Ведомости: Сбербанк дал кредиты без залога

Группа «Волго-Дон», занимавшаяся продажей сельхозпродукции и перевалкой в порту Волгодонска, обанкротилась. Она задолжала Сбербанку около полумиллиарда рублей
Арбитражный суд Ростовской области в конце декабря ввел наблюдение в ООО «Группа компаний «Волго-Дон» по заявлению Сбербанка, которому компания должна 139 млн руб. по семи кредитам, выданным в 2010-2011 гг, говорится в акте на сайте Высшего арбитражного суда. Шесть кредитов банка не обеспечены залогом, и только по одному заложен автомобиль Ford Focus. Банк ранее взыскивал этот долг в третейском суде, получал исполнительные листы в суде общей юрисдикции.
«ГК «Волго-Дон», по данным «СПАРК-Интерфакса», практически не имеет основных средств, она является холдинговой компанией и владеет 100% компаний, входящих в одноименную группу. По данным ЕГРЮЛ, головная компания принадлежит Ольге Елынкиной (80%) и Ирине Болдыревой (20%).
Группа занимается торговлей сельхозпродукцией, перевалкой грузов в порту Волгодонска (в том числе имеет портовый зерновой терминал на 10 000 т единовременного хранения) и грузовыми перевозками автотранспортом, говорится на ее сайте. Но крупнейшие «дочки» «Волго-Дона» тоже банкротятся: в ООО «Речной порт» в октябре введено конкурсное производство (его долг перед Сбербанком — 168 млн руб.), в ООО «Агропромтранс» в августе введено наблюдение (его долги — 232 млн руб., кроме Сбербанка, других банков-кредиторов нет), а торговый дом «Волго-Дон» головная компания решила ликвидировать самостоятельно (данные арбитража).
Получить комментарии «ГК «Волго-Дон» вчера не удалось: ее гендиректор Дмитрий Яковлев был в командировке. «Сбербанк готов рассмотреть варианты оздоровления группы компаний "Волго-Дон", но пока никаких предложений нет», — сказали в пресс-службе Юго-Западного банка Сбербанка.
«Волго-Дон»был серьезным региональным трейдером, северные районы Ростовской области были в том числе под него заточены, они продавали в лучшие годы до 100 000 т зерновых», — вспоминает гендиректор сельхозтрейдера «Белый двор» Артем Екушевский. Причиной банкротства «Волго-Дона» могла стать высокая закредитованность, предполагает Екушевский: группа быстро развивалась, много вкладывала в портовые мощности, в грузовой автотранспорт. Зерновой терминал, по его мнению, может стоить около 50 млн руб.
«В последние годы портовые мощности перестали быть узким местом, наоборот, производство зерновых отставало от их роста», — говорит исполнительный директор агентства «Совэкон» Андрей Сизов. Кроме того, продолжает эксперт, действия правительства РФ не внушают оптимизма участникам рынка: сначала препятствовали экспорту по линии Россельхознадзора (не выдавали сертификаты) и РЖД (не подавали вагоны к портам), потом ввели пошлину с 1 февраля до 30 июня на экспорт пшеницы. Не исключено, что в ближайшее время на продажу будут выставлены аналогичные портовые элеваторы, добавляет Сизов.КАЗАХСКИЙ ТЕЗКА
В Волгодонске по соседству с ООО «ГК «Волго-Дон» работает компания с очень похожим названием — ООО Агроиндустриальная корпорация «Волго-Дон». Этот крупный агрохолдинг (не менее 50 000 га и портовый элеватор в Азове) принадлежит сельхозтрейдерам из Казахстана.
«Ведомости»№4 от 15.01.2015