Остов двигателя

Остовом тракторного двигателя служат неподвижные части, к которым изнутри и снаружи крепятся детали его механизмов и приборы.

Основной частью остова тракторных многоцилиндровых двигателей с водяным охлаждением служит корпус, объединяющий в общий блок все цилиндры. Этот корпус называется блок-картером 5 или блоком двигателя (рисунок). В блоке расположены цилиндры, коленчатый вал и другие детали кривошипно-шатунного механизма.

остов тракторного двигателя и его основные части
Остов тракторного двигателя и его основные части:

1 — передняя кольцевая опора; 2 — цапфа передней опоры; 3— крышка картера шестерен; 4— картер шестерен; 5— блок-картер двигателя; 6 — головка цилиндров; 7 — металлоасбестовая прокладка; 8 — картер маховика; 9 — плоскость крепления кронштейна задней опоры двигателя; 10 — поддон картера

К деталям остова относятся также головка 6 цилиндров, поддон 10 картера, картер 4 шестерен с крышкой 3 и передней опорой и картер 8 маховика с двумя задними опорами двигателя. Все эти неподвижные детали надежно соединены и уплотнены между собой, образуя защитный кожух для деталей, расположенных внутри остова.
 

Подвеска остова двигателя у трактора. Остов двигателей разных марок имеет трех-, четырех- или шеститочечную подвеску на остове трактора. Двигатели АМ-41 (трактор ДТ-75М) и СМД-14 (тракторы ДТ-75 последних выпусков) опираются на остов (раму) трактора с помощью шести эластичных резино-металлических амортизаторов. Последние снижают вредное влияние вибрации двигателя на трактор и предохраняют остов двигателя от перегрузок, которые могут возникнуть при перекосе рамы трактора во время его движения.

Двигатель СМД-14 прежнего выпуска имеет трехточечную подвеску с резиновыми амортизаторами. Передняя опора трехточечной подвески двигателя ДМ-01 не имеет резинового амортизатора.

Двигатели Д-50 и Д-108 крепятся задней частью к корпусу силовой передачи, а спереди имеют одну точку опоры на остов трактора без амортизатора. Двигатели Д-37М, Д-37Е и Д-21 (трактор Т-25) тоже крепятся задней частью к корпусу силовой передачи, но в передней части имеют две точки опоры с резиновыми амортизаторами. Задняя часть двигателя Д-21 самоходного шасси жестко присоединена к корпусу силовой передачи, а передняя часть опоры не имеет. Такое крепление двигателя называется консольным.

Блок - картеры четырехцилиндровых двигателей, имеющих водяное охлаждение, устроены в основном одинаково. Блок-кар-тер представляет собой чугунную отливку коробчатой формы, верхняя часть которой образует блок цилиндров, а нижняя — уширенная — картер коленчатого вала.

Внутри блока сделано несколько перегородок. Горизонтальная отделяет верхнюю полость, в которой циркулирует охлаждающая вода, от нижней, где вращается коленчатый вал. Продольная отделяет водяную полость блока от камеры штанг. Три вертикальные поперечные перегородки придают картеру жесткость.

В верхние и нижние отверстия вставляют цилиндры двигателя. В выемках (постелях) расположены коренные подшипники, в которых вращается коленчатый вал. Выше него в отверстиях размещается вал распределительного механизма. В блок-картере просверлены отверстия и каналы для подвода смазки к некоторым трущимся частям двигателя. Снаружи блок-картер имеет обработанные приливы и площадки с резьбовыми отверстиями для крепления различных деталей и приборов.

Особенности устройства блок-картеров некоторых двигателей показаны на рис. ниже.

блок-картер тракторного  двигателя водяного охлаждения и картер двигателя воздушного охлаждения

Блок-картер тракторного  двигателя водяного охлаждения и картер двигателя воздушного охлаждения:

а — блок-картер двигателя СМД-14; б — схема блок-картера; в — картер и цилиндр двигателя воздушного охлаждения; 1 — блок-картер; 2—гильза; 3 — отверстие гильзы: 4 — проточки для уплотнительных колец; 5 — полость для охлаждающей жидкости (водяная рубашка); 6 — постели коренных подшипников; 7 — крышки коренных подшипников; 8—поддон картера; 9 — картер двигателя воздушного охлаждения; 10 — цилиндр с ребрами

Цилиндры тракторных двигателей с воздушным охлаждением не объединены в общий блок, а каждый в отдельности крепится к общему чугунному картеру 9, в котором располагаются коленчатый и распределительный валы двигателя.

Хотя внутреннее пространство блок-картера тщательно закрыто и уплотнено во избежание попадания пыли и вытекания масла, однако полностью герметизировать его нельзя, потому что при работе двигателя возможен прорыв воздуха и газов из цилиндров в картер. Чтобы при этом избежать повышения давления в картере и предотвратить вытеснение из него масла, полость картера сообщена с атмосферой при помощи сапуна (рисунок).

  сапуны тракторных двигателей 

Сапуны двигателей:

1 — корпус; 2 — перегородка; 3— проволочная набивка; 4 — трубка; 5 горловина для заливки масла; 6 — сетка заливной горловины

Сапун пропускает из картера наружу воздух и газы, если давление в нем выше атмосферного. Если же после остановки двигателя давление остывшего в нем воздуха стало ниже атмосферного, в картер через сапун входит воздух снаружи. Проволочная набивка 3, смоченная маслом, очищает этот воздух от пыли.

Виды сельскохозяйственной деятельности: