Разделы сайта

гуси, разведение гусей, содержание гусей Разведение кур, содержание кур, откорм бройлеров Разведение уток. Содержание уток. Разведение крупного рогатого скота. Содержание крупного рогатого скота Разведение лошадей. Содержание лошадей Разведение коз. Содержание коз Овцеводство. Содержание овец. Разведение овец. Свиноводство. Разведение свиней. Содержание свиней. Откорм свиней.

Передние ведущие мосты колёсных тракторов

При движении трактора его ведущие колеса прессуют почву не только по вертикали, образуя колею, но своими грунтозацепами уплотняют и сдвигают ее по горизонтали, в направлении, противоположном качению колес. Это явление называют буксованием.

Буксование вызывает непроизводительную затрату энергии, снижает скорость, а следовательно, и производительность агрегата, увеличивает расход топлива. Оно зависит от ряда причин, в том числе и от величины сопротивления орудий и машин. Когда трактор движется без рабочей машины (холостой ход), считают, что буксования нет. Величину буксования принято выражать в процентах снижения скорости при работе под нагрузкой по сравнению со скоростью на холостом ходу.

Одним из средств уменьшения буксования колесных тракторов, улучшения проходимости и увеличения силы тяги является подвод крутящего момента не только к задним, но и к передним колесам. Для этого передний мост делают ведущим.

передний ведущий мост трактора МТЗ-52

Передний ведущий мост трактора МТЗ-52:

1 — ведущее колесо; 2 — ведомая коническая шестерня нижней пары конечной передачи; 3, 10 — крышка; 4 — конические роликовые подшипники; 5—гайка; 6 — болт; 7 —фланец диска; 8 — стакан подшипника; 9 — ведомая коническая шестерня верхней пары конечной передачи; 11 — ведущая коническая шестерня верхней пары конечной передачи; 12— выдвижная труба редуктора; 13 — винт для изменения колеи; 14 — защитный кожух; 15 — регулировочные прокладки; 16 — стакан ведущей шестерни; 17 — распорная втулка, 18 — шайба; 19 — сальник; 20 — фланец; 21 — конические подшипники; 22 — ведущая шестерня промежуточной передачи; 23 — разъемный корпус переднего моста; 24 - подшипник; 25 - сателлит; 26 - ось сателлита; 27 - нажимная блокирующая чашка; 28 - полуосевая шестерня; 29 - диски фрикционной муфты; 30 крайний ведомый диск; 31 - регулировочные прокладки; 32 - ведомая шестерня промежуточной передачи; 33 - гайка; 34 - разъемный корпус дифференциала; 35, 40, 45, 46 и 49 — подшипник; 36 — крышка корпуса переднего моста; 37 — полуосью; 38 —роликовые конические подшипники; 39— прокладки; 41 — фланец; 42 - труба; 43 - пружина; — вертикальный вал; 47 — корпус конечной передачи; 48 — ведущая коническая шестерня нижней пары конечной передачи; 50 — клиновой болт

Передний ведущий мост трактора МТЗ-52 (рис.) двумя карданными валами соединен с раздаточной коробкой. Когда при буксовании трактора автоматически включается передний мост, крутящий момент передается на конические шестерни 22 и 32 промежуточной передачи, а от них — через полуоси 37, конические шестерни 11 и 9, вертикальный вал 44, конические шестерни 48 и 2— на ведущие колеса 1.

Разъемный корпус 23 переднего моста осями (шипами) шарнирно соединен с остовом трактора. Вес трактора передается через корпус 23, выдвижные трубы 12, фланцы 41, пружины 43 и упорные подшипники 45 на корпуса 47 конечных передач, которые через конические подшипники 4 опираются на колеса.

У конических шестерен промежуточной передачи спиральные зубья. Ведущая шестерня 22 вращается в конических подшипниках 21, установленных в стакане 16. Подбором толщины шайбы 18 регулируют зазор в подшипниках, а прокладками 15—зацепление шестерен.

Ведомая шестерня 32 своим внутренним зубчатым венцом надета на зубчатый поясок корпуса 34 дифференциала и через распорную втулку круглой гайкой 33 притянута к уступу корпуса. Стальными прокладками 31, подкладываемыми под шестерню, регулируют зацепление ее зубьев. Корпус дифференциала вращается в конических роликовых подшипниках 24 и 35. Прокладками 15, установленными в разъеме корпуса переднего моста, регулируют зазор в подшипниках.

