В.Путин: Помочь крестьянам пережить последствия засухи


Владимир Путин выступил в Нижнем Новгороде с большой программной речью. Приводим стенограмму текста с сокращениями.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции!

Мы собрались сегодня здесь, в Нижнем Новгороде, для того чтобы обсудить стратегию развития Приволжского федерального округа, продолжить разговор, который начали еще в Сибири, а затем и на Северном Кавказе, о задачах партии «Единая Россия» по развитию регионов Российской Федерации.

Позвольте мне начать с наиболее острых проблем, которые затронули всю европейскую часть страны, с проблем, о которых мы говорили в последние месяцы очень много и очень часто. Хочу начать нашу сегодняшнюю дискуссию с аномальных природных явлений, с летней жары, которая привела не только к многочисленным природным пожарам, но и к жестокой засухе, которая стала серьезным ударом для отечественного сельского хозяйства. Вот с этого начнем.

Приволжский федеральный округ потерял больше половины ожидаемого урожая, а в целом страна недосчиталась порядка 30 млн тонн зерна. Но хочу сразу же подчеркнуть: зерна в стране достаточно, мы полностью покрываем внутренние потребности, даже, как у нас говорят, с лихвой, с запасом. Тем не менее неурожай есть неурожай. И в сложившихся условиях федеральная власть и регионы должны решать две основные задачи.

Первая - не допустить спекуляций на продовольственном рынке. И вторая - нужно помочь крестьянам пережить последствия этой засухи, чтобы они могли стабильно работать, не пустили скот под нож, нормально провели сев.

Напомню, мы дополнительно выделили в этом году 35 млрд рублей, которые пойдут на помощь нуждающимся хозяйствам. Из этой суммы 12 млрд рублей уже перечислены в регионы Приволжского федерального округа. Кроме того, ранее полученные льготные кредиты для пострадавших предприятий АПК будут пролонгированы сроком на три года.

И еще одна серьезная мера - до урожая следующего года введен запрет на вывоз зерна. Я думаю, что это для всех понятно. Безусловно, такое решение далось Правительству непросто, но мы действуем в условиях форс-мажорных обстоятельств. Как только рынок восстановится, появится ясность с зерновым балансом следующего года, эта мера, безусловно, будет отменена. И я надеюсь, что в будущем нам не придется прибегать к механизмам и инструментам подобного рода.

Мы понимаем, что запрет экспорта связан с негативными последствиями, прежде всего для экспортеров. И, тем не менее, в сложившихся обстоятельствах поступить иначе мы не могли, так как прежде всего должны отстаивать интересы наших граждан, рядовых потребителей в России.

И я хочу обратиться к тем, кто в последние годы вкладывал свой труд и средства в производство зерна. Вы действительно добились очень больших успехов: в России вырастили урожай рекордного уровня, страна избавилась от унизительной необходимости закупать хлеб по импорту. Обращаю ваше внимание: десять лет - десять лет! - мы уже не импортируем зерно для внутренних нужд, а, наоборот, стали его экспортировать.

Мы и дальше будем поддерживать наших производителей зерна, их инвестиционные проекты, используем все возможности государства, чтобы помочь им восстановить утраченные позиции на мировом рынке. Надеюсь также, что и наши зарубежные партнеры - они ведь видели, что происходило в России этим летом, - с пониманием отнесутся к нашим мерам. А главное - намерены последовательно формировать дополнительный устойчивый спрос внутри страны, ведь здравый смысл требует быть хозяином в собственном доме, иметь надежный тыл. Поэтому мы намерены стимулировать развитие животноводства и птицеводства - основных потребителей зерновых культур.

Только в птицеводство, отмечу, за последние несколько лет было инвестировано более 120 млрд рублей. И уже сейчас Россия практически не зависит от импорта мяса птицы. Мы еще закупаем. Я могу вам динамику сказать: несколько лет назад у нас квота для иностранных поставщиков была 1,4 - 1,5 млн тонн. В этом году мы американским производителям дали 600 тыс. тонн, но они в начале года не выполнили требования наших санитарных норм - мы им сократили. Но 80% потребностей мы закрываем собственным производством.

Здесь, в Поволжье, реализуются десятки интересных проектов в сфере агропромышленного комплекса - от содействия фермерству до создания крупных животноводческих и птицеводческих комплексов, перерабатывающих предприятий. Хорошие примеры есть в Пензенской, Ульяновской областях, в Удмуртии, Мордовии, Марий Эл. Сейчас только на презентации проектов и специалисты, и руководители регионов об этом еще раз говорили.

Убежден: российское сельское хозяйство станет по-настоящему конкурентоспособным тогда, когда оно на 100% сможет обеспечить страну и молоком, и мясом. Тогда и экспорт сельхозпродукции приобретет новый, здоровый, сбалансированный характер. Мы будем вывозить не только зерно, но и другие продукты, которые эффективно производить в нашей стране, а импортировать будем только то, что в нашем климате просто невозможно произвести, скажем, тропические фрукты.

Конечно, это задача сложная и не на один день, но и откладывать ее решение нельзя, да мы и не собираемся это делать. Минсельхозу России поручено до 1 ноября текущего года представить предложения по корректировке программы развития и поддержки АПК. Нужно усилить акцент на вопросах качественного, сбалансированного развития сельского хозяйства в стране.

Нам необходима эффективная система регулирования рынка сельхозпродукции. Также нужно научиться лучше управлять рисками в АПК, прежде всего через повышение качества прогнозов, умелое использование механизмов интервенций, развитие инструментов сельхозстрахования. Об этом мы в последнее время очень часто говорим, но, к сожалению, мало еще что сделано.

И конечно, требуется максимально широкое внедрение принципов устойчивого земледелия, использование современных технологий защиты почв, возрождение мелиорации, применение других методов, которые снижают зависимость от капризов погоды.

Тема устойчивого земледелия особенно актуальна для Поволжья. Для начала мы поможем хозяйствам этого региона закупить технику для проведения мелиорации, будем субсидировать процентные ставки по кредитам, взятым на эти цели.

Хочу проинформировать вас: вчера мною подписано постановление Правительства Российской Федерации о выделении на эти цели в этом году 1 млрд рублей.

Уважаемые коллеги!

Работа над стратегией развития Поволжья показала, что в округе очень много дельных, интересных, перспективных инициатив и в промышленности, и в строительстве, и в сельском хозяйстве. Их продвигает бизнес, руководство муниципалитетов, регионов - есть из чего выбрать.

Кое-какие проекты бизнес сможет реализовать самостоятельно. Где-то будут использоваться механизмы государственно-частного партнерства. В любом случае все разумное, все обоснованные, интересные идеи вправе рассчитывать на нашу поддержку.

Главное - чтобы они служили динамичному развитию Поволжья, помогали открывать новые рабочие места, прямо сказывались на повышении качества жизни людей, как в городах, так и на селе.

