«Зерновой Юг»: Закон о трансфертном ценообразовании выгоден для компаний

Дмитрий Вольвач,
начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы
Корреспондент порталаIDK.ru, в предверии II Международной конференции «Зерновой Юг»,поговорил о трансфертном ценообразовании в интервью с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Дмитрием Вольвачем.
-Дмитрий Валерьевич, один из экспертов нашего «Клуба Экспертов», главный экономист ФЭИ «Центр развития» Валерий Миронов, высказал мнение, что закон о трансфертном ценообразовании абсолютно невыгоден для компаний. Согласны ли Вы с его точкой зрения?
В первую очередь хотелось бы уточнить, что раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), или как его называют закон о трансфертном ценообразовании, регламентирует порядок определения цен исключительно в целях налогообложения. Пункт 12 статьи 105.7 Кодекса недвусмысленно указывает, что налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, используемыми в целях налогового контроля, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.Кодекс никак не ограничивает и вообще не регламентирует использование цен внутри компании, например, для перераспределения ресурсов между различными ее структурными подразделениями, в том числе в целях повышения эффективности работы в регионах с разной рентабельностью и конъюнктурой рынка. Речь идет о том, что исчислять налоговую базу по таким сделкам компаниям необходимо исходя из рыночных цен, то есть цен, которые имели бы место в сопоставимых сделках, между независимыми лицами.Более того, контроль над ценами в целях налогообложения не является новеллой для российского налогового законодательства. С 1999 года, то есть с момента принятия первой части Кодекса, действовали нормы статей 20 и 40. Только по новым правилам налогового контроля цен используется не механический критерий – отклонение на 20 процентов от рыночной цены, а учитываются все возможные условия совершения сделки, которые влияют на цену. Это и функциональные роли участников, и принимаемые ими риски, используемые в сделке активы (в том числе и нематериальные), рыночные стратегии, особенности регионального рынка, финансовые условия сделки и многое другое. Расширен перечень методов и источников информации, которые в целях налогообложения налогоплательщик может использовать для обоснования соответствия цены сделки рыночной.Закон обязывает налогоплательщика отчитаться о контролируемых сделках только один раз в год. Указываются эти сведения в уведомлении о контролируемых сделках, форма которого и порядок его заполнения и представления, утверждается ФНС России по согласованию с Минфином России.Проект уведомления нами уже разработан и проходит внутриведомственное согласование. При работе над проектом мы исходили из того, что формирование данного документа будет осуществляться автоматически с использованием программных продуктов, доступных налогоплательщику. Информация, которую будет необходимо включить в уведомление, уже имеется у налогоплательщика в его базах данных бухгалтерского и налогового учета.Передаваться в налоговые органы уведомление, как и другие формы отчетности, будет преимущественно по телекоммуникационным каналам связи, так как такой способ сдачи отчетности является традиционно наиболее удобным для налогоплательщиков.Таким образом, на мой взгляд, закон является ожидаемым и справедливым, а не невыгодным.
-Чем этот закон выгоден для государства?
Новые правила налогового контроля цен для целей налогообложения – это логичный шаг принятый руководством страны, направленный на обеспечение сбалансированного и справедливого налогообложения, в том числе противодействие злоупотреблениям в налоговой сфере.В первую очередь, закон направлен на защиту бюджета Российской Федерации от неэкономического перемещения налоговой базы за ее пределы. Поэтому налоговый контроль цен по трансграничным сделкам, особенно с оффшорными юрисдикциями, будет усилен. Не секрет, что с помощью таких сделок осуществляется уклонение от уплаты налогов, причем это проблема не только нашей страны, а всего мирового сообщества. Мы здесь не пионеры, нормы нового закона во многом основаны на рекомендациях ОЭСР, принятых еще в 1995 и существенно обновленных международными экспертами в 2010 году.Во-вторых, новые правила нацелены на справедливое распределение налогов внутри страны в соответствии с налоговой базой субъектов Российской Федерации, в зависимости от вклада в стоимость конечного продукта, который сделали предприятия региона. Поэтому под контроль попадают также и сделки внутри страны.Как вы знаете, вопрос о справедливом распределении налогов между регионами регулярно поднимается. Закон о трансфертном ценообразовании призван во многом способствовать этому справедливому распределению. Это крайне важно для формирования макроэкономической политики государства.Я хотел бы отметить, что контроль внутренних сделок между взаимозависимыми лицами это не «российское ноу-хау». Установление налогового контроля за внутренними сделками достаточно часто встречается и в законодательстве иностранных государств, особенно, имеющих федеративную структуру.По данным ОЭСР правило о том, что цены внутренних сделок должны соответствовать принципу «вытянутой руки», содержатся в законодательстве в 20 из 34 стран ОЭСР, в том числе Великобритании, Германии, США, Франции.
-Пойдут ли власти навстречу бизнесу, если тот попросит, и смогут ли отменить этот закон или исправить?
Представители бизнеса постоянно призывают к скорейшей и более глубокой интеграции нашей страны в международную экономику, о приведении отечественного законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Как я уже говорил, нормы Кодекса в части контроля цен для целей налогообложения основаны на рекомендациях ОЭСР, и их принятие это еще один шаг, направленный на такую интеграцию. Очень важный шаг.Что касается совершенствования отдельных норм закона, то оно, я думаю, безусловно, будет происходить. Это естественно для любого закона, регулирующего развивающиеся общественные отношения.
-Насколько я понимаю, закон введен для того, чтобы сделать цену более прозрачной. Есть ли еще какие-то меры, чтобы добиться требуемого эффекта?
Как я уже сказал, закон введен, чтобы ценообразование в контролируемых сделках базировалось на рыночных принципах, на основе широко используемого в мировой практике принципа «вытянутой руки», чтобы налоговая база оставалась внутри страны и справедливо распределялась между субъектами Российской Федерации.Другое не менее важное условие создания прозрачной конкурентной рыночной среды – это добросовестное исполнение всеми участниками хозяйственных отношений законодательно установленных норм и требований.
-Спасибо Вам за интервью.
Зерновой портал Центрального Черноземья

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте

Похожие материалы