Дифференциал самоблокирующийся повышенного трения. В полости разъемного корпуса 34 на перекрещивающихся осях 26 размещены четыре сателлита 25, находящиеся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 28. На ступицы полуосевых шестерен надеты нажимные блокирующие чашки 27, расточки которых охватывают ступицы сателлитов. Между торцами чашек и корпусом дифференциала помещены стальные диски 29 фрикционных муфт. Ведущие диски своими выступами входят в пазы корпуса, а ведомые надеты на шлицы ступиц полуосевых шестерен.

Оси сателлитов свободно вставлены в окна корпуса дифференциала. На их концах сделаны лыски (у одной оси — с правой стороны, а у другой — с левой), которые касаются вырезов.

При вращении корпуса дифференциала вследствие сопротивления на колесах оси сателлитов начинают отставать от корпуса. Скользя по скосам вырезов, одна ось сдвигается вправо, другая — влево.

Сателлиты, смещаясь вместе с осями, нажимают на блокирующие чашки и сжимают диски, в результате чего крутящий момент от корпуса дифференциала к полуосевым шестерням начинает передаваться не только через сателлиты, но и через фрикционные муфты, т. е. происходит частичное блокирование дифференциала. Чем больше сопротивление на колесах, тем сильнее сжимаются диски и тем больше степень блокирования. Когда же трактор движется без буксования и передний мост автоматически отключается, то крутящий момент от двигателя к дифференциалу не передается. Поэтому диски фрикционных муфт не сжимаются.

Конечные передачи переднего моста состоят из двух пар конических шестерен. Ведущая коническая шестерня 11 верхней пары изготовлена вместе с полуосью 37, а ведомая — с вертикальным валом 44. Шестерня 11 опирается через сдвоенные роликовые конические подшипники 38 на выдвижную трубу 12, а шестерня 9 — через такие же подшипники на фланец 41.

Ведущая шестерня 48 нижней пары вращается в шариковых подшипниках 46 и 49, а ведомая 2— в конических роликовых подшипниках 4. Один из них расположен в стакане 8, а другой — в расточке крышки. В ступицу ведомой шестерни вставлен шлицевой хвостовик фланца, к которому крепится колесо. Сквозь сверление хвостовика пропущен болт 6, который вместе с гайкой 5 крепит фланец к ступице и одновременно служит для регулировки подшипников.

При поворотах трактора передние колеса поворачиваются вместе с конечными передачами, для чего их корпуса 47 трубчатыми приливами надеты на трубы 42, прикрепленные к фланцам 41. Пружина 43, вставленная в трубу, смягчает толчки, передаваемые от колес остову. При этом вертикальный вал 44 не препятствует продольному перемещению корпуса по трубе, так как его шлицевой конец свободно вставлен в ступицу шестерни 48.

Корпуса конечных передач размещены в углублениях дисков колес, поэтому при движении в междурядьях они не повреждают растений. Для изменения колеи конечные передачи передвигают вместе с колесами: подняв передний мост на домкрате, вынимают клиновой болт 50 (см. сечение А—А) и вращают винт 13. Витки этого винта находятся в зацеплении с зубьями на выдвижной трубе 12, поэтому труба вместе с конечной передачей и колесом передвигается вправо или влево. Установив трубу 12 в наружное положение, ее стопорят клиновым болтом 50.

Детали переднего моста смазывают автотракторным маслом АК-15 (летом) и АКП-10 (зимой). Его заливают в полость промежуточной передачи и дифференциала, в полость шестерен 9 и 11 и в корпус конечной передачи. Утечка масла и перетекание из одной полости в другую предотвращаются сальниками. Карданный привод переднего моста имеет два одинаковых карданных вала, соединенных между собой валом промежуточной опоры. Каждый карданный вал состоит из стальной трубы 10 (рис. ниже) и двух карданных шарниров.

Карданный вал привода переднего моста трактора МТЗ-52 (а) и промежуточная опора карданного привода (б):

1 — контрольный клапан; 2 — пружинное кольцо; 3 - игольчатый подшипник; 4 — обойма подшипника; 5 — крестовина; 6 и 14 — внутренняя вилка; 7—уплотнение; 8 — шлицевая втулка; 9, 11 — пресс-масленка; 10 — труба вала; 12, 16 — наружная вилка; 13 — прокладка; 15 — чехол; 17 — фланец; 18 — вал; 19— сальник; 20 — корпус; 21 — шариковый подшипник; 22 — пробка сливного отверстия

Внутренняя вилка 6 и наружная 16 шарнира соединяются с цапфами крестовины 5 через игольчатые подшипники 3. Внутренняя вилка 6 своим шлицевым хвостовиком вставлена в шлицевую втулку так, что она располагается в одной плоскости с внутренней вилкой 14 другого шарнира, приваренной к трубе 10.