И, конечно, нам необходимо формировать новый индустриальный облик региона. Ставку мы будем делать на современные, так называемые умные производства, основанные на передовых технологиях и высокой производительности труда, будем модернизировать традиционную индустрию и создавать новые инновационные кластеры.

Уже сегодня свыше 12% предприятий Поволжья на регулярной основе занимаются внедрением технологических инноваций. Их доля здесь выше, чем в любом другом федеральном округе Российской Федерации: в прошлом году такие компании выпустили продукции на 400 млрд рублей.

Теперь, уважаемые коллеги, хотел бы сказать о промышленных кластерах, которые мы будем поддерживать и дальше развивать в регионе Поволжья. Начну с автопрома. И потому, что он представлен очень неплохо в Поволжье, и потому, что в результате мирового финансового экономического кризиса автопром - в мире вообще и в нашей стране в частности - особенно пострадал. Начну даже не вообще с автопрома, а с совершенно с конкретного предприятия - с АвтоВАЗа.

Полагаю, что такой подход является логичным и обоснованным. Вы знаете, этим предприятием Правительство занималось в особом режиме, с особым вниманием относилось и относится к проблемам этого предприятия. Ну а как иначе? Мы знаем все, что говорится по этому поводу, и критиков наших слышим. Но, знаете, на ВАЗе работают десятки тысяч людей. Десятки тысяч с семьями. А вместе со смежниками (а смежников еще - цифра убивает: 800 предприятий) в общем и целом миллион человек! Ну как же Правительство может пройти мимо этого? Конечно, мы знаем проблемы автопрома и проблемы АвтоВАЗа, они накапливались десятилетиями, и не за последние пять - семь лет. Производственная база, научная, разработок не было на протяжении десятилетий. Ну что теперь делать? Все закрыть и разогнать всех, что ли? Это абсолютно безответственный подход, ну абсолютно!

В период кризиса, когда производство легковых автомобилей и в мире, и в России существенно сократилось, Правительство оказало беспрецедентную поддержку отечественному автопрому. За 2009-2010 годы отрасль в той или иной сфере получила от государства 170 млрд рублей, а АвтоВАЗ - 75 млрд рублей.

Уместен вопрос: насколько эффективно были потрачены эти весьма значительные средства? Конечно, это - законный вопрос.

В мировом автопроме накопились избыточные мощности - это правда. И в период кризиса они должны сократиться - так говорят эксперты мирового автопрома. За счет чего эти мощности должны сократиться? За счет банкротства неэффективных производств. А помогать в данном случае следует якобы только увольняемым работникам - например, через пособия по безработице и программы переобучения.

Отчасти мы это делаем. Но, во-первых, в России нет избыточного автомобилестроения. Даже производя почти 1,5 млн машин в год, мы оставались, да и остаемся еще крупным импортером этой техники. И во-вторых, совершенно непонятно, почему проблема глобального автопрома должна решаться за наш счет, за счет России? Почему именно наши производители должны уйти со своего собственного рынка, где их доля составляет 70%? И почему рабочие именно российской автомобильной промышленности должны оказаться на улице?

Я вовсе не хочу идеализировать, как я уже говорил, наш автопром, но проблемы можно решить. Можно и нужно решить. Нужны новые подходы, нужны новые вложения, но не просто так - в никуда, а в модернизацию. Поэтому, выделяя помощь АвтоВАЗу, Правительство потребовало от компании внятный план развития в интересах российского потребителя, да и вообще потребителя.

Такая программа АвтоВАЗом принята. Она предусматривает переход предприятия на современную технологическую платформу, постановку на конвейер принципиально новых моделей, внедрение систем контроля качества как на самом предприятии, так и у поставщиков компонентов и, наконец, заключение стратегического альянса с компанией «Рено-Ниссан» для привлечения инвестиций и новых технологий.

Вы знаете уже, наверное, слышали: предполагается на новой технологической базе, на новой платформе выпускать шесть абсолютно новых конкурентоспособных на мировом и европейском уровне моделей.

Сегодня АвтоВАЗ - на подъеме: он вновь работает с прибылью, а объем производства практически вышел на докризисный уровень. Рост составил примерно 56%. На предприятии введены дополнительные смены и работа по субботам. Но мы прекрасно понимаем, за счет чего удается выйти на такие показатели. Это, прежде всего, программа утилизации и рост производства так называемой классики - «семерок», «пятерок». Ну, такой спрос у нас, понимаете? Люди с небольшими доходами хотят иметь простенькую, но новую машину. Но это не значит, что мы должны оставаться все время на этом технологическом уровне, я уже говорил об этом. И мы не просто будем стремиться, а мы обязательно добьемся модернизации производства на новой высокотехнологичной базе.

Существенно улучшилась ситуация и на других автозаводах - на КамАЗе и ГАЗе: рост производства на КамАЗе составил 36,5%, на ГАЗе - 49,2%.

Хочу сегодня сказать: мы продолжим политику антикризисной поддержки высокотехнологичных секторов промышленности, будем это делать до полного восстановления рыночного спроса.

Очень хорошо зарекомендовали себя льготные кредиты на покупку машин, а также программа утилизации подержанной техники. Поэтому принято решение продолжить программу утилизации в будущем году - ее объем составит 14 млрд рублей.

В целом, мы рассматриваем разные варианты модернизации и развития автопрома. Ищем индивидуальные решения под каждое предприятие и перспективный бизнес-план, ведем диалог с потенциальными инвесторами. И это тоже приносит результаты.

Например, группа «Соллерс» вплотную подошла к реализации проекта по созданию второго крупного национального производителя легковых автомобилей - с объемом выпуска до 500 тыс. автомобилей в год, новым модельным рядом, собственным центром исследований и разработок (что очень важно), сетью поставщиков и компонентов. Этот проект также планируется реализовать в рамках стратегического партнерства с одним из ведущих мировых производителей - концерном «Фиат» на базе особой экономической зоны в Елабуге.

Хочу напомнить, что мы вложили в эту зону из федерального бюджета 10 млрд рублей, а инвесторы - уже 13,5 млрд рублей. Она развивается успешно.

Я не случайно так подробно говорил об автомобилестроении. Поддержка этой отрасли была для нас вопросом принципиального выбора, по какому пути нам идти, особенно в условиях кризиса.

Прямо скажем, часто приходится слышать: зачем мучиться со своими производителями, когда почти все можно купить за границей - и самолеты, и морские суда, и автомобили, и даже какие-то системы вооружения можно купить. Да, можно. За нефть и газ все можно купить. Деньги есть. Даже более того, мы на первом этапе сэкономим. Да и действительно, в современной глобальной экономике совсем не обязательно производить все до самого последнего винтика у нас в стране.

Но я глубоко убежден: деиндустриализация России - это абсолютно тупиковый путь. И дело тут не в амбициях и не в разговорах о национальном престиже, а в абсолютно здравом, прагматичном расчете.

