обРОБОТали, или как "освоить" миллион

доильные роботы, молочное животноводствоОдин из верных способов для крупных молочно-товарных комплексов потратить деньги «в никуда» – это приобрести автоматические доильные системы или, как их еще называют, доильных роботов. По заверениям производителей умная машина избавит владельца фермы от всех возможных и невозможных проблем, позволив ему заниматься своими делами, в то время как «электронный дояр–ветеринар–пастух» возьмет на себя все заботы о молочном стаде. Очень хочется поверить, однако, свежо предание, как говорится... А реальность такова, что плюсы доильных роботов сильно преувеличены, и производители, расхваливая их, не берут в расчет множество нюансов или предпочитают вовсе о них умалчивать.


Миф 1. Животное самостоятельно выбирает частоту посещения доильного бокса

Проще говоря, корова доится тогда, когда хочет доиться, что приводит к устранению стресс-фактора и, следовательно, повышает молокоотдачу. Но ведь даже сами производители говорят, что стимулом для посещения доильного бокса служит порция концентрированного корма, которую получает животное. Как альтернатива, предлагается такой вариант устройства коровника, при котором пройти к кормовому столу можно только после дойки в доильном боксе. Так или иначе, корова идет не доиться, она идет есть! И всегда есть другое животное, которое хочет того же в тот же момент времени. «Коровы пускаются на разные хитрости, пытаются влезть без очереди, оттесняя соперниц, и все ради лакомства»[1].

В результате каждый раз корова должна бороться за право быть подоенной. Из-за иерархии, существующей внутри стада, доминирующие особи попросту не подпускают более слабых к доильной установке. Складывается впечатление, что молодые и более агрессивные животные легче адаптируются к роботу»[2]

В результате от 7% до 15% коров не приходят на дойку в течение дня вообще. Так о какой же «свободе выбора» и «ликвидации стресс-фактора» можно вести речь?

Миф 2. Коровы быстро адаптируются к доильным роботам

Утверждается, что процесс перевода стада на роботизированное доение занимает от 3-4 недель до 2 месяцев, за это время 85-90% коров начинают добровольно пользоваться этой системой. То есть, нужно потратить около месяца, в течение которого придется активно подгонять коров к доильному аппарату, опять же, вызывая у них стресс. А в результате до 15% «старомодных» животных, так и не «оценивших» прелестей автоматизации придется либо выбраковывать, либо продолжать каждый раз гонять на дойку. Хороша автоматизация, нечего сказать!

Более того, роботы в состоянии доить только животных с отселекционированной формой вымени и идеальным расположением сосков. Если соски расположены слишком близко (типа козьих), робот не может установить на них стаканы. Бывает, что стакан присасывается на сосок сбоку, автомат фиксирует, что молоко не пошло и снимает стакан. В результате четверть, а то и половина вымени оказывается не выдоенной. Поэтому от животных, чье вымя далеко от «идеала», приходится отказываться. А корова, между прочим, денег стоит!

Далеко не все дойные коровы имеют идеальное расположение сосков, позволяющее им доиться роботом. Не подходят коровы с близко расположенными сосками, касающиеся друг друга задние соски роботом воспринимаются как один. Если вымя высокое сзади, то сенсор не видит задние соски в горизонтальной плоскости. Поэтому при внедрении такой системы фермеры вынуждены продавать (выбраковывать) коров, которые имеют неправильное (неприемлемое для системы распознавания робота) расположение сосков (это, как правило, самые высокопродуктивные коровы). Обычно приходится выбраковывать 10-15% коров, иногда до 50%. Были случаи, когда после установки роботов фермеры так и не могли начать эффективное использование данной технологии и вынуждены были возвращаться к уже привычному доильному залу[3].

Миф 3. С внедрением роботов снижаются трудозатраты

То, что использование доильных роботов существенно снижает трудозатраты и позволяет экономить на рабочей силе – один из излюбленных мифов, которым оперируют их производители. Дескать, установите автоматы и занимайтесь своими делами. Давайте попробуем разобраться.

Робот заменяет собой доярок и только их, о зоотехниках, ветеринарах, механизаторах речь не идет. Так ли много на сегодняшний день зарабатывают у нас операторы машинного доения, чтобы сокращение их должностей влекло за собой «существенную экономию» средств? Этот аргумент может быть актуален для Европы, откуда «родом» доильные роботы, но уж никак не для наших широт.

Кроме того, как говорилось выше, далеко не все животные доятся добровольно. Следовательно, человека, который надевает на вымя доильные стаканы придется заменить на человека, который будет выявлять не подоенных особей, отыскивать их в стаде и подгонять на дойку. Так в чем же экономия?

