Деловой Ростов: Дорожники строят аграриям тупик

Входящему в «ГРУППУ АГРОКОМ» тепличному хозяйству «АПК XXI ВЕК» грозит приостановление работы и вынужденный перенос предприятия на другую территорию: проект реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» госкомпании «Автодор» предусматривает закрытие съезда на участке в Азовском районе, где расположено хозяйство, альтернативных проездов к нему нет. Руководитель проекта по развитию «АПК XXI ВЕК» Янис Галаниди надеется на урегулирование ситуации мирным путем. В случае переноса комбината компенсацию потерь в сумме около 1 млрд рублей компании придется взыскивать с «Автодора» через суд.
Под Ростовом разразился скандал, связанный с расширением трассы М-4 «Дон». В ходе реконструкции в Азовском районе области проектировщики решили перекрыть сразу несколько съездов, тем самым отрезав от цивилизации два крупных сельскохозяйственных предприятия. Под угрозой закрытия оказалось тепличное хозяйство «АПК XXI ВЕК», входящее в «Группу Агроком», а также посевные площади ИП Ситника, который занимается выращиванием пшеницы и других культур.
Несколько месяцев аграрии пытались выяснить у «Автодора», что будет с технологическими съездами, надеясь, что их отсутствие в проекте — техническая ошибка. Однако, недавно бизнесмены получили ответ, что никакой ошибки нет, после реконструкции и расширения существующие подъездные пути просто перегородят отбойниками. По данным «Автодора», проект был согласован с властями.
Бизнесмены называют положение катастрофическим.
Что касается «АПК XXI ВЕК», то оно расположено между двух рек, и съезд с М-4 — единственная связь предприятия с внешним миром. Закрытие дороги приведет к его полной остановке. Владельцы предприятия уже обратились за помощью в прокуратуру, но пока безрезультатно. Самостоятельно сделать съезд с фееральной трассы они тоже не могут, для этого необходимо вносить изменения в проект. «Ну, и резонный вопрос: почему платить за это должны мы? Ведь мы не просим строить новый съезд, а хотим сохранить то, что уже есть. Это вопию- щая ситуация — когда действующее предприятие отрезают от дороги. Конечно, рассчитываем урегулировать этот вопрос мирным путем, надеемся, что все решится в нашу пользу, в пользу здравого смысла. Ведь рядом с нашим предприятием расположены и другие фермерские хозяйства», - рассказал Городу N руководитель проекта по развитию тепличного хозяйства «АПК XXI ВЕК» Янис Галаниди.
Площадь теплиц сейчас составляет порядка 3,5 га, а весь проект оценивается в 500 млн рублей. В одну только инфраструктуру для обеспечения развития компания вложила 18 млн рублей. Если компании договориться с «Автодором» не удастся, то придется переносить мощности, а на это потребуется миллиард рублей. В компании говорят, что в таком случае будет проще свернуть проект вообще.
Следует отметить, что развитие тепличного овощеводства в России сейчас относится к приоритетным направлениям в сельском хозяйстве. После введения продуктового эмбарго страна особо остро ощущает нехватку овощей в зимний период. В марте 2015 года правительство РФ выделило 64 млрд рублей на развитие этой отрасли.
В «Автодоре» ситуацию с искусственной изоляцией крупного сельскохозяйственного предприятия никак не комментируют. Там настаивают, что проект был согласован в областными и районными властями, а завершение реконструкции этого участка запланировано на 2016 год.
По данным «Города N», администрация Азовского района уже отозвала свое согласование, поскольку, в случае реализации проекта в том виде, в котором он существует сейчас, вместе с «АПК XXI ВЕК» отрезанным от коммуникаций окажется и местный фермер, и даже целый поселок.
Как пояснили в администрации района, 300 га сельхозугодий ИП Шитник также попали в злосчастный треугольнике между двумя реками и М-4 "Дон".
«Также будет заблокирована дорога в поселок Опорный, где проживает около 1 тысячи человек», - рассказал журналистам глава Самарского сельского поселения Валерий Дреев. По его словам, к поселку есть альтернативная дорога, но она находится в таком состоянии, что зимой проехать по ней просто невозможно.
Примечательно, что это далеко не первый случай, когда реконструкция федеральной трассы не улучшает, а усложняет жизнь людей из прилегающих территорий. Так, в 2012 году «Автодор» «забыл» сделать поворот на трассе М-4 «Дон», и жители хутора Малая Лозовка сразу стали на 30 км дальше от райцентра с его административными ресурсами и больницами.
Годом ранее в похожей ситуации оказались жители хуторов Штоколов и Архиповка в Каменском районе области. После закрытия подъезда к трассе, в их распоряжении оказалось только два километра полного бездорожья. Из-за этого дети вынуждены прогуливать школу — школьный автобус не всегда может к ним добраться.
На все претензии селян в «Автодоре» отвечают, что вопросы обеспечения местных связей должны решаться "совместно с администрацией хуторов и руководством Ростовской области", т.е. силами региона. «При реконструкции М4 ставится задача повышения безопасности, обеспечения быстрого движения транзитного транспорта», - говорится в официальном ответе госкорпорации.
«Деловой Ростов»от 05.10.2015