Не развивая, не модернизируя собственную промышленность, мы неизбежно увеличим сырьевую зависимость, потеряем многие направления науки и образования, потеряем наработанную еще в прошлое десятилетие компетенцию, утратим целые научные, промышленные, производственные школы и окажемся, в конечном итоге, в самом низу пирамиды международного разделения труда. А значит и по уровню жизни постепенно скатимся вниз. И от этого пострадают все, все абсолютно, в том числе и те, кто сегодня выступает за то, чтобы все закупать за границей. В конечном итоге пострадает страна.

Уважаемые коллеги!

Что люди вкладывают в понятия «благополучный город» или «благополучный поселок»? Понятно, что это рабочие места, нормальные дороги, комфортное и удобное жилье, развитая социальная инфраструктура - культурная, спортивная, качественное образование, здоровая экология и хорошая медицина. Сейчас у нас появляются новые возможности решать эти задачи.

Вы хорошо знаете, что еще в 2005 году мною была инициирована, а с 2006 года практически началась работа по так называемым приоритетным национальным проектам - и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и в здравоохранении. В целом практика показала, что мы поступили правильно, когда сконцентрировали финансовые, административные, правовые ресурсы на решении этих действительно приоритетных задач развития страны.

И теперь, с 2011 года, в сфере здравоохранения мы можем сделать следующий шаг: мы начнем реализацию программ модернизации здравоохранения в регионах Российской Федерации общей стоимостью (на два года примерно) 460 млрд рублей, в том числе 300 млрд рублей в ближайшие два года будут выделены на приведение в порядок медицинских учреждений во всех субъектах Российской Федерации.

Но я хочу сразу подчеркнуть: не в каждое учреждение мы намерены отдавать деньги, а только туда, где региональные власти и муниципальные власти сформируют ясную, понятную, прозрачную и, что самое главное, эффективную программу модернизации системы здравоохранения.

Мы продолжим строительство перинатальных центров и клиник высоких медицинских технологий, которые мы сейчас уже строим в Поволжье - в Пензе, Перми, Чебоксарах, Кирове, Саратове и Саранске.

Теперь несколько слов о важной для России теме - о дорожном строительстве. Я признателен главам регионов, которые поддержали предложение Правительства о создании дорожных фондов. Благодаря этому механизму за ближайшие пять лет Министерство транспорта должно будет построить 14 тыс. км новых дорог, а к 2020 году - во всяком случае, Министерство обещает это сделать - привести в порядок все федеральные трассы страны.

Для Приволжского федерального округа главными стройками станут реконструкция автомобильной дороги «Волга» от Москвы до Нижнего Новгорода, Казани и Уфы, федеральной дороги «Урал», которая связывает центр страны с Пензой, Самарой, Саранском, Ульяновском и Оренбургом, а также строительство трассы Казань-Пермь. В федеральные дороги Поволжья только в следующем году будет вложено 12 млрд рублей.

Начнем заниматься и такими перспективными проектами, как формирование международных транспортных коридоров, в том числе от Балтики через Поволжье до границы с Казахстаном, создавать систему обслуживания таких континентальных маршрутов, привлекать на эти маршруты российских и зарубежных перевозчиков. Один из стартовых проектов - строительство крупного логистического центра в районе Свияжска в Татарстане. Кстати говоря, этот проект включен в федеральную целевую программу транспортной системы России.

Создание дорожных фондов позволит нам направить значительные средства на улучшение городских и сельских дорог. Я прошу регионы и муниципалитеты заранее подготовить конкретные планы ремонта дорожной сети.

Кроме того, мы приняли решение напрямую профинансировать из федерального бюджета капитальный ремонт дорог во всех республиканских и областных центрах России, чтобы они смогли привести свои дороги в порядок, и не когда-нибудь, а вот сейчас, в ближайшее время. В 2010 - 2011 годах на эти цели направляется 50 млрд рублей из федерального бюджета, из них 12 млрд получат региональные столицы Поволжья.

В 2010 году 4 млрд рублей - чтобы конкретно - пойдет для Ижевска, Перми, Кирова, Нижнего Новгорода, Оренбурга и Саратова, в 2011 году - 7,8 млрд рублей для всех административных центров округа.

Сегодня в округе, как и по всей стране, растет спрос на жилье. Так, в первом полугодии 2010 года банки региона выдали в 2 с лишним раза больше ипотечных кредитов, чем годом ранее.

И, чтобы удовлетворить этот спрос, чтобы сделать жилье по-настоящему доступным, нам в России, конечно, нужно строить больше, по меньшей мере - нужно строить 100 млн кв. м жилья в год, причем домá и квартиры на любой вкус и на любой, как говорится, кошелек.

Я уверен, в ближайшее время мы эту задачу сможем решить. Ведь посмотрите, как строительный сектор России развивался в предыдущие годы, до кризиса. Кто-то говорит, что это такой мыльный пузырь надувался искусственно - ну не знаю. Востребовано же, покупают же люди. Как бы сложно ни было, а все-таки и строительный сектор страны выбирается постепенно из трудностей, которые были связаны с этим кризисом. В чем я точно уверен, мы будем строить больше, - это точно! Уже в ближайшее время Правительство примет новую федеральную программу «Жилище». В ближайшие пять лет ее финансирование составит порядка 424 млрд рублей.

И еще один важный аспект, прямо связанный с обустройством и развитием наших регионов. Это оздоровление окружающей среды, внедрение эффективных экологических стандартов.

Убежден, наш долг перед потомками - сберечь и возродить Волгу и как великий водный путь, и как уникальное природное достояние нашего народа, да и всего мира. До 2020 года объемы сброса загрязняющих веществ в Волгу должны быть снижены не менее чем в 2 раза.

Ни один инвестиционный проект в регионе не должен быть реализован без учета этого требования. Это такая совсем примитивная на первый взгляд проблема. Необходимо просто вкладывать деньги в очистные сооружения в городах, на промышленных предприятиях, комплексно решать проблемы поверхностных стоков.

В целом нам нужна серьезная природоохранная работа и в районе истоков Волги, и в ее дельте, и на Средней Волге. Необходимо заниматься укреплением берегов, модернизацией гидросооружений, восстановлением живой природы. Будем выделять, предусмотрены необходимые ресурсы и на это. Хотя, конечно, средства здесь нужны колоссальные.

Уважаемые коллеги!

Мы стремимся, чтобы как можно больше российских городов становились площадками для проведения национальных и международных мероприятий и форумов, чтобы о них больше узнали в мире, чтобы возникли новые человеческие контакты.

На мой взгляд, это очень правильная и очень нужная линия на децентрализацию деловой, общественной и культурной жизни, на эффективное использование потенциала всех территорий России. Нельзя все проводить только в Москве и в Петербурге.

Отсюда и идеи АТЭС во Владивостоке, политического форума в Ярославле, деловых форумов в Красноярске, Иркутске, других городах, зимней Олимпиады в Сочи, студенческой Универсиады в Казани.

