«Зерновой Юг»: Государство не оставит своих аграриев без поддержки – Геннадий Горбунов

Председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Геннадий Горбунов, в преддверии II Международной конференции «Зерновой Юг»согласился побеседовать с корреспондентом IDK.ru о планах развития агропромышленного комплекса России.
Предстоящее вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)вызвало неутихающие споры среди экспертов в различных областях экономической деятельности. Кто-то настроен скептически, а кто-то, наоборот, полон оптимизма. Естественно, будут последствия и для агропромышленного комплекса страны. О том, как повлияет на зерновую отрасль вступление России в ВТО, и какие шаги предпринимает государство, мы решили побеседовать с экспертом в вопросах развития агропромышленного комплекса, Геннадием Горбуновым.
Геннадий Александрович, как Вы видите дальнейшее развитие аграрной политики? Будет ли меняться концепция её развития?
- Скажем так, она уже выстроена и кардинальных изменений не будет, сейчас формируется программа развития и поддержки АПК. Она достаточно обширна и предполагает до 2020 года общий объем финансирования около двух с половиной триллионов рублей.
Предусмотрен в составе означенной программы и целый ряд подпрограмм, в том числе устойчивое развитие сельских территорий, а это социальное обустройство села. Я считаю, что это самое важное направление развития на сегодняшний день. Что же касается сложившейся тенденции развития в целом российского аграрного сектора, это направление у нас фактически обозначено.
Естественно, подходы будут меняться, в связи с тем, что во второй половине этого года мы становимся членами ВТО. Вопрос для страны, конечно, непростой, но все проблемные моменты, с ним связанные, решаемы. Об этом мы много говорили на Всероссийском аграрном форуме в Уфе. Присутствовавший там Владимир Владимирович Путин сказал, что время на минимизацию рисков еще есть. За оставшиеся три-четыре месяца, мы должны предусмотреть все моменты и минимизировать опасения производителей. Будут предприняты меры, чтобы наша продукция была конкурентоспособной. По качеству продукции проблем нет, но соотношение цены и качества товара еще требует доработок. По словам Владимира Владимировича, на будущий год предусмотрено увеличение вложений из федерального бюджета до 200 миллиардов рублей на поддержку АПК. Это почти в два раза больше, чем мы сегодня имеем.
Конечно же, локомотивом развития сельского хозяйства является зерновая отрасль.
Позапрошлый год не урожайный, прошлый может рекордов и не побил, но собрали неплохой урожай, показатели приблизились к 100 млн. тонн зерна. Ситуация на рынке в целом позитивна, мировые цены на зерно высокие, и по прогнозам будут расти. Вообще продовольствие будет только дорожать. Главная концептуальная задача России сегодня – перейти из импортера продовольствия в экспортеры. Нужно выращивать то, что востребовано на внешнем и внутреннем рынках. Пока мы поставляем за рубеж только зерно.
Многие сельхозтоваропроизводители недовольны сложившейся ситуацией в АПК. В частности, возникает много вопросов по системе интервенций, не всегда понятны принципы ценообразования. Будут ли изменения в данном направлении?
- Интервенции – это новое явление для нашей экономики, их ввели около трех лет назад. Конечно, система до конца не отлажена. Но поводы для оптимизма есть. Обсуждается этот вопрос на самых высоких уровнях. Какие-то рекомендации были предложены в Уфе, и на других совещаниях. В этом году вводились и ограничения по экспорту зерна, потом они были сняты .Ведется мониторинг остатков товара, учитываются квоты, отслеживаются цены, идет широкий диалог между производителем и региональным отраслевым министерством. Сегодня все мы должны понимать, что надо совершенствовать экономический базис, повышать рентабельность производства.
Зерновая отрасль – это локомотив, это важнейшая отрасль АПК, единственная отрасль, продемонстрировавшая устойчивое развитие даже в годы экономического кризиса. Поэтому производители должны быть спокойны, мы знаем обо всех их проблемам, мы их не оставим, предпринимаются все меры по решению задач. Комиссия, возглавляемая Виктором Алексеевичем Зубковым, занимается не только сиюминутными проблемами АПК, но и работает на перспективу. Есть программа, которую мы будем обсуждать и принимать на правительственной комиссии, членом которой я являюсь. Мы настаиваем на увеличении средств на развитие АПК.
