Проект «Богатая сельская школа». История зарождения идеи в Еловском районе

В Еловском районе Пермского края реализуется проект «Богатая сельская школа».
Инициатор проекта - заведующая отделом образования администрации Еловского района Татьяна Петровна Софронова рассказывает о возникновении идеи. Текст подготовлен специально для Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Весна 2013 г.
На должность заведующего Еловским районным отделом образования я заступила в конце 2012 года. Вникать в работу пришлось быстро, без раскачек. За огромным потоком бумажной работы все пыталась уловить суть того, чем занимаюсь.
В районе осталось всего три средних школы, шесть основных, одна коррекционная и детские садики. В общем-то, по всем школьным показателям мы работали неплохо. На ЕГЭ есть высокие результаты, бюджетные места в ВУЗах. Девятиклассники не блещут, конечно, но аттестаты все же получают. И уезжают, уезжают, уезжают.
Родители говорят: «Учись, а то будешь на ферме коровам хвосты крутить!» Учительница во втором классе мотивирует: «Будешь старательно учиться n сможешь на хорошую работу в городе устроиться. Купишь квартиру, машину!» И работают наши школы на эвакуацию детей в город.
Кое-кто возвращается, конечно. Благо, для учителей, врачей и культработников есть разные виды государственной поддержки: подъемные молодым специалистам, служебное жилье, ежемесячные доплаты в первые годы работы. А вот что делать тем, у кого стартовых возможностей было немного? Кому родители не помогали учиться, не дал Бог больших способностей. Ну, хоть они-то бы жили на селе! Нет. И они в город едут. Работают там грузчиками, автомойщиками, разнорабочими. Мыкаются по съемным углам. Спиваются. Ну, или в деревне спиваются от безделья.
Прочитала по случаю концепцию целевой программы «Семья и дети Пермского края». Одна фраза меня просто поразила: «Особенностью Пермского края является преобладание в структуре доходов семей доли социальных трансфертов над долей заработной платы, что ведет к развитию иждивенческой позиции. Доля заработной платы в структуре денежных доходов в крае составила в 2011 г. n 32,9 %, в РФ - 65,9 %». Только третья часть живет на зарплату! Остальной народ n на пенсии, пособия по безработице, детские пособия и проч.
Такая вот тоскаh
Лето 2013 г.
Наконец-то пришла статистика. В районе осталось девять с половиной тысяч жителей. Почти треть из них n пенсионеры.
Ждали на работу девушку, нашу выпускницу. Окончила пед.университет с красным дипломом. Предлагали жилье, неплохую зарплату. Сказала, что не хочет в деревню. Устроилась продавцом платьев в пермский магазин. Почему так?
Может, мы мало говорим с молодежью о ценностном содержании жизни?
У учителя (если, конечно, он к себе серьезно относится) в руках - будущее нации. В прямом смысле. Кому еще даны такие возможности влияния на людей? Воспитывать, учить, закладывать в душу ребенка самые важные истины n разве эта работа может сравниться по значимости с торговлей платьями?
А вот еще одна исполненная смысла профессия. Дед мой был колхозным механизатором. Каких только наград у него не было за самоотверженный труд! Как-то по весне зашел к нам во двор в старой жилетке, а у него сквозь карман пшеница проросла. Нежно-зеленые стрелочкиh После посевной ему покоя не было. В вечерних сумерках ходил по полям, смотрел, как они начинают зеленеть. Всей душой радовался этому. А в уборочную сиял, как начищенный пятак, когда погода стояла, и зерно текло золотой рекой из комбайна в кузов самосвала. Он хозяином чувствовал себя на земле.
Кем чувствует себя офис-менеджер с высшим образованием, задерганный звонками и заваленный бумагами? В его жизни больше смысла и счастья, чем у деда? А здоровья?
Почему сельские учителя перестали воспитывать в детях ответственность за свою малую родину? Потому что после тотального развала колхозов 90-х гг. стало очень трудно на ней выживать? А какой же родитель пожелает своему чаду трудной жизни?!
Лев Толстой был умным. Он говорил: «Все хорошее - трудно!»
Легкие пути далеко не всегда верные.