На примере Казани и Сочи хорошо видно, как такие проекты буквально преображают город, меняют к лучшему жизнь людей. Право на проведение крупнейших спортивных мероприятий мы получили в серьезной конкурентной борьбе. Вы знаете, сейчас мы подали заявку на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. Если мы получим это право, то, конечно, приоритетно будем развивать и такие города, как Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск для нужд проведения чемпионата мира. Если этого не случится, то это совсем не значит, что мы не будем заниматься развитием инфраструктуры. Конечно, в наших планах - развитие аэропортов, дорог, гостиниц. Просто, когда перед нами стоят такие амбициозные задачи, когда мы, кровь из носа, вынуждены так или иначе решать те или иные задачи, мы делаем это с большим эффектом и в нужное время.

***

Ответы В.В.Путина на вопросы участников конференции и комментарии к презентациям проектов в Приволжском федеральном округе

О сельском хозяйстве (к презентации Е.В.Родичкина):

В.В.Путин: Я думаю, что все, кто здесь в зале находится, да и те, кто нас видит сегодня через средства массовой информации, согласятся со мной в том, что, когда мы видим, что в сельское хозяйство приходят такие молодые, амбициозные, хорошо подготовленные специалисты - это самое главное. Это самый главный залог того, что сельское хозяйство у нас имеет хорошую перспективу - в этом можно уже не сомневаться.

Вспомните, совсем недавно, несколько лет назад, можно ли было себе представить, что в сельское хозяйство пойдут молодые перспективные люди? В нефтянку шли, старались попасть куда-нибудь на госслужбу, а чтобы в сельское хозяйство... Это очень хороший признак.

Во-первых, сельское хозяйство в стране стало прибыльным, высокотехнологичным и эффективным бизнесом. Конечно, очень много еще нужно сделать - это очевидно. Вот Евгений Валентинович сказал обо всех проблемах. Ну, не обо всех, но о многих проблемах, которые он уже чувствует на кончиках пальцев, поскольку работает там и погрузился в эти проблемы, а они действительно есть.

Но могу сразу сказать, что мы, конечно, продолжим поддерживать Россельхозбанк, хотя он несет большую нагрузку. Мы сегодня не можем на него переложить всю нагрузку по поддержке сельского хозяйства, да это и неправильно. На самом деле, он нами создавался - я в свое время принимал решение о создании специализированного банка - именно как учреждение, которое будет давать толчок в нужном направлении. Но нужно активизировать и другие финансовые учреждения на работу в области сельского хозяйства. Сбербанк работает активно, и многие региональные банки сейчас активно работают.

Конечно, нужно развивать инфраструктуру. И это тоже, я с Евгением согласен, общая задача и муниципалитетов, и регионов, и государства. Здесь мы не можем на них все переложить - они сами все не сделают. Государство должно нести эту нагрузку. Будем стараться это делать и дальше.

Очень чувствительный вопрос для наших сельхозтоваропроизводителей - это защита от импортеров.

В чем Евгений прав и что у нас происходит? Если посмотреть на объем субсидирования сельского хозяйства, скажем, в странах Евросоюза, то этот объем субсидирования в разы - я хочу это подчеркнуть - в разы больше, чем в Российской Федерации. Просто несопоставимые цифры. Мы этого не делаем. Но тогда мы должны обеспечить для нашего сельхозпроизводителя главное, основное условие - создать одинаковые условия конкуренции. Мы не будем и не должны вводить на все и вся запретительные ввозные таможенные пошлины, иначе от этого пострадает потребитель. Но создавать условия, используя таможенно-тарифные инструменты регулирования, мы, конечно, будем и дальше. Но, повторяю: полностью захлопнуть дверь для импорта мы не можем - это будет неправильно. Это, в конечном итоге, нанесет ущерб развитию самого сельского хозяйства страны, если сельхозтоваропроизводитель не будет чувствовать, что ему конкуренты дышат в спину. Да и потребитель пострадает, и цены могут поползти вверх еще гораздо круче, чем то, что мы видим сейчас. Поэтому ы будем это регулировать, будем делать это вместе с вами, вместе с сельхозтоваропроизводителями. Мы находимся в постоянном контакте - и Министерство сельского хозяйства, и Аппарат Правительства. Будем это регулировать обязательно, даже не сомневайтесь.

Я сейчас на презентациях, на выставке, разговаривал с коллегами, которые представляли свои проекты. Один из проектов мне очень понравился: действительно очень хороший. Коллега, который его представлял, говорит: «А мы не пользуемся - уже сельхозпредприятие создано, активно работает, -теми кредитами и льготами, которые государство предоставляет. До сих пор не пользовались. И нам для следующего шага нужна такая, такая и такая дополнительная помощь». Я говорю: «Ну, а вот то, что у вас есть, как это сделано? Этим до сих пор-то Вы ресурсы и кредиты привлекали». Он говорит: «А как же! Откуда же это все взялось бы?» Я к чему говорю? К тому, что все, что было сделано за последние годы, совершенно очевидно, принесло свои результаты. Но мы вместе с вами должны наметить следующие шаги и будем, конечно, это делать. Спасибо.

О стратегии развития молочной отрасли ПФО (к презентации Н.А.Бабаева):

В.В.Путин: Наум Александрович, Вы знаете, я за эти годы тоже стал специалистом в области сельского хозяйства, надои у Вас какие? Вот Вы собираетесь напоить молоком всю Россию, а надои у Вас какие?

Н.А.Бабаев: В наших новых комплексах - 7,5 тыс. на голову, в этом году это первая лактация. Мы рассчитываем выйти на 8-8,5 тыс. В среднем по стране могу сказать, что это около 4 тыс., в Европе это 6 тыс. на голову, в Америке - это 9 тыс. У нас есть потенциал.

В.В.Путин: Передовые хозяйства у нас и 9 тыс. делают.

Н.А.Бабаев: Есть такие, да. Но это пока первая лактация, следующая лактация будет выше.

В.В.Путин: Знаете, мы очень хорошо помним трагические события в нашей стране в прошлом веке - трагические события, которые были связаны с засухой в XX веке. И в том числе - а, может быть, и, прежде всего - здесь, в Поволжье. И, конечно, сегодня мы этого не допустим. Более того, мы сделаем все для того, чтобы помочь вот таким специалистам абсолютно нового поколения, продвинутым менеджерам в том, чтобы превратить сельское хозяйство России в целом, и Поволжского региона в частности, в высокотехнологичную отрасль производства с тем, чтобы сельское хозяйство Поволжья стало органичной эффективной частью всей экономики России. И хочу Вам пожелать успеха.

Н.А.Бабаев: Спасибо.

В.В.Путин: Хотел бы в этой связи обратить внимание всех наших коллег на то, что, хотя Наум Александрович (Н.А.Бабаев - руководитель Русской молочной компании) и сказал о темпах роста производства молока, это всего 5% за последние годы по России. Это не падение, и в принципе это неплохо, но это всего 5%, и это в общем-то скромно.

