Зерновой экспортный рынок России: «оглядываясь» в будущее

В течение последних полутора лет российский экспортный рынок зерновых подвергался существенным изменениям. Очень часто «черные» дни трейдеров сменялись светлым настоящим, как, например, 1 июля 2011 года, когда Правительство РФ отменило экспортное эмбарго на зерновые грузы, пишет Ольга Рамазанова, эксперт отдела ВЭД ИА «АПК-Информ». Для трейдеров это стало своего рода командой "СТАРТ". К чему же привели подобные «соревнования», и что будет происходить дальше, эксперты ИА «АПК-Информ» совместно с участниками российского экспортного рынка анализируют в данном материале…

Начиная подводить экспортные итоги первой половины 2011/12 МГ, нельзя не вернуться в недалекое прошлое и не вспомнить о том, что российские экспортеры зерна «выпали» из рынка практически на весь сезон в 2010/11 МГ. Основным поводом для закрытия экспорта стали опасения правительства о том, что объема собранного урожая зерновых может быть недостаточно для обеспечения внутреннего потребления. По данным аналитиков ИА «АПК-Информ», в 2010/11 МГ было собрано 60,95 млн. тонн зерновых, из которых 41,5 млн. тонн пшеницы. Это самый низкий урожай зерновых и пшеницы в частности за последние 5 лет (среднегодовой валовой сбор зерна за данный период составил 88,32 млн. тонн, из которых пшеницы 54,51 млн. тонн). В итоге это привело к тому, что, начиная с 15 августа 2010 года, российские трейдеры не смогли экспортировать больше ни тонны зерна до 31 декабря, а впоследствии - и до окончания 2010/11 МГ.
Первые известия о грядущем открытии экспорта с нового сезона участники российского рынка получили еще 28 мая 2011 года. При этом стоит отметить, что, несмотря на действовавший запрет, они все же оставались в рынке. Даже не имея возможности отгружать зерно, трейдеры продолжали следить за мировыми тенденциями и всеми ценовыми изменениями. Соответственно, зная, что с 1 июля стартует новый экспортный сезон, они уже тогда заключали контракты, оговаривая при этом сроки поставки. И естественно, что после такого вынужденного простоя трейдеры, что называется, «рвались в бой». Суда ожидали у причалов, а участники рынка ждали полуночи 1 июля 2011 года, как дети подарков под новогодней елкой. Ведь именно начиная с этой даты, экспортеры уже могли начать грузить суда, что, собственно, и было сделано. В эти первые дни складывалось ощущение, что офисы зернотрейдеров были в массовом отпуске, все находились в портах и контролировали погрузочные работы. А контролировать на самом деле было что: много времени уходило на то, чтобы заново настроить некогда работавший как часы механизм документооборота, необходимого при экспорте зерна. Также в экстренном порядке пришлось решать возникшие логистические проблемы. Основной из них стало «скопление» вагонов-зерновозов в Новороссийском МТП, инфраструктура которого просто не выдерживала такого напора. Вышеуказанные обстоятельства привели к объявлению ОАО «РЖД» с 27 августа 2011 г. конвенционного ограничения на погрузку зерна в адрес Новороссийского морского торгового порта. В результате отгрузки зерновых ж/д транспортом на некоторое время были приостановлены. Вынужденная ограничительная мера помогла разгрузить терминал, и вскоре (7.09.11 г.) конвенция была отменена, что позволило экспортерам снова свободно вздохнуть и начать стабильные отгрузки. В итоге только за первый месяц экспортной «свободы» Россия смогла поставить на внешние рынки более 2,5 млн. тонн зерна против 2 млн. тонн в предыдущем сезоне и 1,22 в 2009/10 МГ. Показатели в августе 2011 г. стали практически рекордными - 3,63 млн. тонн, тогда как годом ранее эта цифра составила 1,73 млн. тонн, а в 2009/10 при открытом экспорте - 2,25 млн. тонн. Всего же за период с июля по ноябрь Россия экспортировала 15,6 млн. тонн зерновых грузов. Стоит отметить, что, по аналитическим прогнозам, российские экспортеры смогут поставить на импортные рынки порядка 25 млн. тонн зерновых. Однако, говоря об экспортных объемах, невозможно не затронуть тему экспортных цен, поскольку Россия вернулась на рынок с очень низкими ценами предложения - 245 USD/т FOB глубоководные порты и 225 USD/т FOB порты Азовского моря. При этом, как утверждали трейдеры, данная цена оказалась вполне оправданной. Именно с ценой 245,59-247,25 USD/т FOB 19.07.2011 г. Россия выиграла свой первый египетский тендер после почти годового отсутствия среди победителей. В свою очередь, хочется отметить, что украинская пшеница к указанным «соревнованиям» была допущена значительно позже. В целом же российские трейдеры демпинговали рынок практически свободно, ведь основной конкурент России — Украина — оставался не у дел. Ведь учитывая уровень предлагаемой цены, который был выше практически на 50 USD/т, украинская сторона не могла даже мечтать о существенных отгрузках.