Также, одна из больших проблем АПК –транспорт. Производители жалуются, что тарифы на ж/д перевозки завышены. В прошлом году был транспортный коллапс. Производители дожидались своей очереди по 2-3месяца. Что предпринимается для решения этих проблем?
- Это болезненная тема. Месяц тому назад Виктор Алексеевич Зубков проводил расширенное совещание с сельхозтоваропроизводителями, в нем также участвовали железнодорожники, которые поклялись, что учтут уроки прошлого года. Есть еще несколько месяцев до сбора урожая, и будут рассмотрены проблемы с подвижными составами, которые есть. К перевозящим компаниям есть серьезные претензии, думаю, РЖД понимает, что правительство найдет рычаг для увеличения сознательности работников грузовых и транспортных компаний.
Будут предприняты различные меры по предотвращению прошлогоднего коллапса, в том числе: увеличение подвижного состава, ремонт вагонов идет уже сейчас, возможно будут пересмотрены и организационные вопросы.
Когда реформировалась РЖД, в частные руки передавались транспортные компании, были обещания, что тарифы повышаться не будут. К сожалению, сейчас мы столкнулись с тем, что цены на перевозки растут, хотя государство и следит за этой отраслью. Очень много помогаем Сибири, чтобы доставить все, что произведено до потребителя. Но в России надо быть готовым, что транспортные издержки будут велики, у нас огромная страна, расстояния большие. Есть такая пословица «одним одеялом Россию не накроешь». Это не Европа где страну можно пересечь за день на автомобиле. Кроме того, у нас давно заведено, что на продовольственные товары тарифы на перевозку, как правило, на 50% больше. Этой проблемой мы занимаемся, пытаемся ее каким-то образом решить. Так, уже снизили цену на бензин и дизельное топливо по поручению Владимира Путина, это уже очень значительная поддержка отрасли.
Если понадобятся законодательные изменения, федеральное собрание в составе двух палат готово рассмотреть и принять их в ускоренном варианте.
Вступление нашей страны в ВТО – факт практически свершившийся. Многие опасаются, в частности удорожания тарифов на транспортировку. Возможно ли это?
- Да действительно, основания для беспокойства есть, но с выводами я бы не торопился. Мы уже изучаем эту проблему. Естественно, в условиях вступления в ВТО мы отрасль не оставим. Владимир Владимирович поручил в оставшееся время до ратификации, а это 3-4 месяца, рассмотреть всевозможные варианты поддержки производителей, прямые и косвенные, в том числе и через социальную сферу. Будет проводиться газ, водопровод в сельскую местность, будет выстраиваться вся инфраструктура села, школы, детские сады, больницы, жилье. Все эти меры ограничений не имеют, поэтому поддержка в этих направлениях будет максимальной. Будут созданы максимально комфортные и выгодные условия для жителей села, работников АПК. Даже если не будет возможности напрямую контролировать транспортные тарифы, или помогать с субсидиями, будут предприняты другие меры по косвенной поддержке производителей.
В продолжение темы. Вступление России в ВТО сейчас самый обсуждаемый вопрос. Как будет развиваться АПК в его условиях?
- Сейчас мы уже не ожидаем больших проблем от вступления в ВТО. Конечно, немногим ранее было еще не совсем понятно, что нам это даст. Наша ментальность такова, что все новое воспринимается с опаской. Но как говорится, не так страшно ВТО, как ее малюют. Прежде всего, вступление в ВТО коснется всех отраслей экономики страны. Но мы понимаем, что главная задача – это поддержка АПК, о чем не раз уже говорилось. Мы примем целый блок мер, которые защитят нашего производителя.
По условиям вступления в ВТО у нас есть возможность в течение двух-трех лет увеличить размеры финансовой поддержки до 9 млрд. долларов в год, на сегодняшний день она составляет всего 4,5 млрд. Затем, придется постепенно снижать эти показатели. Поэтому чем раньше мы добьемся финансирования в означенном объеме, тем более устойчивый экономический базис для развития АПК мы создадим.
