С.Андреев, глава BASF в России, о работе немецкого концерна в РФ и перспективах

Сергей Андреев, глава BASF в России и СНГ, генеральный директор ООО «БАСФ», рассказал в своем интервью изданию РБК Dailyо том, как строится работа немецкого концерна в России и каковы перспективы дальнейшего сотрудничества немецких и российских химиков.
– BASF успешно работает во всех направлениях, связанных с сельским хозяйством и животноводством. Насколько продукция BASF востребована в России?
– Нам кажется, что востребована. Во-первых, это одно из самых больших направлений в нашем бизнесе в России, в сельскохозяйственном секторе мы концентрируемся на средствах защиты растений. Наша компания ежегодно тратит примерно €1,7–1,8 млрд на научные исследования и разработки. При этом значительная часть этой суммы рассчитана именно на создание инноваций для сельского хозяйства.

Говоря о сельском хозяйстве, нельзя забывать, что от поля или элеватора до прилавка магазина продукт проходит по целой цепочке создания добавленной стоимости. И у нас есть ряд продуктов, востребованных по всей этой цепочке. Это средства защиты растений, различные витамины, пищевые добавки, катализаторы. Над всем этим работает большая команда, и, пожалуй, нет сегодня региона, где мы не были бы представлены: Черноземье, Краснодарский край, Сибирь, Дальний Восток. Такая география позволяет тесно работать и с фермерами, и с колхозами, и с агрохолдингами. При этом мы уделяем большое внимание технической поддержке и в собственных восьми агроцентрах на своем опыте показываем заказчикам, как работают технологии BASF, сравниваем их. В агроцентрах налажено реальное сельхозпроизводство – мы сеем, жнем, собираем урожай. Мы регулярно проводим мероприятия «Дни поля», в рамках которых демонстрируем опытные поля с посевами гибридов, выращиваемых по технологии BASF. По сути, основная задача этих инициатив – показать, как можно производить сельхозпродукцию в современных условиях и каких результатов можно достичь.

– Можно ли сегодня говорить о развитии сельского хозяйства в России? Такое впечатление, что отрасли, связанные с выпуском продуктов питания, становятся все более экспортноориентированными.
– Конечно же, мы видим позитивное развитие и мне кажется, что за последнее время Россия в сельском хозяйстве прошла огромный путь. Мы все знаем, что в советский период страна не могла удовлетворить собственные потребности, например в зерне. Сейчас Россия обеспечивает себя зерном даже с избытком и почти полностью покрывает потребности в свиноводстве и птицеводстве. Однако это не просто увеличение производства. Сегодня есть большой интерес к новым технологиям. Это касается и семян, и современных гибридов, и средств защиты растений. Когда мы поставляем заказчикам систему обработки растений, то не просто передаем канистру с продукцией, а даем четкую информацию, инструкции, рекомендации, консультации. Такой подход зачастую позволяет заказчикам, например, использовать земли, которые долгое время простаивали. Подобными технологиями уже пользуются такие крупные многопрофильные агрохолдинги, как «Малино», «Агро Инвест», «РусМолоко». Вся наша деятельность направлена на развитие устойчивого сельского хозяйства, в основе которого лежит гарантированное производство высоких урожаев сельскохозяйственных культур заданного качества. Поэтому у нас здесь, с моей точки зрения, большие возможности для развития...
– Что будет предпринимать BASF, если в нынешних условиях стагнации столкнется со снижением спроса на свою продукцию?
– В 2012 году мы приняли субрегиональную стратегию до 2020 года и сформулировали четыре основных принципа развития компании: расширение присутствия на рынке, локализация, создание лучшей команды в отрасли и оптимизация процессов внутри самой компании. Оборот BASF в России в 2013 году составил €1,42 млрд, включая нефтегазовые проекты. По сравнению с 2008 годом мы планируем практически удвоить нашу долю на рынке до 2020 года.

Фокус нашей долговременной стратегии – это модернизация. Если мы говорим о развитии химического производства, развитии производства пластиков, я уверен, что в самое ближайшее время Россия сможет в значительной степени обеспечить свои потребности во всех основных пластиках. О сельском хозяйстве мы уже упомянули. Все эти отрасли промышленности дают возможность и для продвижения химии.

Кроме модернизации, спрос на нашу продукцию поддерживает и потребление. Это касается и сельскохозяйственной продукции, и автомобильной промышленности, и строительства. Здесь также большой потенциал роста...
– А европейские санкции как-то могут ухудшить положение BASF в России?
– На сегодняшний день мы прямого эффекта от введения санкций не видим, потому что не поставляем продукцию для оборонных нужд, не занимаемся бурением в Арктике, не финансируем банки. Поэтому мы работаем в обычном режиме, и наши заказчики и партнеры могут на нас рассчитывать. Очень бы не хотелось, чтобы вот этот обмен санкциями превратился в раскручивающуюся спираль. Но надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает.
Зерновой портал Центрального Черноземья