«Зерновой Юг»: Возможность создания «монополиста» на зерновом рынке, сведена к минимуму

Павел Субботин,
заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
В предверии II международной конференции «Зерновой Юг», корреспондент поговорил об антимонопольной политике ФАС на аграрном рынке с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Павлом Субботиным.
Павел Тимофеевич, что хорошего сделала антимонопольная служба для развития конкуренции на аграрном рынке?
У меня нет ни одного примера, что служба сделала что-то плохое. Служба делает все только хорошее, но это, по сути, наша задача. Мы не совершили ни одной ошибки в агропромышленном комплексе, все решения были выверены. И принимались они потому, что была необходимость их принять.
Началась новая работа в связи с нашими полномочиями по Закону о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Контроль и надзор за тремя статьями этого закона дал нам 265 возбужденных дел. Здесь, правда, речь больше идет о защите поставщиков аграрной продукции, о тех, кто приносит свою продукцию на полки супермаркетов и иных больший сетевых компаний. Когда есть дискриминация в отношении товаропроизводителей, есть разные условия хозяйствования, вот в этих случаях и возбуждаются дела, которые заканчиваются, как правило, вынесением штрафных санкций. Вот таких штрафов было наложено на сумму 127 миллионов рублей.
Особое внимание уделяется деятельности по недопущению необоснованного роста цен на сельскохозяйственных рынках. Пресечению соглашений и согласованных действий, как участников рынка продовольственных товаров, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые могут привести или приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также принятию органами исполнительной власти актов, ограничивающих конкуренцию.
Только с августа 2010г. по 10.01.2012 г. нами возбуждено более 1080 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации. В частности, в 76 территориальных управлениях возбуждено 321 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (104 дела), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (159 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (52 дела), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (6 дел), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.
Существуют ли жалобы на монополии на аграрном рынке? Как быть с такими компаниями как Гленкор, Луис Дрейфус, Бунге?
Cостояние конкуренции на зерновом рынке находится в сфере постоянного пристального внимания антимонопольных органов. Согласно сведениям, имеющимся в ФАС России, в настоящее время наблюдается тенденция к усилению экономической концентрации на региональных рынках, в частности на рынке услуг по хранению зерна.
Положительными моментами такой интеграции являются консолидация финансовых средств, инвестируемых на развитие производства, повышение эффективности управления товарными потоками и минимизация промежуточных затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности.
Отрицательные последствия в виде возможного ограничения конкуренции возникают вследствие частичного выведения рыночных взаимоотношений между членами интегрированных структур за рамки таких структур. Кроме того, включение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению зерна в составе вертикально-интегрированных структур, делает данный рынок проблемным с позиций требований антимонопольного законодательства, имея в виду возможность злоупотребления доминирующим положением на региональных рынках в части дискриминационного доступа к инфраструктуре по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна.
Антимонопольный контроль зернового рынка осуществляется в рамках контроля экономической концентрации при согласовании сделок по приобретению долей (акций) хозяйствующих субъектов, работающих на указанном рынке; проведении анализа состояния конкурентной среды на зерновом рынке; рассмотрении жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, иных органов и организаций о нарушении антимонопольного законодательства, а также при проведении плановых проверок.
Надо отметить, что обращения в антимонопольные органы по поводу возможных нарушений антимонопольного законодательства на зерновом рынке касаются преимущественно действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции, а также действий элеваторов при оказании услуг по хранению и отгрузке зерна.
Так, например, ФАС России в 2011 году совместно с территориальными органами провела проверку обоснованности установленных элеваторами тарифов на хранение и отгрузку зерна интервенционного фонда.
По данным, полученным в ходе проверки установлено, что в ряде регионов (Алтайский край, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Тамбовская, Кемеровская, Оренбургская, Липецкая области) цены на отгрузку интервенционного зерна значительно превышают коммерческие цены на отгрузку зерна, сложившиеся в регионах.
Одной из наиболее крупных структур, действующих на зерновом рынке в настоящее время, является ОАО «Объединенная зерновая компания». ОАО «ОЗК» создана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2009 г. № 290 и ориентирована на оптимизацию и развитие отечественной инфраструктуры по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна и участие в мировой зерновой торговле. Уставной капитал указанной компании сформирован путем внесения находящихся в собственности Российской Федерации активов по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна.
ФАС России в рамках контроля экономической концентрации рассматривает уведомления о внесении в уставный капитал ОАО «ОЗК» акций предприятий, находящихся в государственной собственности, и в случае возникновения угрозы конкуренции на товарных рынках выдает предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Таким образом, возможность создания «монополиста» на зерновом рынке, по мнению ФАС России, сведена к минимуму.
Что касается упомянутых Вами крупнейших мировых компаний, как то Гленкор, Луис Дрейфус, Бунге, то с нашей стороны никаких нареканий к ним нет. А то, что у некоторых они вызывают раздражение, потому что у них есть свои традиции, своя культура и, наконец, очень глубокий карман, так это состояние нормальной, здоровой конкуренции. И наша задача, чтобы не было примеров недобросовестной конкуренции, чтобы не было примеров демпингования, и иных фактов, которые бы квалифицировались нами как нарушение законов о защите конкуренции. У нас таких примеров нет. Я не могу назвать и примеры недружественного поглощения. Но мы внимательно следим, чтобы не было доминирования на рынке, поэтому все сделки, которые совершаются по слиянию, по созданию новых мощностей мы отслеживаем.
Вы были одним из немногих, у кого прозвучала идея о покупке товара у производителя по рыночным ценам, и о поощрении его по результатам работы. Вас услышали, что-то удалось изменить в политике субсидий и преференций?
Нас трудно не услышать, ведь мы говорим об этом везде, где только можно, на всех совещаниях, в прессе. Да, процесс идет, но, к сожалению, не так быстро. Ведь здесь нет и не может быть простых решений, жизнь вносит свои коррективы, на практике оказывается очень много проблем. К тому же приходится заниматься множеством других дел. В прошлом году упор делался на решение проблемы страхования рисков. Но, безусловно, изменения есть. И изменения эти, смею надеяться, на пользу производителю. И мы обязательно добьемся того, чтобы поддержка производителей была более эффективной.
Но пока что принципы субсидирования не меняются. Более того, сегодня нам не совсем ясно, как будут датироваться, к примеру, химические удобрения: хуже или лучше, чем в прошлом году. Пока у нас твердого оптимизма нет, идут дискуссии.
Ваше напутственное слово участникам II Международной конференции «Зерновой Юг»?
Самые искренние пожелания успеха в объединении усилий тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию, кто ее реализует, тех, кто обслуживает эти рынки, очень разные по сути своей и, в то же время, очень похожие, всех специалистов, которые знают биржу, знают логистику, знают способы и механизмы формирования цены, могут предсказать, что будет и чего надо опасаться. В соединении усилий таких специалистов, в обсуждении вопросов вижу очень высокий потенциал для развития сельхозпроизводства, развития в целом экономики России и ее граждан.
ФАС Россиипринимает участие в таких конференциях, зачастую выступая в роли одного из организатора мероприятия. По нашему мнению, проведение подобных конференций можно рассматривать, как возможность еще раз рассказать о требованиях антимонопольного законодательства применительно к конкретному товарному рынку, услышать и во многом повлиять на принятие тех или иных решений предпринимательским корпусом.
Зерновой портал Центрального Черноземья

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте

Похожие материалы