Вот в области производства мяса птицы у нас темп роста составил 79%, а по свинине - 39%, почти 39. Вот это уже очень серьезно! И мы действительно, как я уже говорил в своем выступлении, на 80% обеспечиваем внутреннее потребление за счет внутреннего отечественного производителя. Это уже серьезно! Нам нужно, конечно, по так называемому КРС (крупному рогатому скоту), по молоку сделать заметный, существенный рывок вперед.

Конечно, все, что связано с засухой текущего года, ставит перед нами дополнительные сложные задачи. Прежде всего это связано с необходимостью обеспечения животноводческих предприятий кормами, фуражным зерном.

Наум Александрович, Вам, Вашему коллеге Евгению и всем другим сельхозтоваропроизводителям и Поволжья, и всей России хочу сказать, хочу вас проинформировать о том, что мной подписано постановление Правительства Российской Федерации о субсидировании железнодорожных перевозок для того, чтобы обеспечить перевоз зерновых культур там, где они уродились в этом году - прежде всего из южных и сибирских регионов страны, в те регионы, где они больше всего нужны сегодня. Мы на эти цели выделяем дополнительно 2 млрд рублей. Это первая мера.

И вторая мера. Она заключается в том, что мы выделили дополнительные ресурсы в объеме нескольких млрд рублей (по-моему, 5-6 млрд выделяем) с тем, чтобы эти деньги направить с 1 января следующего года в те сельхозпредприятия, которые сохранят поголовье в своих животноводческих хозяйствах. Они получат дополнительную помощь в виде субсидий на корма.

Спасибо большое.

О пролонгации кредитов для малых и средних предприятий сельского хозяйства (вопрос А.И.Кондрацкого):

А.И.Кондрацкий: Владимир Владимирович, вопрос можно? Уважаемый Владимир Владимирович, я глава небольшого крестьянско-фермерского хозяйства в Республике Мордовия, Кондрацкий Александр Иванович.

Крестьянские хозяйства и малые формы Приволжского округа тоже пострадали от стихии. Если мы в прошлом году зерновых получили 43 центнера, то в этом году - 11 центнеров, картофеля - 400, соответственно, в этом году - 70. Реализация в разы уменьшилась, в 5 раз. Также в хозяйстве (мясным скотоводством занимаемся) имеется 220 голов скота, из них - 160 мясных коров. И вот возникают проблемы - не хватает кормов на малых предприятиях, в ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и КФХ (крестьянское (фермерское) хозяйство), пролонгации кредитов ЛПХ и мини-кооперативов. Они тоже пострадали от засухи.

В.В.Путин: Я уже говорил в своем выступлении: мы пролонгируем кредиты на три года.

А.И.Кондрацкий: Это крупные. А мелкие - нет.

В.В.Путин: Мелкие кредиты?

А.И.Кондрацкий: Мелкие производители.

В.В.Путин: Для мелких производителей?

А.И.Кондрацкий: Да. Личным подсобным хозяйствам и кооперативам не пролонгированы.

В.В.Путин: И по этим предприятиям решение о пролонгации не принято?

А.И.Кондрацкий: Не принято.

В.В.Путин: Хорошо, подумаем над этим. Я не понимаю, почему мы должны мелких и средних производителей поставить в худшее положение по сравнению со средними и крупными. Подумаем. Решение по второй категории принято: мы пролонгируем эти кредиты на три года, я уже об этом сказал. Что касается обеспечением кормов, две меры я тоже назвал сейчас. Первое - это субсидирование железнодорожного транспорта. У нас много было споров на этот счет. Что делать: или сельхозпроизводителям дать эти субсидии, или субсидировать железнодорожный транспорт? После долгих дискуссий в Правительстве все-таки эксперты пришли к выводу, что лучше направить эти деньги напрямую в российское акционерное общество «РЖД». 2 млрд, как я уже сказал, мы на это выделили, и надеюсь, товар пойдет в ближайшее время. Во всяком случае, мы надеемся подтолкнуть его движение по территории страны из тех регионов, где есть приличный урожай, в те, где сельхозпроизводители нуждаются в кормах. Вторая мера. С 1 января, как я уже сказал, будем субсидировать дополнительные ставки на приобретение кормов для тех хозяйств, которые сохранят поголовье скота.

Что касается пролонгации кредитов для малых и средних предприятий, обязательно рассмотрим этот вопрос. Вот министр сельского хозяйства здесь сидит - считайте, что это поручение Минсельхозу подготовить соответствующие предложения.

А.И.Кондрацкий: Спасибо, Владимир Владимирович!

О стратегии развития автомобильной отрасли (к презентации С.А.Когогина):

В.В.Путин: Если кто еще не понял, кто это выступал, я представлю: Когогин Сергей Анатольевич - генеральный директор КамАЗа.

Должен сказать, что несколько лет назад возникло желание перевести Сергея Анатольевича с КамАЗа на другое крупное российское автопредприятие, и тогда Минтимер Шарипович, президент Татарстана, активно этому воспротивился, со ссылкой на то, что Сергей Анатольевич на своем месте и является очень эффективным менеджером. Я должен это подтвердить. Хочу Вас поблагодарить за высокую оценку антикризисных мер Правительства - примите ответную шайбу. Тот случай, когда «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Но должен сказать, что действительно менеджмент КамАЗа многое сделал и для развития предприятия в последние годы, и для вывода из кризиса в последнее время.

Вы знаете, наверняка видели, я инспектировал завершение строительства дороги «Чита-Хабаровск» и на трассе встречался с дальнобойщиками. Как мог рекламировал Вашу продукцию - не могу сказать, что с большим успехом.

Вы знаете, во-первых, водители - они же специалисты, многие всю жизнь работают в этой сфере. Двигательная установка их смущает. И в этой связи у меня вопрос: как у вас идет работа с вашими партнерами, в том числе и с американскими вашими коллегами? Вы рассказывали и показывали мне первые шаги по производству двигательной установки. Первое.

И второе. Вы знаете, они меня завели в свою машину, и я зашел... Именно зашел. Не сел, а зашел, потому что в кабине этого автопоезда можно встать во весь рост, там есть шкафчик для одежды, два хороших спальных места, холодильник. Как ребята сказали, это машина для людей, для тех, кто пользуется этой техникой.

Понятно, почему это возникло в США: там сильные профсоюзы, которые отслеживают условия работы в этом секторе, очень большой объем перевозок именно автомобильным транспортом, десятилетиями эти требования предъявлялись и постепенно выстраивались.

Вы мне показывали свою разработку по кабине. Насколько перспективные разработки КамАЗа будут удовлетворять тем требованиям, которые формирует заказчик?

С.А.Когогин: Владимир Владимирович, мы новый продукт создаем в соответствии с теми требованиями, что...

В.В.Путин: Погромче, пожалуйста.

С.А.Когогин: Мы свою продукцию создаем в соответствии с теми требованиями, которые существуют в Европе. США несколько отличаются от всех остальных. Такой грузовик создан, Вы правы. Первое, потому что потребитель другого не покупает, а второе - дорожная сеть США рассчитана на длину автопоезда более 20 метров, там нет ограничения. У нас же наши повороты не позволяют вписываться в создание...

В.В.Путин: Стандарты другие.

С.А.Когогин: У нас европейский стандарт. Но, когда мы работаем сегодня над кабинами, наши кабины соответствуют всем требованиями ЕЭК ООН.

В новых кабинах на тягачах также можно встать, они имеют ровный пол и два полноценных спальных места. Это, конечно, не кабина американского грузовика, потому что в наших 18 м этого не сделать. Иначе мы потеряем длину автопоезда, и тогда каждый килограмм груза станет просто-напросто дороже. Но комфортные условия для водителя мы, конечно, создаем.

В.В.Путин: Понимаете, дело ведь не в каких-то стандартах, а дело в том, чего ожидает потребитель. Надо на это ориентироваться. И если Вы будете говорить: «У нас все по стандартам, причем по современным», - а потребитель, в данном случае водитель автопоезда, будет говорить: «Нет, знаете, этот стандарт, может быть, и соответствует каким-то там требованиям, но я хочу другое» - и будет покупать подержанные американские машины. Рынок есть рынок. И потребитель определяет то, что ему нужно, а не какие-то стандарты, написанные на бумажке.

С.А.Когогин: Вы абсолютно правы.

В.В.Путин: Можно, конечно, пойти по пути запретов, можно ввести определенные ограничения, но это все-таки неправильный метод регулирования. Я Вас прошу обратить на это внимание. Я обещал мужикам-водителям довести до вас вот эту информацию и делаю это публично.

С.А.Когогин: Что касается завода двигателей. Вы спросили, как мы работаем с нашими партнерами. Сегодня завод стабильно выпускает 500 двигателей в месяц, и в следующем году мы намерены выйти на 12 тыс. - проектная мощность первого этапа. Ничто не мешает это сделать. В 2012 году будем делать 25 тыс. двигателей. Завод работает.

В.В.Путин: Спасибо. Так, пожалуйста. Прошу Вас.

О поддержке отечественного автомобилестроения (вопрос Л.Ю.Казаева):

Л.Ю.Казаев: Уважаемый Владимир Владимирович, участник конференции, слесарь Волжского автомобильного завода, сборочного производства, Казаев Леонид Юрьевич.

У меня такой вопрос. Мы собираем автомобили, начиная с нуля, и, естественно, до окончания выпуска. Естественно, каждый работник переживает за каждый выпущенный автомобиль. И вопрос такой: скажите, пожалуйста, после этого автопробега по регионам каковы Ваши впечатления от автомобиля «Лада Калина»?

И второй вопрос - то, что действительно нас интересует. Все почувствовали, что, когда у нас была кризисная обстановка, произошел спад выпуска автомобилей, также произошел спад продаж автомобилей. Естественно, у нас в 2 раза упала заработная плата на данный момент. Но, благодаря этой программе утилизации, - спасибо большое! - с марта мы начали работать в полном объеме, с сентября мы начали работать в две смены и дополнительно в субботу. Люди добросовестно работают, действительно надежно, и хотят получать также достойную зарплату. Зарплата упала в 2 раза по сравнению с 2008 годом, с 2009 годом.

Здесь сказали, что произойдет поддержка в 2011 году по утилизации и по поддержке автопрома, автозавода. Но люди хотят, конечно, услышать ответ: планируется ли в дальнейшем, после 2011 года, поддержка Волжского автомобильного завода? И плюс продление утилизации автомобилей. Спасибо.

В.В.Путин: Я уже говорил об этом в своем выступлении. Мы целую программу поддержки отечественного автопрома разработали. Она включает в себя не только утилизацию автомобилей, она включает и субсидирование ставок по привлекаемым гражданами кредитам на приобретение автомобильной техники. Она включает в себя и меры таможенно-тарифного регулирования, то есть известное прикрытие рынков для импортеров. А то ведь мы столкнулись с чем? Мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией в отношении нашего автопроизводителя, когда на наш рынок начали сбрасывать запасы, причем по демпинговым ценам.

Мы продолжим, я уже об этом сказал, программу утилизации. С переходящим остатком этого года она составит в следующем году 14 млрд рублей. Это приличные деньги. Я думаю, что на весь год этого хватит.

Что мы будем делать дальше? Я пока не буду говорить об этом, но ясно, что в той или иной форме поддержка наших главных автопроизводителей, в том числе АвтоВАЗа, сохранится.

Но главное, что мы должны сделать все вместе, - это выходить на новую линейку такой техники, которая будет востребована российским потребителем.

Конечно, я знаю, это не от хорошей жизни (зарплата сократилась, определенные сокращения были), но мы не допустили полной остановки предприятия, мы его сохранили, сохранили коллектив. Мы сохранили возможности развития, договорились с нашими партнерами из «Рено-Ниссан» о совместной работе на длительную перспективу, договорились о том, какие вложения с обеих сторон (и со стороны российских инвесторов, и со стороны наших иностранных партнеров) будут сделаны. Со стороны иностранных партнеров инвестиции будут в виде новейших технологий и новой базы. Вот это, прежде всего и главным образом, а не производство так называемой классики в увеличенных масштабах должно и будет составлять базис развития АвтоВАЗа на длительную перспективу. Потому что с этой продукцией нужно выходить не только на российский рынок, нужно выходить и на европейские рынки, как минимум нужно выходить на рынок стран СНГ. А то, что АвтоВАЗ и специалисты АвтоВАЗа могут такую технику выпускать, у меня нет никаких сомнений. Та же «Лада-Калина», которую Вы упомянули, на которой я проехал 2655 км (на спидометре у нее было 2655 км). Я, без всякого преувеличения, могу сказать: я не ожидал даже. Ведь она сделана с привлечением компонентов в том числе из зарубежа, но сделана не на основе новой базы, которая предлагается «Рено-Ниссаном», а сделана собственными руками. Сегодняшнего дня машина для молодых людей стоимостью где-то в районе 10 тыс. долларов. Да это просто хорошая машина!

Л.Ю.Казаев: Спасибо большое!

В.В.Путин: Знаете, я, когда был там, к вам приезжал, ездил - уже забыл, как называется, на «Приоре», что ли? - ездил там по полигонам. Должен сказать честно, как-то не очень она на меня произвела впечатление: шумновато внутри, двигатель какой-то слабоватый. А здесь и с места берет хорошо, и внутри, в салоне тихо достаточно, мягко идет - мне понравилось, я вам говорю без всякого преувеличения. Мне, правда, говорят: «Вы не перехваливайте, а вдруг кто-то купит - не понравится». Ну на цвет и вкус товарищей нет. Но для такой ниши это вполне хороший продукт. А это значит, что есть база, интеллектуальная база, профессиональная база, программа, которая представлена предприятием, а это самое главное - программа развития. Она, кстати, говоря, должна быть публичной. Неплохо было бы вывесить ее и на сайте предприятия, показать ее. Она будет осуществляться - и вот в этом гарантия будущего развития АвтоВАЗа.

