«Эфко» и «Благо» ведут спор из-за упаковки масла... дошло до суда

Россиские производители подсолнечного масла — «Эфко» (основной владелец – Валерий Кустов, большая часть активов — в Белгородской области) и «Благо» Аркадия Фосмана (Санкт-Петербург) — спорят о форме бутылки для масел с добавками. «Эфко» обвиняет конкурента в копировании для выпуска масла под брендом Almador емкости «Эфко» для масла Altero. В «Благе» заявляют, что сами создавали бренд и бутылку четыре года. Компании привлекли к спору юристов и социологов РАН, ВЦИОМ и «Левада-центра», которые сделали противоположные выводы и обвинили друг друга в непрофессионализме. После признания УФАС правоты «Блага» «Эфко» обратилось в суд, пишет газета Коммерсантъ.
Арбитражный суд Воронежской области начал рассматривать иск трех структур «Эфко» — белгородских ОАО «Эфко» и ООО «КРЦ "Эфко-Каскад"», а также кипрской Efko Foods Pls — к Воронежскому УФАС об отмене решения от 18 мая. Этим решением ведомство прекратило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Благо-Юг». Кроме того, «Эфко» требует признать действия структуры «Блага» по вводу в оборот подсолнечного масла в бутылках под брендом Almador (масло с различными добавками) «актом недобросовестной конкуренции». «Благо-Юг» выступает в деле третьим лицом.

Претензии касаются бутылки, которая похожа на используемую «Эфко» для масла под брендом Altero (также с добавками). Из решения УФАС следует, что еще в 1999 году структуры «Эфко» запатентовали бутылку как промышленный образец. А в 2011 году Роспатент зарегистрировал похожую бутылку как объемный товарный знак, права на который сейчас принадлежат КРЦ «Эфко-Каскад». Объем бутылки «Эфко» составляет 810 мл, «Блага» — 790 мл. Обе бутылки имеют корпус в виде трапеции и углубления по бокам.

В «Эфко» утверждают, что с 1999 года ОАО «Эфко» производит, а КРЦ «Эфко-Каскад» продает масло в таких бутылках. По мнению компании, «Благо-Юг», арендующее активы Эртильского МЭЗ в Воронежской области, якобы выпускает масло в схожей бутылке с 2017 года. В декабре 2019 года структуры «Эфко» обратились в УФАС.

Стороны представили в УФАС целый ряд исследований. Юристы пришли к мнению, что «Благо-Юг» имитирует бутылку «Эфко», а социологи — что большинство опрошенных считают бутылки схожими. В частности, так полагали 69% респондентов опроса ВЦИОМ. «Благо» представило не менее авторитетные исследования. Так, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (РАН) пришел к выводу, что 92% потребителей считают масло в бутылках Altero и Almador выпускаемым разными компаниями. По данным структуры РАН, «большинство потребителей» полагают, что элементы бутылки «не повторяются» и «совокупность признаков внешнего вида» различается. Более того, в РАН заявили, что ВЦИОМ и ООО «Аналитическая социология» выбрали такие инструменты исследования для «Эфко», которые «оказывают статистически значимое влияние» на результаты.

Более резко оценил работу социологов для «Эфко» «Левада-центр»: «Подход к составлению опросного инструментария и подход к проведению полевых работ полностью дискредитировали в целом неплохой исследовательский дизайн. Данные, полученные в ходе этого исследования, не могут сообщить что-либо о поведении потребителей». Российская государственная академия интеллектуальной собственности также посчитала, что бутылка «Блага» не сходна с промышленным образцом и товарным знаком «Эфко».

Изучив противоречивые доказательства, УФАС само обратилось к экспертам — ассоциации «Объединение корпоративных юристов». Там отметили, что этикетки двух производителей имеют разный фон, крышки отличаются по цвету, бутылки имеют сходную форму, но отличаются гранями и основанием, а сходство «не влияет на общее зрительное впечатление». Комиссия УФАС согласилась с выводами организации, указав, что товары «хорошо различимы», а только бутылки без этикеток обе компании в рознице не используют. Кроме того, отметили в ведомстве, «Эфко» не представило доказательств перераспределения спроса из-за действий «Блага».
Адвокат московской коллегии «Клишин и партнеры» Владимир Энтин считает, что «Эфко» будет непросто обжаловать решение УФАС в суде: «Потребитель все же будет ориентироваться на добавки масла, а не на бутылку». При этом наличие кипрского заявителя в суде «сослужило плохую службу», отмечает господин Энтин: «Регистрация промышленного образца в Евросоюзе в течение пяти лет защищает его от копирования даже с изменениями. А российское законодательство не предоставляет защиту при существенных отличиях, которые позволяют потребителю различать продукцию». По его словам, суду предстоит оценивать именно «общее впечатление» от продукции: «Экспертное заключение и основанная на нем позиция ФАС, полагаю, будет принята судом».
Зерновой портал Центрального Черноземья

Рекомендуемые статьи