтич Я. Старуха в Трояновской пуще феодала Ф. Воронима срубил со своими подданными около 500 бортных сосен, чем нанес владельцу убытки на 2 тыс. злотых.

Найдя в дупле дерева пчел, древолаз (так изредка называли бортников), чтобы добыть мед, уничтожал не только лишь пчел, но и их гнездо. Это приводило к тому, что диких пчел меньше и меньше, хотя спрос на мед и воск повышался.

Со временем распространяется пасечное пчеловодство. Бортничество теряет свою ценность.

По мере уменьшения площадей лесов, расчищаемых под пашни, оно приходит в упадок.

В настоящее период времени бортного промысла на Украине нет.

Тем интересней опыт отдельных пчеловодов. Так, в селе Познань Рокитновского района Ровенской области в 70-х годах прошлого века бортник Т. А. Колодич имел в лесу 3 выдолбленные и 2 естественные (в дубах) борти. Факт по-настоящему уникальный.

Целесообразно было бы создать заповедник, чтобы сохранит данный древнейший промысел как один из памятников истории украинского народа.