Л.Ю.Казаев: Спасибо!

О проблеме запуска программы утилизации грузовых автомобилей (вопрос А.П.Слепушкина):

А.П.Слепушкин: Уважаемый Владимир Владимирович! Я представляю Горьковский автомобильный завод, Слепушкин Андрей Павлович, начальник производства легковых автомобилей.

Наряду с федеральной программой утилизации старых легковых автомобилей, которая была запущена в этом году, в Нижегородской области была, я считаю - успешно, реализована программа стимулирования продаж автомобилей местного производства. И мы на заводе почувствовали реальное улучшение, усиление спроса, что позволяет заводу сейчас достаточно стабильно работать. Я бы хотел спросить у Вас о возможных сроках и перспективах запуска аналогичной программы по утилизации старых грузовых автомобилей, поскольку считаю, что в данном случае это не только вопрос стимуляции спроса, но еще и серьезный элемент безопасности дорожного движения, потому что это позволит вывести из оборота устаревшие, физически изношенные грузовики и заменить их на новые машины отечественного производства. Спасибо.

В.В.Путин: Мне бы очень хотелось это сделать. Но для начала нужно подумать так. Ведь, когда мы говорим об утилизации легковых автомобилей, мы имеем дело с физическими лицами - с гражданами Российской Федерации. А если мы говорим о возможной программе утилизации грузового транспорта, то мы будем иметь дело с юридическими лицами - с фирмами, предприятиями, которые используют эту грузовую технику в коммерческих целях - не в личных, а в коммерческих целях.

Вы когда задавали вопрос, не знаю сознательно или нет, но Вы попали в болевую точку. И я сейчас скажу, в чем она заключается.

Вы сказали: «Создать условия для того, чтобы избавиться от старой техники». Что это значит? Чтобы всем было понятно, это значит, что мы на правительственном уровне должны будем принять решение, какого года машины больше не подлежат эксплуатации. Вы знаете, это очень трудно просчитать. В муниципалитетах, на предприятиях, на частных фирмах мы должны запретить использование машин производства какого года? И как это повлияет на жизнедеятельность многих секторов российской экономики, на бизнес тех или других, малых и средних предприятий? Это очень чувствительный вопрос для многих.

А другого пути нет, другого пути все равно не будет. Нам нужно будет запретить с какого-то времени использование автомобилей такого-то года производства.

Противники такой меры говорят: «Зачем запрещать использование автомобилей какого-то года производства? Вы убедитесь в том, что транспорт находится в надежном, хорошем техническом состоянии, и все. Как это вы можете запретить?» Поэтому прежде, чем это сделать, нужно хорошо подумать.

С автобусами здесь, может быть, попроще, но и то есть определенные проблемы, связанные с использованием муниципалитетами достаточно возрастной техники.

Хотя в прошлом году и в позапрошлом мы оказали значительную помощь муниципалитетам: мы выделили 20 млрд рублей и плюс потом, на следующий год, 10 млрд рублей - в общей сложности 30 млрд рублей - на обновление парка муниципальной техники. Это касалось, прежде всего, автобусного парка и уборочной техники. Но, в общем, это такая программа была серьезная. Так что если и думать о поддержке, то, скорее всего, в этом направлении, хотя на 2011 год мы, по-моему, этого уже не предусматриваем. Произошло значительное обновление парка. Плюс поддержка производителей грузовиков, автобусов. Она была оказана и по другим направлениям, а именно и прежде всего это было связано - Сергей Анатольевич (С.А.Когогин - генеральный директор КамАЗа) знает - с выделением нами дополнительных ресурсов различным министерствам и ведомствам на обновление их парка - Минобороны, МЧС, МВД и так далее. И наши автопроизводители в полном объеме воспользовались этой программой.

Мы будем и дальше, конечно, думать о том, как поддержать, но эти меры должны быть хорошо проработаны.

А.П.Слепушкин: Владимир Владимирович, я считаю, что Сергей Анатольевич совершенно правильно - я в пику, так сказать, добавлю - как производитель конкретно КамАЗов прекрасно знает ресурс этой техники, то есть на какой срок коммерческой эксплуатации она рассчитана, пробеги и срок его жизни. Наверное, как-то можно оттолкнуться в том числе и от этого, что есть физические, осязаемые параметры, когда машину уже просто рискованно выпускать на дороги.

В.В.Путин: Ну все можно, да. Вы знаете, перед тем, как поставить подпись на таком документе, тысячу раз подумаешь о последствиях. Что касается ГАЗа, то, несмотря на наличие большого количества проблем - я их хорошо знаю, - все-таки предприятие стабилизировало свое производство, набирает новые обороты, что меня очень радует, и мы, конечно, будем ГАЗ поддерживать так же, как и других наших автопроизводителей, без всяких сомнений. И уверен - вы сами об этом сказали, - вы почувствовали эту поддержку на себе.

Не думаю, что это большой секрет: совсем недавно я встречался с руководством «Фольсквагена», первые лица приезжали в Москву, мы обговаривали возможность расширения сотрудничества. Одно предприятие они уже запустили в Калуге и теперь активно прорабатывают возможность развернуть совершенно новое производство на мощностях и на площадях ГАЗа. Если это произойдет, то это будет работа на очень длительную перспективу с выходом на высокий мировой уровень производства автомобильной техники, включая... Не буду сейчас говорить, поскольку наше соглашение с ними пока не подписано, но мы практически договорились с ними об очень высоком уровне локализации, то есть производстве автомобильных компонентов на территории Российской Федерации и даже о строительстве целых предприятий, связанных с автомобильным производством.

А.П.Слепушкин: Спасибо.

Об обеспечении дошкольными детскими заведениями городов Приволжского федерального округа (вопрос М.Голицыной)

М.Голицына: Владимир Владимирович, здравствуйте. Голицына Марина, город Новочебоксарск, Чувашия. У меня такой вопрос. Вы сегодня поднимали эту тему - тема садиков. У нас в городе катастрофически, можно сказать, не хватает мест детям. У меня у самой двое маленьких детей. Детей вообще в городе очень много, и от всех мам большая просьба. Возможно ли у нас в городе в ближайшее время построить несколько хороших благоустроенных садиков с хорошими спортивными площадками?

В.В.Путин: Извините, пожалуйста, я прослушал, в каком городе?

М.Голицына: Город Новочебоксарск.

В.В.Путин: Вы знаете, это действительно общая проблема, я уже тоже говорил об этом в своем выступлении. Когда у нас была отрицательная демография, то никто об этом не думал. Более того, в начале 1990-х годов, в 1992 году у нас было в 2 раза больше дошкольных детских учреждений, чем сейчас. Когда была плохая демография и минусовая рождаемость, то тогда никто об этом не думал, и просто перепрофилировали большую половину этих детских дошкольных учреждений.

