«Трёхполка» уходит?

«Трёхполка» уходит?

На вопросы корреспондента журнала "Крестьянин"отвечаетзаместитель министра сельского хозяйства Ростовской области, доктор сельско-хозяйственных наук А.Н. Землянов.

– Александр Николаевич, в прошлом году область получила почти 8 миллионов тонн зерновых. Основной составляющей вала стала пшеница. И объявленную осенью минсельхозом задачу – довести озимый клин до 2,4 млн гектаров – некоторые восприняли весьма настороженно, как курс на экстенсивный метод зернопроизводства.

– Речь не только о пшенице, мы говорим об озимых культурах в целом. Нынче, когда усиливается засушливость климата, опустынивание (а природу переделать невозможно), выход один – приспособить сельхозпроизводство к условиям, которые складываются на сегодняшний день. Осадки выпадают, как правило, в осенне-зимний и ранне-весенний периоды. К этому лучше приспособлены как раз озимые культуры. Они вегетируют до глубокой осени и рано весной, т. е. имеют возможность уходить от засухи, больше использовать запасы влаги. Конечно, все понимают, что количество озимых не беспредельно. Земледелие требует разумности. И главная беда тут в другом: за последние два десятилетия мы разрушили севооборот. У нас его нет – за редким исключением.

– В основном «трёхполка» процветает – колосовые (пшеница и ячмень), подсолнечник и пары...

– До позапрошлого года о севообороте никто даже не говорил. Обстоятельства заставили производить две-три культуры. Чрезмерные объёмы подсолнечника, пшеница, ячмень и так называемые пары – вот и всё. Речь можно было вести лишь об элементарном соблюдении чередования культур. Всё это привело к засилью сорняков, вредителей, болезней. А монокультура всегда требует увеличения доз минеральных удобрений и средств защиты растений, что, естественно, ведёт к удорожанию продукции.

– Специалисты знают, что грамотным севооборотом поддерживается плодородие почв, а борьба с сорняками, болезнями и вредителями должна вестись за счёт чередования культур. На сегодняшний год какую структуру посевных площадей оптимально надо иметь? Что минсельхоз рекомендует аграриям?

– Крестьяне уже сами убедились, что чрезмерное производство одной какой-либо продукции влечет за собой снижение цены на неё, и зачастую затраты не оправдываются. Они понимают, что надо расширять «ассортимент», чтобы поддерживать и цены на рынке, и плодородие на необходимом уровне, и нести меньше издержек.

Мы разработали структуру посевных площадей с учётом потребности земледелия, чтобы работать над сохранением, восстановлением плодородия, поднять валовые сборы, решить проблемы с разрастающейся эрозией почв. Чтобы структура утвердилась, надо 2-4 года. Концепцию разработки довели до районов, рассказали в прошлом году на занятиях, учёбе, совещаниях. Пришли к выводу: необходимо несколько сократить площадь паров – до 1,097 млн гектаров, что составит 18,9% от пашни.

Под урожай текущего года посеяно 2146,2 тысячи гектаров озимых (пшеница, ячмень, рожь, тритикале) – на 150 тысяч гектаров больше прошлогоднего. Считаем, что посевы озимых нужно довести до 2,4 млн гектаров. Если сегодня их 37,2% от площади пашни, то должно быть 41,5%. Почему именно такая цифра? Давайте оглянемся назад.

Раньше в Ростовской области было 550 тысяч гектаров многолетних трав. Покрытость пашни, которая уходила в зиму, составляла почти 3 миллиона гектаров. Сток воды в балки, речки, смыв почвы были значительно ниже, меньше водная эрозия, меньше потерь плодородия. Нынче резко сократилось животноводство. Распахали многолетние травы – их теперь чуть больше 100 тысяч гектаров. И у нас сегодня площадь пашни, открытой для водной, ветровой эрозии, на 700-800 тысяч гектаров больше прежнего. А в прошлом году, когда ветерок немножко подул, уже начало землю нести. Это я видел в Зерноградском, Песчанокопском районах. Поэтому расширением озимого клина преследуется более глубокая цель – сохранение плодородия.

– Что потянет за собой структурные изменения...

– Конечно. Под такое количество озимых нужны предшественники для того, чтобы построить севооборот. Что мы хотим? Нам нужно соединить потребности (стабильное производство 7,5-8 млн тонн зерновых), предшественники с экономикой хозяйств, которые хотят получать хорошую прибыль. В последние годы в связи с колебанием цен на зерно вся надежда связана с производством подсолнечника. Воевать с сельхозтоваропроизводителями бессмысленно, и никто не собирается. Мы подобрали, учитывая наши почвенно-климатические условия, другие масличные культуры. Пожалуйста, сейте, они экономически выгодны. Сегодня из районов поступили предложения на посев 1,010 млн гектаров масличных. Мы говорим: посейте больше – 1176,9 тысячи гектаров (это 20,3% от всей пашни), вам это необходимо, чтобы создать предшественники под озимые.