О некоторых послаблениях уже удалось договориться, например, продлили сроки перехода к регулированию таможенных тарифов. Самое главное, мы получим доступ к мировым рынкам. Но я не обольщаюсь, я прагматик, и понимаю, что нас там особо не ждут. В Евросоюзе свободных ниш практически нет. Но при условии, что мы будем повышать качество товара, и соблюдать конкурентный баланс цена-качество, мы выиграем.
Прежде всего, это подстегнет развитие отрасли, чтобы поставлять качественную продукцию на мировые рынки. Роль государства переоценить сложно. Должно быть субсидирование экспорта продукции, без него наша продукция не будет конкурентоспособна, в Европе подобный опыт есть. Нужно понимать, что для увеличения качества продукции и удержания цены, должны использоваться новейшие технологии, поэтому, я считаю, вступление в ВТО подстегнет и развитие научно-технической отрасли. Будем вносить изменения в законодательную базу, чтобы людям было понятно, на каких условиях будут работать наши аграрники. Самое главное, чтобы у них была уверенность, что все, что они произведут, будет реализовано с хорошей ценой.
Что будет дальше, мы посмотрим, но государство не оставит своих аграриев без поддержки, в этом они могут быть уверены. Как говорил Владимир Путин, мы никогда не оставим сельское хозяйство один на один с проблемами.
Есть жалобы производителей на недостаточное финансирование. До людей субсидии либо не доходят вообще, либо не в полном объеме. Будут ли изменения в субсидировании отрасли в связи со вступлением страны в ВТО?
- На форуме в Уфе Елена Борисовна Скрынник, Министр сельского хозяйства, провела совещание, выслушала руководителей предприятий. В ходе беседы было затронуто множество проблем. В первую очередь, проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Конечно же, были озвучены и финансовые проблемы. Неурожай 2010 года сильно подорвал экономику, и сегодня отрасль перегружена кредитными обязательствами, которые естественно надо выполнять. Поэтому субсидирование АПК продолжается, но оно требует некоторой корректировки.
Мы субсидируем банковскую кредитную ставку. Да, в условиях рынках производителю выгодно получать кредит по заниженным процентным ставкам, но в любом случае сам кредит нужно возвращать. Поэтому субсидии должны идти не только на кредиты, но и на другие нужды аграриев, нужно предпринимать не только прямые меры поддержки, но и косвенные.
В рамках подготовки ко вступлению в ВТО предусмотрено множество мер. Например, сейчас эксперты министерства работают над так называемыми «зеленой» и «желтой» корзинами. В «желтую корзину» входит пакет допустимых возможностей прямого стимулирования товарного производства и торговли. «Зеленая корзина» это косвенная финансовая поддержка сельхозтоваропроизводства – сюда относятся финансирование науки, образования, переоснащения ветеринарных служб, поддержка систем рыночного информирования, инфраструктурные затраты и инвестиционная поддержка. Кстати, в рамках «зеленой корзины» можно формировать и программы господдержки животноводства в малых формах хозяйств – но для этого надо обязательно указать также и негосударственный источник инвестиций, и еще социальную или экологическую направленность проекта.
В любом случае, поддержка отрасли будет, потому что вопрос продовольственной безопасности страны не менее важен, чем вопросы военной безопасности. Поэтому мы должны не только наращивать объемы экспорта зерна, но и полностью удовлетворять свои потребности, развивать производство высококачественной продукции животноводства: мяса, молока, шерсти и т.д. таким образом, чтобы полностью обеспечить себя, и предложить миру российский продукт, конкурентоспособный по качеству и цене. Государство должно очень внимательно изучать все направления. Хотелось бы, чтобы при формировании структуры нового правительства, было образовано министерство сельского хозяйства и продовольствия, тогда все выше означенные задачи будут решаться в рамках одной структуры. Конечно, Юг России имеет для нас особое значение, ведь там удельный вес производства зерна достаточно высок, там самые крупные производители. Нужно особое внимание, зима в этом году холодная и затяжная, сев пока не начался и риски для сельхозпроизводства велики.
Желаю нашим южанам хороших погодных условий, чтобы провести сев культур, чтобы потом, мы уже в условиях ВТО могли без всяких ограничений поставить на мировые рынки лучшее зерно по приемлемым ценам.
Зерновой портал Центрального Черноземья

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте