Ведомости: Гусиная история

Как бывший топ-менеджер ОМЗ и пенсионер ФСБ стали гусеводами. Они хотели производить фуа-гра – не получилось. Зато вырастили гусей необычайно большого веса
Сергей Николаев и Парвиз Валамат-Заде в 2015 г. наладили выпуск охлажденного и замороженного гусиного мяса под брендом «Гусиный король». Они надеялись, что смогут к ноябрю произвести первую партию не только мяса, но и фуа-гра – печени гусей, откормленных по специальной технологии. Но жизнь изменила их планы. Зато они сумели вырастить гусей необычного для российского рынка большого веса (около 4,5 кг) и продать их за 1,5 предновогодних месяца на 5 млн руб.
Фактор голодного сокола
«Мы начитались научных книжек, в которых описывался рацион гусей, но оказалось, что в реальности они съедают больше», – рассказывает Валамат-Заде. В книгах рекомендовалась средняя суточная норма в 90 г зерновых, а у фермеров уходило примерно 150 г. Плюс зеленые корма, трава. Если не кормить их вдоволь, то выглядят птицы не очень и мясо не такое вкусное, объясняет Валамат-Заде.
1 т корма стоит 6000 руб., а гуся до забоя откармливали шесть месяцев вместо положенных по науке четырех. Четыре месяца гусям исполнилось в июле, а сезон продаж в России приходится на ноябрь-декабрь. В результате заложенные в бизнес-план расходы на корма пришлось превысить в 1,5 раза. А корма – самая большая статья расходов.
То же самое произошло с оценкой возможных потерь стада. Статистика, которой руководствовались фермеры, утверждала, что потери птиц составляют 15%, но потеряли они примерно 20%. В этом виноваты естественный отбор, когда гибнут слабые, болезни и то, что маленькие птенцы порой давят друг друга. «И кто бы мог подумать, что в Рязанской области есть соколы, которые клюют птенцов!» – недоумевает Николаев.
Путь оппортуниста
Заняться гусеводством Николаев решил из любопытства. В России дефицит качественного гусиного мяса, сильных брендов нет и, если правильно все организовать, можно заработать, говорит он. И действительно, по данным Global Reach Consulting, поголовье гусей в России в 2014 г. составляло около 10 млн и прирастает в год примерно на 1%. Николаев и Валамат-Заде в 2014 г. основали компанию «Отечественный продукт». Инвестиции в проект составили $1,5 млн собственных средств владельцев. Они оба выросли на одной улице в Душанбе. Николаев около 20 лет проработал в структурах ОМЗ, был миноритарием компании. Валамат-Заде сейчас пенсионер ФСБ и в последние годы возглавлял коммерческие службы телекоммуникационных компаний.
Осенью 2014 г. партнеры купили заброшенную птицеводческую ферму и 20 га земли в Рязанской области за 14 млн руб. Им достались только стены, так что пришлось вложиться в капитальное строительство птичника и административного корпуса, где сотрудники могут не только работать, но и жить. Обустроили несколько водоемов для птиц. В марте начинающие гусеводы закупили в Воронежской области 10 000 гусят морозоустойчивой породы Линда. Три месяца спустя, когда поняли, что дело пошло, приобрели еще 7000. К октябрю 2015 г. была уже готова линия по забою, переработке и упаковке гусятины под маркой «Гусиный король». Оборудование выбрали отечественное, чтобы не было проблем с ремонтом и запчастями.
Модель для сборки
Самой большой проблемой стали кадры. «Если ищешь директора по продажам, выстраивается очередь из 100 человек, а если рабочего-гусевода – никого», – сетует Николаев. Большую часть персонала наняли среди местных. Сейчас штат укомплектован. Но две смены организовать сложнее: надо менять бизнес-модель, чтобы люди смогли работать вахтовым методом.
Белое против красного
К 2020 г. прирост в области нетрадиционного птицеводства должен составить 10%, по оценке Global Reach Consulting. Доля белого мяса, к которому относится гусь, в структуре потребления растет. Сейчас в России расклад 50/50, вскоре он изменится на 60/40 в пользу белого мяса, уверен Мамиконян. Например, производство мяса индейки в прошлом году увеличилось на 35% до 205 000 т.
Войти в розницу («Азбука вкуса», «Алые паруса», «Перекресток» и др.) получилось быстро, хотя никаких связей в сетях и административного ресурса у компаньонов, как они говорят, не было. Производителей гусятины в России мало, и ритейлеры заинтересовались продуктом, но некоторые из них требовали снизить закупочные цены, просили плату за вход. С такими сетями договориться не удалось, говорит Николаев. Зато сеть магазинов «Мясновъ» приобрела 5 т мяса в начале декабря и расплатилась за пять дней. «Мы закупаем гусей только раз в год, накануне Нового года, и «Отечественный продукт» выбрали за качество: их гусь хорошо очищен от оперения, выращен в экологически чистых условиях, он вкусный – мы всегда пробуем мясо, прежде чем подписать контракт, – объясняет Гульнара Еремкина, менеджер по закупкам компании «Мясновъ». – Для нас даже отобрали тушки подходящего веса – не больше 4 кг, ведь гусь – птица дорогая, дороже утки, и предложили адекватную закупочную цену».
