Управление ветеринарии Минсельхоза Челябинской области проводит совещания на тему правил убоя скота и ветеринарных требований к мясной и молочной продукции

Управление ветеринарии министерства сельского хозяйства Челябинской области проводит серию совещаний в муниципалитетах, посвящённых изменениям в законодательстве, касающихся правил убоя скота и ветеринарных требований к мясной и молочной продукции, поступающей на рынок. Вступивший в силу 1 июля 2013 года технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» вывел из обращения на рынке мясо с подворного убоя. В дальнейшем на часть статей регламента, касающихся мясной и молочной продукции, был наложен полуторагодовой мораторий. Но в целом законодательство меняется в сторону ужесточения требований к качеству пищевой продукции, что накладывает на субъекты рынка серьёзную ответственность перед потребителями.
С 1 июля 2013 года с целью защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды решением Комиссии Таможенного союза вступил в силу технический регламент «О безопасности пищевой продукции». В соответствии с ним определены объекты, даны понятия и правила обращения на рынке пищевой продукции, требования к её производству.
Так, пищевая продукция, производимая гражданами в домашних условиях, и сельскохозяйственные культуры и продуктивные животные, получаемые и выращиваемые в естественных условиях, были «выведены» за пределы рынка. Вся продукция подобного рода должна была предназначаться только для собственного потребления этими же гражданами, но ни в коем случае не должна попадать в обращение на таможенную территорию Таможенного союза. Чтобы продать мясо на рынке, владельцам (гражданам) предлагалось производить убой животных на специальных бойнях, на которых в обязательном порядке должен проводиться послеубойный осмотр и Ветеринарно-санитарная экспертиза туш животных.
Всё это, безусловно, было негативно воспринято частью населения, которая занимается откормом скота в личных подворьях, получением молока и ведёт последующую продажу этих продуктов на рынке. Ситуацию сгладил наложенный мораторий. Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза" регламент вступил в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанными с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Тем не менее, до дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.
Так, что касается промышленного убоя животных, он должен производиться только в специально отведённых для этого местах, где соблюдаются гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска и имеются все необходимые условия для проведения полной санитарно-крупного рогатого скота с обязательным предубойным и послеубойным осмотром ветеринарного врача (статья 19 технического регламента).
Хотя Коллегия Евразийской экономической комиссии и предусмотрела переходный период (полтора года n время действия моратория), но, по словам начальника управления ветеринарии минсельхоза области Виктора Тихонова, это не освобождает производителей любой пищевой продукции от обязанности выполнять существующее законодательство (до его признания утратившим силу), которое уже сегодня диктует повышенные требования к контролю за качеством пищевых товаров.
На сегодняшний день не отменён даже такой документ, как «Ветеринарно-санитарные правила внутрихозяйственного убоя скота на мясо», утверждённый Минсельхозом СССР в 1971 году. Согласно этим правилам убой скота, принадлежащего гражданам, проживающим в населенных пунктах, расположенных в зоне деятельности боенских предприятий, должен производиться на этих предприятиях. Только в исключительных случаях разрешается убой скота на месте.
Во избежание ситуации, при которой производитель получает убыток, а посредник, наоборот, находится в более выигрышном положении, и для упорядочения работы управление ветеринарии составило рекомендации по организации подворного убоя скота. Рекомендации на переходный период предусматривают следующее:
1. Гражданин (собственник животного), которому необходимо произвести подворный убой заранее обращается с заявлением (письменно, по телефону, факсу, или интернету) на ветеринарный участок населенного пункта или в подведомственное Министерству сельского хозяйства Челябинской области учреждение ветеринарии, где в журнале по обращениям регистрируют всех обратившихся.
2. Ветеринарный врач по заявлению проверяет выполнение ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней, общих для человека и животных, заболеваний животных заразными и незаразными болезнями в процессе деятельности данного хозяйства (личного подворья).
3. Владелец животного перед убоем представляет ветеринарному врачу или ветеринарному фельдшеру животное для предубойного осмотра и получает разрешение для проведения убоя животного на мясо. Разрешение действительно не более двух суток со дня его выдачи. В случае просроченного разрешения убой животного запрещается.
4. Мясо и другие продукты убоя животных всех категорий хозяйств подлежат обязательной послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе, которую проводит ветеринарный врач.
5. После подворного убоя и ветеринарного осмотра мясо клеймят клеймом «Предварительный осмотр», в ветеринарном сопроводительном документе отмечается, что данная продукция требует проведения ветеринарно-санитарной экспертизы в полном объеме.
6.Начальники подведомственных Министерству сельского хозяйства Челябинской области учреждении ветеринарии ежемесячно представляют данные проведенного подворного убоя начальнику управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
В случае непредвиденных жизненных ситуаций, когда гражданину (собственнику животного), необходимо срочно произвести убой животных для реализации, решение принимается в индивидуальном порядке.
Благодаря такой работе за полуторагодовой период моратория управление ветеринарии надеется навести порядок в сложных вопросах работы с владельцами личных подворий.
Кроме того, в связи с необходимостью проведения полной ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов животного происхождения для обращения на рынке в соответствии с правилами, утвержденными Минсельхозом России, технический регламент обязывает вести государственную регистрацию производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения. К этой деятельности относятся: убой продуктивных животных и птицы, переработка (обработка) продуктов убоя продуктивных животных и птицы для производства (изготовления) пищевой продукции; прием сырого молока, сырых сливок и сырого обезжиренного молока и (или) их переработка (обработка) при производстве (изготовлении) молочной продукции; производство (изготовление) и переработка (обработка) яиц сельскохозяйственной птицы и продуктов их переработки; производство (изготовление) и переработка (обработка) продукции аквакультуры и улова водных биологических ресурсов (нерыбные объекты промысла), за исключением продукции растительного происхождения. Регистрация будет осуществляться после определения уполномоченного органа.
Так, все убойные пункты и бойни будут обследованы, и включены в специальный реестр, клеймение на которых будет признано для последующего обращения на рынке. На сегодняшний день разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается возложить полномочия по государственной регистрации производственных объектов, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения на Россельхознадзор.
Вдобавок ко всему внесены изменения в Кодекс об административных правонарушений, вступающие в силу с 1 августа 2013 года и предусматривающие ужесточение административных мер в отношении нарушения ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. Например, за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рубле, а перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Для разъяснения всех особенностей и изменений законодательства Минсельхоз проводит разъяснительную работу в муниципалитетах и сельских поселениях, организует два зональных семинара. Вся информация размещается на официальном сайте Минсельхоза www.chelagro.ru.

Похожие материалы
 
Рекомендуемые статьи