М.Голицына: Да, много учреждений, садики, которые превратились в абсолютно другое...

В.В.Путин: Совершенно верно. Здесь несколько путей решения этой проблемы. Возврат ранее перепрофилированной собственности, там, где это возможно. Не везде это возможно, потому что эти объекты могли быть, и часто так происходит, проданы и перепроданы по нескольку раз. Появился так называемый добросовестный приобретатель, у которого вернуть назад это очень сложно - он ни в чем не виноват, он на рынке купил эту собственность и все. Но тем не менее там, где это возможно, идут по пути возврата, строительству новых детских садов и по внедрению самых различных новых форм. Имеются в виду семейные детские дома, коллективные детские дома. Здесь есть тоже вопросы, связанные с правовым регулированием, с устранением избыточных правовых барьеров при организации таких дошкольных детских заведений.

Конечно, надо строить. Самое главное - больше строить, так же, знаете, как с некоторыми говоришь: «Как похудеть?» - «Не жрать».

М.Голицына: Спасибо больше. Есть надежда на будущее светлое.

В.В.Путин: Как решить проблему садиков? Строить надо! И это, конечно, прежде всего, дело муниципалитетов при поддержке регионов Российской Федерации. Мы тоже стараемся поддержать. Но наша помощь, мне кажется, должна выражаться, прежде всего, в поддержке усилий по строительному сектору: это индустрия строительных материалов, разбюрокрачивание самого строительного процесса. Вот, прежде всего, что сделать.

Прямо из федерального бюджета начать строить детские сады - можно и так, но тогда - где ответственность муниципальных властей, региональных властей? Так все можно переложить на федеральный уровень. Это тоже не очень правильно. Нужно, чтобы все мы на своем уровне несли ответственность за те задачи, которые перед нами стоят. Но мы все время говорим об этом, будем подталкивать наших коллег в решении этих задач.

Но я Вам знаете что хочу сказать? Ведь это вопросы, я уже часто говорю об этом, определения приоритетов. Ведь что считается самым важным и самым главным в городе, поселке либо регионе? На что тратятся муниципальные либо региональные финансы? Вот посмотрите расклад, на что тратят деньги?

И в этой связи я хочу обратиться и к депутатам от «Единой России» всех уровней. Вот вы, когда принимаете местные бюджеты, посмотрите на это - на что деньги идут? Если вы считаете, что это - один из важнейших приоритетов, добивайтесь того, чтобы и администрации соответствующим образом реагировали на потребности сегодняшнего дня. Может быть, завтра и не будет такой остроты, но сегодня эти проблемы нужно решать. Давайте это в рамках партийных программ «Единой России» будем делать по всей стране. Мы с федерального уровня будем поддерживать это самым прямым, непосредственным образом.

О проекте «Новые дороги городов "Единой России"» и возможном включении Самары в список участников (вопрос Д.Азарова):

Д.Азаров: Добрый вечер, уважаемый Владимир Владимирович, Дмитрий Азаров, Самара.

На протяжении ряда лет в стране реализуется проект «Новые дороги городов "Единой России"». Знаю, что в этом году 32 города получили значительные средства из федерального бюджета на обновление и развитие, на капитальный ремонт дорог. Вы в своем выступлении перечисляли города Приволжского федерального округа.

Уважаемый Владимир Владимирович, в связи с этим - два вопроса: будем ли продолжать проект и каковы его временные горизонты? И какие, на Ваш взгляд, шансы попадания в список участников Самары - моего родного города?

В.В.Путин: Самары в этом списке нет, действительно. Но я уже сказал, и сейчас вот повторил еще раз: на следующий год мы предусмотрели 34 млрд для регионов, и по этой программе Самара получит деньги на дорожное строительство, если создаст свой региональный фонд в объеме примерно 800 млн рублей.

Д.Азаров: Спасибо.

О региональных программах строительства жилья и эффективности использования земель (к презентации М.Ш.Усолева):

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо большое. Здесь даже и отвечать, собственно говоря, не на что. Здесь была предложена весьма профессиональная программа развития строительного сектора. Строительство действительно дает мультипликативный эффект по всей экономике, это верно.

По поводу того, что люди не вкладывают свои сбережения, и нужно как-то их подтолкнуть. Вот мы и разрабатываем системы ипотеки, фонд жилищного строительства, системы ЖКХ и так далее. Все эти программы направлены на то, чтобы стимулировать граждан вкладывать свои средства, если они у них есть, конечно, в жилищное строительство. Мы видим, что этот сектор сохранился, развивается, и сейчас начал расти активно. Это видно даже по объемам взятых ипотечных кредитов. Об этом я уже говорил.

Что касается длинных денег. Уважаемый коллега сказал о том, что небольшим предприятиям сложно решать вопросы инфраструктурного характера: подключение к энергосетям, канализации, водоснабжению и так далее. Для этого нужны длинные деньги.

Для непосвященных хочу сказать, что коллега понимает, о чем он говорит. Он - профессионал, сразу видно: излагает четко, ясно, коротко, все как от зубов отскакивает. Нужны длинные деньги. А где взять? Вот в чем вопрос. Что такое длинные деньги? Это не деньги Внешэкономбанка, либо Правительства Российской Федерации. Длинные деньги в нормальной рыночной экономике имеют несколько источников возникновения. Это стабильные, находящиеся на долгом хранении средства граждан в банках своей страны, это деньги пенсионных фондов и страховых компаний. Вот основные источники длинных денег. Это то, что генерируется самой экономикой, но это не бюджетные ресурсы. А Внешэкономбанк - это бюджетные ресурсы. Мы фондируем Внешэкономбанк из разных источников, но это, по сути, в общем-то, бюджетные деньги.

Нужно создавать эти инструменты развития. А, скажем, один из основных источников - это накопления граждан, которые на длительной основе находятся в банковской системе страны. Вы же понимаете, с чем это связано? Со стабильностью экономики, с надежностью собственной национальной финансовой банковской системы - вот с чем это связано. Это кропотливая, большая, незаметная для непосвященного глаза, но очень важная для экономики страны, работа. Мы по этому пути идем, именно в этом направлении движемся. Почему мы так бережно относились к банковскому сектору в период кризиса? А вот для того, чтобы сохранить финансовую систему страны, для того, чтобы люди поняли, что она надежна, стабильна, не нужно бояться хранить там деньги. Чтобы это, в конце концов, и стало стабильным источником так называемых длинных денег, которые так нужны экономике вообще и строительному сектору - в частности.

Должен сказать, что Татарстан демонстрирует очень хорошие показатели развития - и в экономике в целом, и в жилищном строительстве. Много хороших находок. Что самое главное - строительный сектор развивается активно. Действительно, во многом даже лучше, чем в других регионах страны. С чем я вас и поздравляю.

Рекомендуемые статьи