Между тем радость российских трейдеров относительно снятия экспортного запрета была недолгой — собственно, до первых задержек транспорта. Стоит отметить, что основное транспортное средство, доставляющее зерно из разных уголков России в порты, это вагоны-зерновозы. И как только начались массовые отгрузки продукции в портах, вагонов стало катастрофически не хватать. Позже участники рынка отметят и слаборазвитую припортовую инфраструктуру, и устаревший вагонный парк, и большое количество товара, которое резко появилось, учитывая переходящие остатки в каждой компании, а также неправомерное распределение и подтверждение вагонов компаниям-экспортерам. Предоставление вагонов одним компаниям и отказ другим, с учетом одной и той же станции погрузки, были неясны никому, и в итоге трейдеры неделями ожидали транспорт. Кроме того не стоит забывать и о вагонах, которые Россия дала во временное пользование Казахстану. Вот и получается, что каждый экспортер должен был решать возникшую проблему доставки товара в порт исключительно своими силами. Кто-то старался заключить договор с частными мелкими компаниями перевозчиками, кто-то осуществлял доставку автотранспортом, а кто-то просто ждал, когда подадут вагоны. Менее всего пострадали в данной ситуации компании, которые, как правило, владеют собственным парком, будь то авто или ж/д, которые смогли относительно стабильно и в сроки доставлять груз в порт.
Подводя итоги первого полугодия 2011/12 МГ, нельзя не вспомнить и «намеки» правительства о возможном новом введении экспортных ограничений на зерно. Эта информация, начавшая поступать в октябре-ноябре, «встряхнула» не только российский экспортный рынок, но и мировой. И последний отреагировал на подобные заявления резким ростом цен на указанную продукцию. Хотя, как считают многие эксперты, данное ограничение вряд ли будет иметь место в реальности и, скорее всего, так и останется на уровне заявлений. Основным поводом для столь оптимистических выводов служит естественная «гармонизация» экспорта. Согласно прогнозам экспертов, в отчетный период объем поставок зерна из России составит около 24-25 млн. тонн, что соответствует оценкам, озвученным ранее. Сами же трейдеры тоже считают, что превысить вышеуказанный предел будет достаточно сложно. Основной причиной этого является фактор сезонности, поскольку зимой объемы экспорта всегда заметно ниже, и, таким образом, к моменту восстановления рынка (а произойдет это не ранее начала марта) будет уже минимум два варианта сохранения прогнозируемого ранее экспортного потенциала: снижение спроса со стороны импортеров либо изменения в ценовой политике внутри государства. Но, так или иначе, рынок сам себя отрегулирует. Хотя, с другой стороны, полностью отбрасывать идею с экспортным ограничением не стоит. Ведь правительственные решения в России (как и в Украине) достаточно переменчивы.
Но, как бы ни складывалась ситуация в первой половине экспортного сезона- 2011/12, вторая заставит российских трейдеров еще с большим усердием держать руку на пульсе данного процесса. Основная причина этого — низкие объемы оставшегося зерна в южных регионах страны. В результате этого возникнет необходимость закупать данную продукцию из отдаленных регионов (Сибирь, Урал и т.д.), что существенно скажется на стоимости доставки, а главное, на ее сроках и может привести к простою судов в портах. Понимая это, экспортеры будут вынуждены закупать зерно в срочном порядке с автотранспорта, что значительно удорожит расходную часть. С учетом этого можно смело говорить о возможном появлении дополнительных экспортных рисков. Тем не менее, несмотря на все подобные предположения, следует учитывать, что многие компании уже законтрактовали объемы предстоящих экспортных поставок, что дает им надежду на стабильно-спокойную работу до конца года.
Также не стоит забывать о том, что Россия планирует продолжить свое активное возвращение в число мировых лидеров-поставщиков зерна. При этом активно развиваются новые направления экспорта. К примеру, в период с июля по ноябрь 2011 г. российские экспортеры поставили на израильский рынок около 700 тыс. тонн зерновых, и это не предел. В то же время не стоит забывать и о политическом аспекте работы с данным государством, особенно учитывая факт активного сотрудничества в данной сфере с арабскими странами.
В продолжение темы стоит выделить основных покупателей российских зерновых. Лидирующую позицию здесь занимает Египет (3,96 млн. тонн), далее следует Турция (2,05 млн. тонн), и завершает тройку лидеров Саудовская Аравия (1,09 млн. тонн). Данные рынки сбыта для России играют важную роль, и с получением «зеленого света» на экспорт продукции российские поставщики зерновых начали активно заявлять о себе именно в указанных регионах. И сейчас, отвечая на вопрос о том, удалось ли государству вернуть себе прежнюю нишу среди мировых стран-экспортеров, российские трейдеры с уверенностью отвечают: «Да, удалось!».