Такое взаимное расположение вилок необходимо для равномерного вращения ведущей конической шестерни и достигается соединением внутренней вилки 6 и шлицевой втулки 8 по меткам.

Подшипники крестовин смазывают автотракторным трансмиссионным маслом (нигролом), нагнетая его через пресс-масленки 11 до появления из контрольного (предохранительного) клапана 1. Шлицевое соединение смазывают солидолом через пресс-масленку 9. Резиновый чехол 15 защищает шлицевое соединение от попадания грязи.

Промежуточная опора карданного привода прикреплена к корпусу муфты сцепления. В корпусе 20 опоры на шариковых подшипниках 21 вращается вал 18. К фланцам 17, закрепленным на шлицах выступающих концов вала, привинчивают болтами вилки карданных валов. Подшипники 21 смазывают автотракторным маслом АК-15 и АКП-10, которое наливают через отверстие с пробкой 22.

Передний ведущий мост трактора Т-40А получает привод через соединительный вал от раздаточной коробки, прикрепленной к корпусу силовой передачи. Шестерня раздаточной коробки постоянно зацеплена с шестерней на трубчатом валу синхронного привода ВОМ, который парой конических спиральных шестерен постоянно соединен со вторичным валом коробки передач.

  

Передний ведущий мост трактора Т-40А (а), схема работы храповой обгонной муфты (б):

I — при движении без буксования; II — при движении с буксованием; III — при повороте направо; 1 — корпус конечной передачи; 2 — пружина подвески; 3 — ведомая шестерня конечной передачи; 4 — вал; 5 — траверса; 6 — крышка; 7—ведущая шестерня конечной передачи; 8 — выдвижной кронштейн; 9 — двойной карданный шарнир; 10 — выдвижная труба; 11—левая полуось; 12—разъемная соединительная втулка; 13 — подшипник; 14 — левая тормозная шайба; 15 — левая шлицевая обойма; 16 — правая шлицевая обойма; 17 — втулка опорной цапфы; 18 — ведущая шестерня промежуточной передачи; 19 — ведущий вал; 20 — стакан; 21 — регулировочные прокладки; 22 — правая тормозная шайба; 23 — правая полуось; 24 — установочные штифты; 25 — ось собачки; 26 — корпус обгонной муфты; 27 — собачка; 28—пружина оси; 29 — ведомая шестерня промежуточной передачи; 30 — корпус переднего моста; 31 — втулка опорной цапфы; 32 — болт; 33 — рукав; 34 — щиток; 35 — колесо

Как и у трактора МТЗ-50, передний мост включается автоматически. Когда задние ведущие колеса начинают пробуксовывать, крутящий момент от ведущего вала 19 (рис. выше) через ведущую 18 и ведомую 29 шестерни промежуточной передачи и храповую обгонную муфту передается на полуоси 11 и 23 и далее посредством двойных карданных шарниров 9 и шестерен 7 и 3 конечных передач — на ведущие колеса 35.

Посредством цапф и втулок 17 и 31 передний мост шарнирно соединен с остовом трактора. Таким образом, вес трактора воспринимается корпусом 30 переднего моста и через 1 рукава 32, выдвижные кронштейны 8 траверсы 5, пружины 2 и корпуса 1 конечных передач передается на передние колеса.

Ведущая шестерня 18 промежуточной передачи своей ступицей опирается на конические роликовые подшипники, установленные в стакане 20. Ведомая шестерня 29 вместе с привинченным к ней корпусом 26 обгонной муфты вращается в шариковых подшипниках 13, помещенных в расточках рукавов. Прокладками 21 под фланцами рукавов 32 и стакана 20 регулируют зацепление шестерен промежуточной передачи.

Храповая обгонная муфта служит для автоматического включения переднего моста, а также, подобно дифференциалу, позволяет ведущим колесам вращаться с различными скоростями. Внутри корпуса 26 помещены и шлицевые обоймы 15 и 16, соединенные с полуосями. В одной плоскости с правой обоймой 16 находится собачка 27, закрепленная шпонкой на оси 25. Ось свободно вставлена в сверления корпуса 26. Заложенной в нее пружиной 28 ось смещается вправо, благодаря чему упорный выступ, имеющийся на правом конце оси, оказывается постоянно прижатым к тормозной шайбе 22, привинченной к торцу рукава. Такая же собачка есть и с противоположной стороны (на рисунке ее не видно), но помещена она в одной плоскости с левой обоймой, а ее ось прижимается к левой тормозной шайбе 14.

При вращении корпуса обгонной муфты силой трения, возникающей между выступами осей и тормозными шайбами, собачки повертываются в положение /, показанное на рис. б. Если корпус обгонной муфты вращается в противоположном направлении, то собачки развернутся в другую сторону.

Передаточные числа в передачах к задним и передним колесам подобраны так, что при отсутствии буксования внутренние обоймы 15 и 16 вращаются несколько быстрее корпуса 26 и собачки периодически прощелкивают по зубцам обойм. Когда же буксование задних колес достигнет 4% и вследствие уменьшения поступательной скорости трактора уменьшатся обороты передних колес, то корпус 26 догоняет обоймы. В результате собачки упираются в зубцы обойм (рис.) и начинают передавать крутящий момент на передние колеса, т.е. передний мост включается.

При повороте трактора вправо левое колесо, проходя больший путь, начнет вращаться быстрее. Поэтому левая обойма 15 обгоняет корпус и ее собачка прощелкивает по зубцам (рис. б, III). Правая же собачка по-прежнему упирается в зубцы обоймы 16 и продолжает передавать крутящий момент правому колесу, в результате чего оно будет вращаться с такой же скоростью, как и при прямолинейном движении трактора. При повороте налево обгонная муфта действует также, но прощелкивает в этом случае уже правая собачка.

Таким образом, храповая обгонная муфта, как и дифференциал, при поворотах трактора позволяет забегающему колесу вращаться быстрее. Но крутящего момента в это время она ему не передает, колесо перекатывается за счет толкающего усилия, передаваемого от задних колес через остов. В отличие от дифференциала обгонная муфта не позволяет внутреннему колесу вращаться медленнее, чем при прямолинейном движении, что несколько ухудшает условия поворота.

Конечная передача представляет собой одноступенчатый редуктор с шестернями, помещенными в литом корпусе 1, закрытом крышкой 6. Вал ведущей шестерни 7 вращается в конических подшипниках. Ведомая шестерня 3 установлена на шлицах вала, опирающегося на шариковые подшипники. К наружному фланцу вала 4 крепится диск колеса.

В массивном приливе крышки 6 есть тщательно обработанная вертикальная цилиндрическая полость, в которую плотно входит шкворень, приваренный к выдвижному кронштейну 8, который через траверсу 5 опирается на пружины 2 подвески. Нижние концы пружин опираются на приливы крышки конечной передачи. В стыке между кронштейном и траверсой помещен шариковый упорный подшипник.

Благодаря такому соединению с передним мостом конечные передачи вместе с колесами могут поворачиваться относительно шкворней, что необходимо для управления трактором. Кроме того, телескопическое соединение конечных передач позволяет им перемещаться по шкворням в вертикальном направлении, когда колеса получают толчки от неровностей грунта. При этом пружины 2 сжимаются и, поглощая удары, уменьшают их воздействие на остов трактора. Двойной карданный шарнир 9 позволяет передавать вращение от полуоси 11 на вал шестерни под углом, величина которого в процессе работы непрерывно изменяется. Устройство карданных шарниров такое же, как в карданной передаче трактора МТЗ-52.

Для изменения колеи передних колес их поднимают домкратом и, выбив клиновые болты 33, перемещают колесо вместе с конечной передачей и выдвижным кронштейном в ту или другую сторону, до совмещения следующих лысок на трубе 10, приваренной к кронштейну 8, с отверстиями под клиновые болты. После этого болты снова ставят на место и надежно затягивают гайки.

Детали промежуточной передачи, храповой обгонной муфты и конечных передач смазывают автотракторным маслом АК-15 (летом) и АКп-10 (зимой), для чего масло наливают в полости корпусов по уровень контрольных пробок. Таким же маслом смазывают и карданные шарниры, нагнетая его шприцем в пресс-масленки до появления из контрольных клапанов. Трущиеся поверхности телескопических соединений конечных передач со шкворнями смазывают солидолом, нагнетая его в пресс-масленки.
 

Виды сельскохозяйственной деятельности:
Сохранить материал к себе
Рекомендуемые статьи