Воронежская область: почва заражена химикатами

Россельхознадзор обнародовал результаты исследования почв. Выводы неутешительные — поля региона хранят яды. Накопились за долгие годы, проверкой почв аграрии практически не занимаются. Хотя их обязывает закон. Нарушения — в семи крупных районах области. Штрафы уже выписаны.
Хохольский район. С поля Россельхознадзор забирает самое ценное – чернозем. Всего несколько килограммов по диагонали площади – на пробы. Инспекторы хотят проверить, не травит ли самая плодородная в стране почва этот элитный горох. Его здесь трижды обработали гербицидами. Саму землю на наличие химикатов хозяйство не исследовало ни разу. Александр Пожидаев, главный агроном хозяйства, рассказал: "Cдавали всю продукцию нашу выращиваемую на остаточное содержание нитратов, тяжелых металлов. Но только на продукцию. По почве нет. Mы просто не владели информацией".
Евгения Соседко, журналист, пояснила: "Незнание буквально вредит здоровью. В воронежской области в прошлом году некачественным и небезопасным только зерна признали 53 партии. Это 14 тысяч тонн. Но даже экологически чистая продукция не гарантирует того, что в почве нет нитратов и пестицидов – яды уходят в землю".
В соседнем хозяйстве «царица полей» растет в «королевских» условиях. Гербицидом тут прошлись всего раз, дальше с сорняками боролась техника. Химию, говорят, здесь стараются применять реже. 2/3 того, что выращивают, идет на корм скоту. Поэтому на ядовитость почву проверяют ежегодно. Уверяют, любые посевы сейчас — поле для экспериментов. Виктор Бухтояров, главный агроном хозяйства, объяснил: "Затраты посильные, не очень большие. Но нужно хотя бы для самих себя знать, что у нас находится в почве. Как у нас сработал тот или иной пестицид. Потому что сейчас на рынке столько много пестицидов".
Больше всего химии требует будущий сахар. Сладкий корнеплод обрабатывают чаще других культур. Пестициды на полях сохраняются от недели до нескольких лет. Могут накапливаться, здоровью они грозят онкологиями и генетическими болезнями. Эксперты Россельхознадзора не исключают, многие еще советские поля до сих пор смертельно ядовиты. Людмила Клепова, старший госинспектор управления Россельхознадзора по Воронежской области, сообщила: "До 70-х годов применялись хлорорганические пестициды, у которых период полураспада был более 50 лет, то есть до сих пор встречаются, так сказать, случаи когда этот пестицид находят и в почве, и в грунтовых водах. Ну, в настоящее время такие пестициды уже запрещены".
В лаборатории пробы почвы на каждый химикат исследуют отдельно. По необходимости сушат или сутки настаивают в серной кислоте. Потом обязательно заливают растворителем – в него и уходит химия. Жидкость подогревают на водяной бане — проба выпаривается в вакуум. Полученные две десятых миллилитра на специальном приборе сравнят с образцом. По данным Россельхознадзора, из каждой сотни хозяйств области почву проверяют в десяти. А значит, солидная часть будущего урожая вполне может оказаться отравленной.
Зерновой портал Центрального Черноземья