Разделы сайта
гуси, разведение гусей, содержание гусей Разведение кур, содержание кур, откорм бройлеров Разведение уток. Содержание уток. Разведение крупного рогатого скота. Содержание крупного рогатого скота Разведение лошадей. Содержание лошадей Разведение коз. Содержание коз Овцеводство. Содержание овец. Разведение овец. Свиноводство. Разведение свиней. Содержание свиней. Откорм свиней.

Регионы Черноземья вынуждены сокращать бюджеты на 2023 год

Большинство регионов Черноземья завершают подготовку главных финансовых документов на следующий год. На фоне спецоперации и санкций они сталкиваются с сокращением доходов (-15% в Белгородской области) и ростом дефицита (в четыре раза в Орловской). В результате под секвестр могут попасть и расходные статьи, обеспечивающие социальные программы. Эксперты отмечают, что в этих условиях власти будут «стараться по максимуму увеличить поступления платежей от бизнеса», но считают это труднодостижимым в сегодняшней конъюнктуре, пишет «Коммерсантъ-Черноземье».
Бюджет Белгородской области на 2023 год, принятый пока в первом чтении, предполагает наиболее существенное в Черноземье снижение расходных статей — более чем на 15%. Они оцениваются в 132,6 млрд руб., тогда как бюджет на 2022-й принимался в первом чтении с рекордными для региона расходами в 156,8 млрд руб. При этом в прогнозе на 2024-й год (бюджет верстается с заделом на трехлетний период) запланирован еще меньший объем расходов, чем на 2023-й,— 130,1 млрд руб.
Доходы планируются на 13% меньше по сравнению с 2022-м — снижение со 133,2 до 115,8 млрд руб. Из них собственные налоговые и неналоговые доходы региона планируются в 102,2 млрд руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета могут составить 13,6 млрд руб. При этом регион смог сократить и планируемый дефицит. Если на 2022-й он оценивался на этапе принятия бюджета в наибольшую за последние годы сумму в 23,6 млн руб., то на 2023-й — в 16,9 млрд руб. (на 28% меньше). Региональные власти на общественных слушаниях признали, что покрывать дефицит придется в том числе «привлечением заимствований».
Руководитель департамента доходов бюджета и долговой политики регионального министерства финансов Александр Шабанов ранее пояснял, что в течение года из-за «резкого сокращения металлургическими организациями платежей по налогу на прибыль к середине года и их полного отсутствия во втором полугодии» поступления от ключевой для региона отрасли (с предприятиями НЛМК, «Металлоинвеста» и «Северстали») уже сократились более чем на 60%. Бюджет на 2023-й власти верстают уже исходя из «негативной ситуации» с доходами от металлургии.
Совет депутатов Липецкой области накануне принял бюджет-2023 сразу в двух чтениях с более чем двукратным ростом дефицита по сравнению с планами на 2022 год (с 7,2 до 22,2 млрд руб.). Доходные статьи снизились лишь немного (с 73,3 до 72,8 млрд руб.), но оценка расходов увеличилась сразу на 18%, с 80,5 до 95,1 млрд руб. Власти рассчитывают, что большую часть дефицита удастся покрыть «переходящими остатками на счетах» в 21 млрд руб.
Собственные налоговые и неналоговые доходы региональной казны ожидаются на уровне 55 млрд руб. В структуре этих доходов четыре основных источника: налог на прибыль — 33%, НДФЛ — 29%, акцизы — 17%, налог на имущество —11%. Остальные порядка 18 млрд руб.— поступления из госбюджета и федеральных фондов. В правительстве области отмечали, что разрабатывают бюджет из «прогноза социально-экономического развития, предполагающего постепенную адаптацию экономики к новым условиям». Речь, в частности, о сокращении ожидаемых поступлений налога на прибыль организаций с 25,3 до 18 млрд руб.
Бюджет Курской области на 2023-й был утвержден только в первом чтении. Он пока выглядит более благополучным, чем в соседних регионах, хотя и может неоднократно корректироваться по фактическому исполнению в течение следующего года. В показатели главного финансового документа не заложен рост дефицита или сокращение доходов. Расходы, как планируется, вырастут в сравнении с проектом 2022 года на 12%, с 76,5 до 85,5 млрд руб. Доходы ожидаются с ростом на 17% (с 64,7 до 76 млрд руб.). Дефицит, соответственно, составит 9,5 вместо 11,8 млрд руб. и сократится на 19%.
Бюджет Воронежской области на 2023 год был принят в первом чтении с ростом доходов и расходов при трехкратном увеличении дефицита. Расходы ожидаются в 170,6 млрд руб., что на 18% больше первоначального плана на 2022-й в 144,5 млрд руб. Традиционно эта часть несколько раз пересчитывается в сторону увеличения в течение следующего года. Доходы планируются на уровне 156,7 млрд руб., это на 11% больше, чем прошлогодние прогнозы в 141,2 млрд руб. Дефицит, соответственно, может составить почти 14 млрд руб. вместо 3,3 годом ранее. В облдуме по итогам первого чтения заявили, что «дефицит бюджета является техническим и имеет гарантированное финансирование».
Заксобрание Орловской области накануне приняло во втором чтении бюджет региона на 2023 год с ростом дефицита в четыре раза — с 501,4 млн руб. примерно до 2 млрд руб. Подрасти, как планируют власти, должны и расходы — на 14% с 46,6 до 53,3 млрд руб. Доходы прогнозируются на уровне 51,3 млрд руб. с ростом на 1% к прошлогоднему плану в 46,1 млрд руб.
Власти Тамбовской области в планах на 2023 год отказались от намерений сделать бюджет бездефицитным, каким он первоначально принимался и на 2022-й, и на 2021-й годы. Объем расходов в главном финансовом документе региона по итогам рассмотрения в первом чтении заявлен в 63,2 млрд руб. (на 12% больше прошлогоднего показателя в 56,2 млрд руб.), доходы оцениваются в 61,7 млрд руб. (на 10% больше), дефицит — 1,5 млрд руб.
Налоговый эксперт, бывший глава управления ФНС по Воронежской области Сергей Дуканов считает, что в конъюнктуре 2023 года власти регионов Черноземья «будут использовать все возможности, чтобы получить от местного бизнеса максимум платежей в бюджеты». «Другое дело, что у этих инициатив будет немного шансов на успех. Налогооблагаемая база бизнеса без сопоставимого с запросами бюджетов роста экономики останется одной и той же»,— заметил господин Дуканов.
Он полагает, что одним из факторов роста дефицитов региональных бюджетов в следующем году станет сокращение федеральной поддержки: «Федеральный бюджет и в 2023-м, и в 2024 годах будет ощутимо дефицитным. Регионам в этих условиях придется прибегать к заимствованиям — в том числе у населения через облигации и у банков путем кредитования. Однако и эти ресурсы крайне ограничены».
«В условиях сокращения доходов и роста дефицита бюджетов властям Черноземья стоит сосредоточиться на эффективности и прозрачности использования имеющихся ресурсов»,— заключил эксперт.
Зерновой портал Центрального Черноземья

Сохранить материал к себе
Рекомендуемые статьи