Владельцы 15 роботизированных молочных ферм Онтарио утром и днем ежедневно посещают коровники, чтобы выявить коров с длительным интервалом между дойками и животных, которым не удается подключиться к роботу. Владельцы самостоятельно подводят их к роботу, по пути осматривая животных на предмет выявления проблем вымени или хромоты, а также помогают подключиться к аппарату[4].

Более того, как любая техника, доильные роботы нуждаются в сервисном обслуживании. А теперь посчитайте-ка, что обойдется дороже: оплата труда доярки или сервисного инженера, который должен быть начеку 24 часа в сутки? Не говоря уже о том, что специалиста с соответствующей квалификацией просто так не отыщешь.

Миф 4. Минимизация воздействия «человеческого фактора»

Защитники доильных автоматов очень часто апеллируют к «железобетонному» аргументу, что робот, дескать, не уйдет в запой после зарплаты. Уйти-то он не уйдет, а вот выйти из строя может вполне. И если не отремонтировать его в течение 24 часов, как минимум 60 коров не будут подоены вовремя. А поскольку доильных автоматов у нас не так много, о создании сервисной сети их производители не позаботились.

Кроме того, как бы далеко не зашел прогресс, до какой бы степени автоматизации не дошло производство, корова была, есть и будет, прежде всего, живым существом, которое может заболеть или получить травму. Как получить информацию о том, что у животного проблема (воспалилось вымя, синюшные соски, следы от удара, оно начала хромать)? Именно поэтому пресловутый «человеческий фактор» необходим: человек должен видеть животное! И самое подходящее время для этого – дойка.

И, наконец, отсутствие регулярного контроля со стороны человека ведет к отставанию с принятием решений, поскольку информация поступает с опозданием, в результате чего может быть упущено время для лечения животного и последствия окажутся необратимыми.

Миф 5. Роботы способствуют увеличению надоев

Сами по себе доильные роботы ничему не способствуют. Любому специалисту, мало-мальски сведущему в вопросах молочного животноводства, известна аксиома, что продуктивность коров зависит от совокупности нескольких факторов: выбор максимально продуктивной породы, грамотная селекция, полноценное сбалансированное кормление, комфортабельные условия содержания, своевременная ветеринарная помощь, эффективная система доения и т.д.

В данном случае, только внедрение полного технологического цикла (включая технологию докорма) дает действительно ощутимые результаты, а замена лишь одного звена в цепочке ни к чему не приведет.

Более того, из-за стрессов, испытываемых животными в процессе привыкания к доильным роботам, в течение 1-2 месяцев с момента перехода к роботизированному доению молочная продуктивность существенно падает.

Внедрение автоматических доильных установок на небольших фермах с традиционным двукратным доением, по данным голландских специалистов, повышает надой молока до 15% за счет увеличения числа доений при свободном доступе коров к доильной установке, что в свою очередь способствует сравнительно быстрой окупаемости затрат на нее. Однако само по себе автоматическое доение не повышает надои по сравнению с обычным трехразовым доением. Исследования, проведенные в Швейцарии, показали, что по степени выдаивания молока из вымени достоверных различий между автоматической системой и традиционной «Елочкой» не установлено[5].

Миф 6. Внедрение роботов позволяет получать молоко более высокого качества

Это утверждение, опять же, не имеет ничего общего с действительностью. По мнению голландских специалистов, на роботизированных фермах – особенно в первые несколько лет (!) работы – наблюдается увеличение количества бактерий и соматических клеток в молоке, повышение температуры его замерзания и наличие свободных жирных кислот.

Проблемой также является повышенное содержание воды в молоке, куда она попадает из механизма очистки оборудования, которое часто промывается и недостаточно тщательно высушивается.

Кроме озвученных проблем, имеет место и еще одна: разделение молока по сортам. При доении на роботе каждая доля вымени доится отдельным стаканом, молоко проходит через анализатор, который определяет наличие в нем примесей крови, воспалительных процессов (маститов). Однако затем молоко поступает в общий молокоприемник, после чего компьютер решает, куда его отправить – в танк-холодильник, или отдельно – в лучшем случае на выпойку телятам, а бывает, и в канализацию. Более того, в некоторых моделях роботов молоко, не соответствующее параметрам качества, отводится… в ведро. Представьте себе стадо в 1000 голов, даже если 5% молока будет проблемным – это сколько же ведер придется перетаскать за сутки (кстати, о трудозатратах…)? Вот она – наивысшая степень автоматизации в действии!

Миф 7. При установке роботов не играют роли параметры помещения

На самом деле, ферма, на которой будет работать доильный робот, должна иметь планировку, отличающуюся от обычного комплекса с беспривязным содержанием. Это связано с особенностями передвижения к доильному роботу, выхода из него, прохода к кормушкам.

