Ведомости: Старые вагоны ждет подорожание на 48%

Избыток старых вагонов на сети РЖД сейчас основная проблема железнодорожной отрасли, признал вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на специальном совещании в Тихвине. Для ее решения заместитель министра транспорта Алексей Цыденов предложил увеличить тариф на порожние рейсы вагонов с истекшим сроком службы на 48%. Его предложение внесено в проект протокола к совещанию (копия есть у «Ведомостей»). Такую меру поддерживает и Минпромторг.
ФСТ, Минэкономразвития и Минтрансу поручено проработать вопрос о повышении тарифа на порожний пробег вагонов с продленным сроком службы до 30 апреля. Тариф на порожний пробег предлагается повысить, чтобы затраты от использования старого вагона нес оператор, а не грузоотправитель, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. Представитель ФСТ заявил, что служба рассмотрит этот вопрос, если такое поручение будет.
Мера позволит увеличить ставку аренды старых вагонов с нынешних 500 руб. в сутки до 830 руб., сказал на совещании министр промышленности Денис Мантуров. Это позволит операторам получить необходимый денежный поток для обслуживания кредитов и лизинговых платежей, считает он. Вместе с другими мерами это стимулирует операторов избавляться от старых вагонов (см. график) и закупать новые, что обеспечит загрузку вагоностроительных мощностей на минимально необходимом уровне – 40 000 единиц в год, сказал министр.

При этом для закупки новых вагонов из бюджета в 2015 г. будут предоставлены субсидии на 2,35 млрд руб., это обеспечит реализацию 18 000 вагонов, сообщил Минпромторг. В 2015–2016 гг. также сохранятся субсидии на техперевооружение отрасли в размере 1,2 млрд руб.
Большая часть старых вагонов – у Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину) и Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД). При этом ФГК уже приняла решение списать 33 000 вагонов, привел пример Мантуров. Представитель ПГК от комментариев отказался, его коллега из ФГК на вопросы не ответил.
Операторы против таких мер, говорит источник, близкий к одному из операторов. Если будет принято решение о повышении тарифов на перевозку в вагонах с продленным сроком службы, компании будут вынуждены использовать их в перевозках на маршрутах с минимальным порожним пробегом, а это создаст проблемы РЖД, отмечает он.
При этом в проекте протокола есть и более радикальный шаг для решения проблемы. Минтрансу и Минпромторгу до 30 апреля поручено внести в Евразийскую экономическую комиссию (орган, регламентирующий технические требования к вагонам на территории России, Белоруссии и Казахстана) предложение о запрете продления подвижного состава и его комплектующих. На совещании вопрос обсуждался, говорит один из его участников, но детали не приводит. «Все эти меры прорабатываются», – говорит представитель Минэкономразвития.
В августе вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, в котором продление срока службы вагона предлагается через его модернизацию. В этом году должны появиться технические условия для модернизации.
Правда, против запрета продления вагонов выступают все профильные министерства, кроме Минпромторга, говорит источник, близкий к одному из министерств. Представители Минтранса, Минпромторга на вопросы не ответили.
В октябре запретить продление вагонов в письме президенту Владимиру Путину предлагал гендиректор RM Rail (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски) Павел Овчинников. Президент поручил премьер-министру рассмотреть это предложение.
«Ведомости» №3791 от 17.03.2015