В рейтинге агрохолдингов России «Мираторг» вновь стал лидером по выручке

Аналитическая компания INFOLine подготовила рейтинг крупнейших агрохолдингов России по выручке в 2018 году. Из него следует, что совокупный оборот топ-10 участников в прошлом году увеличился на 4,7% до 645,8 млрд рублей без учета НДС.

По итогам 2018 года лидером рейтинга INFOLine стал АПХ "Мираторг" (в консолидированную отчетность по МСФО в этом году не включена «Брянская мясная компания») с выручкой 111,6 млрд рублей (без учета НДС). Падение выручки (-0,5%) по итогам 2018 года произошло из-за значительного снижения реализация импортного мяса (-32,7%) из Бразилии на фоне временного запрета. Реализация собственной продукции компании выросла на 12,6% в денежном выражении.
Второе место в рейтинге INFOLine заняла Группа "Черкизово", кроме того, из ТОП-10 агрохолдингов эта компания продемонстрировала самый значительный рост выручки – на 13,5% до 102,6 млрд рублей. В первом полугодии 2019 года ГК "Черкизово" увеличила темпы роста – выручка выросла на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55,7 млрд рублей.
На третьем месте ГК "Русагро" с выручкой 83 млрд рублей (+5%). При этом в первом полугодии 2019 года ГК показала рост выручки на 124%. По оценке INFOLine, по итогам года компания может достигнуть выручки в 120-125 млрд рублей. Такой рост связан с консолидацией активов "Солнечных продуктов", дальнейшим развитием молочного сегмента, а также сделки по приобретению 22,5% ГК «Агро-Белогорье» (не исключено, что продолжится дальнейшее поглощение компании).
Четвертое место занимает "Агро-Белогорье", выручка которого по итогам 2018 года увеличилась на 7,1% до 75 млрд руб., пятое — "Продимекс" (-7% до 57,5 млрд руб.). Также участниками рейтинга стали "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (+7,2% до 50 млрд руб.), "БЭЗРК-Белгранкорм" (+8,6% до 48,1 млрд руб.), "Комос групп" (+3,7% до 42,2 млрд руб.), "Агросила" (+12% до 38,5 млрд руб.), а также "Продо" (+0,8% до 37,3 млрд руб.).
По итогам 2019 года высоки шансы, что в рейтинг войдет Агрохолдинг "Степь". В 2018 году объем консолидированной выручки АО "Агрохолдинг "Степь" вырос более чем в 2,3 раза и достиг 24 млрд руб. (2017 -10,2 млрд руб.). По оценкам экспертов, выручка "Степи" по итогам 2019 года продолжит расти высокими темпами и прирастет на 70-80%.
По мнению INFOLine, основными факторами, оказывающими влияние на динамику АПК в целом и агрохолдингов в частности, остаются прежними: мировая конъюнктура, господдержка, реализация экспортного потенциала. Однако на внутреннем рынке агрохолдинги все активнее реализуют стратегию вертикальной интеграции - "от поля до прилавка". Например, ГК "Русагро" в августе прошлого года начали работать в молочном сегменте, "Мираторг" начала выпуск колбас, Агрохолдинг "Эконива" планирует в среднесрочной перспективе самостоятельно перерабатывать все свое молоко.
На фоне стагнации внутреннего рынка на выручку компаний будет оказывать влияние продолжающая консолидация отрасли. Специалисты INFOLine, ожидают увеличения на рынке сделок по слиянию и поглощению активов в среднесрочной перспективе.
Зерновой портал Центрального Черноземья