Много ли у нас молочно-товарных комплексов, где доильных роботов можно установить без перепланировки? Думается, ни одного. В любом случае придется вложить немалые средства в адаптацию систем водоснабжения, канализации, навозоудаления, обеспечения электроэнергией.

Миф 8. Инвестиции на приобретение доильных роботов быстро окупятся

Некоторым производителям конкретных роботов совесть, все же, не позволяет лгать напропалую: они пунктиром упоминают о некоторых «несущественных» проблемах, которые могут возникнуть при внедрении автоматов и об их «довольно высокой» стоимости. Однако все в один голос утверждают, что инвестиции, вложенные в роботизацию фермы, в короткие сроки себя оправдают.

Это, пожалуй, самое большое заблуждение, в которое вводятся руководители животноводческих предприятий. Потому что большинство из них деньги, вложенные в закупку доильных роботов, не вернут никогда. На то есть целый ряд причин.

Во-первых, непомерно высокая стоимость роботов. В среднем, на сегодняшний день установка доильных автоматов по себестоимости на одну дойную голову, как минимум, в 4 раза превышает стоимость внедрения полнокомплектного супер-современного доильного зала, оснащенного системой докорма, отводной линией для «проблемного» молока, интегрированной компьютерной системой управления стадом и многими другими высокотехнологичными опциями.

В Европе цена робота, способного доить 50-70 коров, по разным источникам, колеблется от 80 до 170 тысяч евро. У нас доильные роботы еще дороже, их стоимость достигает 250 тыс. евро и выше[6].

Во-вторых, доильные роботы чрезвычайно дороги в обслуживании и никакое «снижение» трудозатрат (которое само по себе – фикция) не компенсирует текущих эксплуатационных расходов. Например, при потреблении электроэнергии самый «экономный» робот расходует на одно доение 0,21 кВт/ч. Другим моделям необходимо в 2 раза больше энергии, а многобоксовые роботы в двухбоксовом варианте расходуют целых 0,45-0,62 кВт/ч на выдаивание одной коровы. Аналогичная ситуация складывается и с потреблением воды. Здесь наиболее экономичный робот расходует 2,3 л на одно доение, следующий за ним ближайший конкурент – в 3 раза больше. В целом, даже самый ресурсосберегающий из роботов потребляет в год в среднем 25 000 кВт/ч электроэнергии и 300 000 л воды.

Немецкие специалисты показали, что сегодня инвестиции в одно ското-место на фермах с беспривязно-боксовым содержанием коров и автоматической доильной системой значительно выше, чем с традиционными доильными установками. Например, доильный робот расходует больше электроэнергии и воды. По сравнению с «традиционными» доильными залами перерасход может быть двух-трехкратным в перерасчете на обслуживаемое поголовье[7].

В-третьих, ситуация осложняется тем, что однобоксовые доильные роботы изначально были предназначены для обслуживания высокопродуктивных коров на небольших частных фермах Запада и технологически просто не вписываются в «габариты» крупных молочно-товарных комплексов. А представьте себе комплекс голов, ну пусть даже, на 600...

Это сколько же нужно роботов, чтобы обслужить такое поголовье? При самых скромных расчетах – 10 штук, а это ни много, ни мало – 2,5 миллиона евро. Причем это в том случае, если один автомат будет приобретаться из расчета один на 60 голов. Что, кстати, тоже не соответствует объективной реальности. Производители заявляют, что один робот в сутки может подоить 70-75 голов, но на практике он способен «обслужить» не более 50 животных. Но даже если взять за основу формулу «1 робот на 60 голов» (пусть и с очень большой натяжкой), то предприятие, закупившее роботов из расчета одна штука на 75 животных, будет вынуждено докупать еще 30% автоматов. И никуда не денется! А это – еще 600 тысяч евро.

Считайте сами, как говорится...

[1] «Робот против белорусов?», http://news.tut.by/economics/160598.html.



[2] «Вопросы о роботизированном доении»? – www.dairynews.ru/dairyfarm/voprosy-o-robotizirovannom-doenii.html.

[3] «Доильный робот в России – быть или не быть?» – журнал «Сельскохозяйственные вести», №4,/2008.

[4] «Вопросы о роботизированном доении»– www.dairynews.ru/dairyfarm/voprosy-o-robotizirovannom-doenii.html.

[5] «Доильные роботы: преимущества и проблемы» – журнал «Животноводство России», №5/2008.

[6] «Состояние и перспективы развития механизации доения КРС» – (Материалы 7-ой международной конференции институтов сельскохозяйственной инженерии стран Центральной и Восточной Европы (СЕЕ AgEng ).

[7] Там же. 

  • 456e434d676b162b13f774c7260a59c9.gif