И это действительно так. Ведь если посмотреть рейтинг компаний-экспортеров, то в нем выделяются такие «монстры», как Гленкор (с общим объемом отгрузок около 1,94 млн. тонн), Луис Дрейфус Восток (1,26 млн. тонн), Юг Руси (1,17 млн. тонн) и ряд других компаний. Вывод напрашивается сам собой - основными поставщиками зерна остались все те же известные на экспортном рынке компании.Также следует отметить постоянные «жалобы» российских экспортно-ориентированных компаний, которые в разговорах с экспертами ИА «АПК-Информ» констатируют достаточно сложную ситуацию в логистическом секторе зерновых отгрузок. Такой путь решения указанной проблемы, как снижение объемов экспорта, может привести к менее активной загруженности сферы, но не решает главного. Вагонов по-прежнему будет не хватать, а припортовые силоса все так же не смогут принять нужное количество груза. И только комплексное решение двух главных проблем всего экспортного процесса - складирование и транспортировка - позволит существенно улучшить и ускорить работу в портах, а также даст возможность с минимальными ценовыми и временными потерями вывезти зерно из Сибири, ЦентральногоЧерноземья и УФО. Ведь именно эти регионы остались «не у дел» в первой половине 2011/12 МГ, т.к. доставка зерна оттуда осуществлялась автотранспортом, что существенно удорожало себестоимость продукции.
Прогнозируя же ситуацию во втором полугодии 2011/12 МГ, следует отметить, что изменения цен, которые начались уже с января текущего года, скорее всего, продлятся до конца текущего МГ. И если в целом оценивать сегодняшнюю ситуацию в данном сегменте зернового рынка, то можно резюмировать, что наблюдаемые мировые рыночные тенденции в целом сопутствует российским трейдерам.
Зерновой портал Центрального Черноземья

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте

Сегодня пишут в блогах