Но! По всем канонам необходимо сеять не более 10% подсолнечника от площади пашни – по области это 520-540 тысяч гектаров. Его должно быть одно поле в севообороте, а возвращать подсолнечник на прежнее место можно не раньше чем через 7-8 лет. На северо-западе и северо-востоке области уже есть понимание, что перенасыщение подсолнечником ни к чему хорошему не ведёт. Южная зона пока ещё приходит к этому, приазовская – сопротивляется: там выше плодородие, там есть холдинги, для которых не важно, что будет завтра.

– А вторую половину масличного клина какими культурами предполагается занять?

– Мы за последние годы апробировали на больших площадях лён масличный. В 2010 году убрали льна 38,6 тысячи гектаров, в 2011 годууже 134,5 тысячи гектаров, собрали 147,8 тысячи тонн семян. Во всех районах, кроме приазовской зоны, лён дал урожайность больше подсолнечника. И плюс к этому – прекрасный предшественник. Этой весной по заявкам хозяйства намерены посеять 200 тысяч гектаров льна. Мы считаем, что аграрии только выиграют, если расширят посевы его до 300 тысяч гектаров.

Вторая культура – озимый рапс (яровой менее перспективен, он попадает под засуху), великолепный предшественник для пшеницы. К тому же его хорошо разбирают – нарасхват из-под комбайнов. В прошлом году его было 35,2 тысячи гектаров, минувшей осенью посеяли уже в два с лишним раза больше – 78 тысяч гектаров. В перспективе можно и нужно ещё удвоить его посевы. Что касается экономики, и лён, и рапс были реализованы в среднем по 15 рублей. А подсолнечник в прошлом году стоил 9 рублей.

Кроме этого есть возможность выращивать на 50 тысячах гектаров сою, которая даже при урожайности 7-8 центнеров рентабельна. Для востока, северо-востока и северо-запада – в обязательном порядке горчица. Её нынче планируется разместить на 20-25 тысячах гектаров.

Возрождается кориандр. Пытаемся определиться с производством лекарственных трав – взамен многолетних. Пока идёт проработка вопроса.

– Касательно зерновых – кроме озимых, что ещё представляет интерес?

– Яровые не регламентируем, здесь широкий простор для инициативы. Единственное – мы ставим задачу на первом этапе довести площадь под зернобобовыми культурами до 3,1%, а дальше – до 5% от всей пашни. Пока этот показатель составляет всего лишь 2,2%. Нынешней весной оптимально было бы разместить горох и нут на 177 тысячах гектаров (заявлено пока 124,4 тыс. га – на 36 тысяч больше прошлогоднего). И двигаться дальше: зернобобовые – это и белок, и прекрасный предшественник.

Кукуруза на зерно в структуре посевных занимает сейчас практически оптимальную площадь – 213 тысяч гектаров. А с просом в прошлом году переборщили: большой валовый сбор (204 тысяч тонн) опустил начальную цену реализации его с 5 до 2,5 рубля. Просо достаточно сеять на 43-45 тысячах гектаров.

– Александр Николаевич, давайте коснёмся другого важного фактора сохранения плодородия – использования удобрений. По известным причинам поля сегодня не получают навоз. В хозяйствах практикуют разбрасывание измельчённых пожнивных остатков во время жатвы. Заменяет ли солома органику?

– На сегодняшний день это единственный способ возврата органики в почву. И его необходимо использовать максимальным образом. Эквивалент тут – один к пяти. То есть пять тонн соломы приравниваются к тонне навоза. И мне непонятна позиция агрономов, с позволения которых выжигают растительные остатки. Даже штрафы до 400 тысяч рублей на юридическое лицо не останавливают рукотворные пожары.

Этот агроприём вдвойне важен ещё и потому, что поля недополучают и минеральных удобрений. Тот объём питательных веществ, который выносится с урожаем, возмещается за счёт туков только наполовину. Темпы удорожания минеральных удобрений таковы, что последние становятся не по карману сельхозтоваропроизводителю. Сейчас особый дефицит почвы испытывают в фосфоре, 68% посевов озимых имеют низкую обеспеченность этим питательным веществом. Не случайно поэтому в областном бюджете поддержка на приобретение и внесение фосфорсодержащих удобрений выделена отдельной строкой, на это предусмотрено 125 миллионов рублей. За каждую тонну компенсируется 5 тысяч рублей.

Растениеводство – не та отрасль, где можно добиться сиюминутных результатов. Это непрерывный процесс: с закладкой текущего урожая нужно думать уже о следующем.

Зерновой портал Центрального Черноземья