Россия, вступив в ВТО, увеличила импорт ряда продуктов питания

Россия должна стремиться к тому, чтобы поставлять за рубеж не только зерно, но и готовую продовольственную продукцию. Об этом заявил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.
По его словам, зарубежного потребителя могла бы заинтересоватьроссийская колбаса или макароны. Эксперты между тем не видят предпосылок для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, пишет корреспондент «Новых Известий» в сегодняшнем номере. Во-первых, после вступления в ВТО Россия только увеличила импорт ряда продовольственных товаров. Во-вторых, экспортировать готовую продукцию невыгодно. В-третьих, желающих приобретать российские макароны до сих пор не объявилось.
Своими идеями министр Николай Федоров поделился во время выступления на ТВ. «Нам хорошо бы уже начинать гордиться не экспортом зерна, а экспортом муки, – заявил он. – Мы должны претендовать на то, чтобы продавать, в конечном счете, уже продукцию сельскохозяйственную с высокой добавленной стоимостью. Лучше всего продавать колбасные изделия, макаронные изделия. Вот тогда мы будем действительно игроками мирового класса».
Эта идея родилась у г-на Федорова не на пустом месте. Не так давно президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев поставили, как это сейчас принято, на ближайшую пятилетку следующую задачу: обеспечить независимость России по всем видам продовольствия, а затем стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Министр сельского хозяйства считает, что положительные сдвиги в этом направлении уже есть: в 2012 году вырос объем экспортных поставок мяса, птицы, зерна и риса. Г-н Федоров также напомнил, что с 2013-го по 2020 год в России начала действовать очередная государственная программа развития сельского хозяйства, согласно которой крестьянам будет выдаваться из федерального бюджета около 200 млрд руб. в год.
Экспертов планы Минсельхоза сильно удивили. Во-первых, экспорт готовой продукции экономически менее выгоден, нежели поставки сырья. «Обычно экспортируется именно сырье, то есть пшеница и мясо, а не макароны и колбаса, – сказал «НИ» аналитик Экономической экспертной группы Илья Прилепский. – С точки зрения расходов дешевле поставлять сырье и производить готовую продукцию на месте. Макароны и колбаса почти везде производятся на месте, только в сегменте премиум-класса имеет место импорт». Во-вторых, доля экспорта, как и доля импорта колбасных изделий, в товарообороте России в 2012 году была сравнительно невелика и составляла 2,1% от объема рынка. Но что самое интересное, после вступления в ВТО Россия стала активней ввозить колбасу из-за рубежа. Так, в 2012 году за 4 месяца реального членства России в ВТО (сентябрь – декабрь) было импортировано в три раза больше колбасных изделий, чем экспортировано, в то время как раньше импорт и экспорт были примерно на одном уровне. Что касается макаронных изделий, то их экспорт почти не осуществляется. Объемы импорта макарон средней и низшей ценовых категорий, то есть упакованных макарон из мягкой муки и весовых макарон из хлебопекарной муки, занимают порядка 5–7% всей макаронной продукции. Главный поставщик зарубежных макарон – Италия.
Если отвлечься от колбасы и вернуться к теме импорта, то ни для кого не секрет, за счет какого продукта живет Россия. В январе-феврале внешнеторговый оборот РФ составил, по данным Банка России, 128,3 млрд. долларов, в том числе экспорт – 81 млрд. долларов, импорт – 47,3 млрд. долларов. Большую часть прибыли принесли России экспорт нефти (28 млрд. долларов) и газа (12 млрд. долларов). Также страна отправляет за рубеж цветные и черные металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продукцию химической промышленности, каучук, древесину и целлюлозно-бумажные изделия. Что касается продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, то на экспорт отправляются в основном пшеница, ячмень, кукуруза, рис, мука и семена подсолнечника. В то же время Россия активно импортирует мясо, рыбу, молоко, сливочное масло, сыры и творог, овощи и фрукты.
В начале 2010 года в РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая предусматривает уровень самообеспечения страны зерном и картофелем в пределах 95%, молоком и молочными продуктами – на 90%, мясом и мясопродуктами – на 85%, рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом – на 80%. Россия уже достигает показателей доктрины по зерну, картофелю, сахару и некоторым другим продуктам, например по мясу птицы, но в то же время пока завозит в значительных объемах другие виды мяса, молочную продукцию.
«Если ставить цель повысить роль нашей страны на мировых сельхозрынках, то только как производителя сырья, поскольку во всем мире объем этих рынков в разы выше, чем объем рынков готовой продукции, – говорит Илья Прилепский. – Кроме того, разговоры о продовольственной независимости слишком уж общие. Любая страна, даже с очень развитым сельскохозяйственным сектором, все равно активно импортирует. Те же США».
Зерновой портал Центрального Черноземья