Сами предприниматели торгуют своей продукцией в двух автолавках в Рязани. Оказалось, что продать гуся по частям проще, чем целикового, который иногда стоит в рознице больше 2000 руб. «Изначально план был в том, что мы выращиваем гусей, красиво пакуем и отдаем в розницу», – объясняет Валамат-Заде. Но цельной тушкой заинтересовалась только премиальная розница. А хотелось идти в массы. Поэтому в начале декабря пришлось расширить ассортимент за счет мелкой расфасовки (полтушки, бедро, передняя и задняя четвертины). Конкретных оценок сроков окупаемости у партнеров пока нет. Предприниматели надеются выйти на выручку в 40–50 млн руб. в 2016 г.
Изменить курице
Хотя россияне в последние два года стали есть меньше мяса, потребление нетрадиционных видов птицы – индейки, утки и гуся – растет, рассказал Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России. Гусь – сезонный продукт. Пока гусятину потребители воспринимают как праздничное новогоднее блюдо. Но если предложить им удобную расфасовку, вкусное мясо, легкое в приготовлении, можно изменить пищевые привычки: 15% покупателей ищут новые вкусы и с удовольствием изменят цыпленку-бройлеру с гусем, считает Мамиконян.
Похожая история уже произошла с индейкой и уткой. Компания «Евродон», наладившая производство большого ассортимента под брендами «Индолина» и «Утолина», на старте тоже сталкивалась с критикой: мол, в России не получится сделать индейку и утку повседневным продуктом. «Когда мы начинали, нам никто не верил, – говорит Вадим Ванеев, гендиректор агрохолдинга «Евродон». – Сегодня мы производим 47 000 т мяса индейки и 24 000 т мяса утки. С каждым годом у нас становится все больше последователей». Ванеев предложил рынку утку всесезонную: части тушки, полуфабрикаты, шашлыки, продукты в разных маринадах – с вином, медом, фруктами и ягодами, есть утка вареная, запеченная и копченая.
Фуа-грa в России пока не берутся выпускать даже опытные производители. Николаев и Валамат-Заде тоже пока отказались от этой идеи. Надо сначала разобраться с простыми вещами, а технология откорма на фуа-гра сложная, требует больших инвестиций, объясняет Николаев.
Дилетанты рискуют
80% выращиваемых в России уток и гусей приходится на подсобные и личные хозяйства. В гусеводстве непросто вернуть вложения и начать зарабатывать, тем более тем, у кого нет специального образования и опыта в сельском хозяйстве, считает Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор»: «Но если удастся нанять профессиональную команду и наладить управленческий контроль, шансы есть». Нужны в том числе специалисты, которые просчитают полноценный рацион для птиц, чтобы те самые 150 г корма пошли в рост, а не в навоз, добавляет он. Крупные компании тоже стали задумываться о выпуске гусиного мяса. Чтобы успешно конкурировать с ними, надо четко выстроить бренд – семейный или фермерский, рассуждает Лычев. Стоит искать новые каналы продаж: не только сети, которые диктуют свои правила, но и, например, интернет-магазины. Новичкам лучше начинать с кур или уток, а не с гусей, это более массовый сегмент, убежден Лычев. У «Отечественного продукта» как раз есть на этот счет планы. Весной компаньоны собираются увеличить стадо гусей до 40 000–45 000 голов, закупить утят и индюшат. Они купили коптильню и с февраля собираются производить копченые деликатесы из гусятины. И от мечты выпускать фуа-гра в России они не отказались.
«Ведомости»№3999 от 22.01.2016

Новые видео
Встроенная миниатюра for Агроферма "Баранье царство"
Агроферма "Баранье
Встроенная миниатюра for Дания свиноферма
Дания свиноферма
Встроенная миниатюра for Запускаем быков в стадо
Запускаем быков в стадо
Встроенная миниатюра for Романовские овцы
Романовские овцы
Встроенная миниатюра for Клубника садовая
Клубника садовая
Встроенная миниатюра for Как посадить виноград
Как посадить виноград
Встроенная миниатюра for Выращивание земляники
Выращивание земляники
Встроенная миниатюра for Откорм бычков, коровы без телят
Откорм бычков, коровы без
Встроенная миниатюра for Грибы: как это работает
Грибы: как это работает
Встроенная миниатюра for Выгонка зеленого лука на перо
Выгонка зеленого лука на
Встроенная миниатюра for Если во время инкубации не было электричества длительное время, не опускаем руки
Если во время инкубации не
Встроенная миниатюра for Вертикальная ферма
Вертикальная ферма