Перспективы развития органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации

В рамках 15-й Российской агропромышленной выставки «Золотая осень n 2013» состоялась научно-практическая конференция «Перспективы развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в России».
Организаторы: Минсельхоз России, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Московская Торгово-промышленная палата, Союз органического земледелия, ОАО «ГАО ВВЦ».
В конференции участвовали представители Минсельхоза России, органов управления АПК субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, научных организаций и агробизнеса, сельхозтоваропроизводители.
Ведущий Анатолий Анатольевич Вельматов, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России выступил с приветствием в адрес участников конференции от Минсельхоза России и кратко изложил позицию Минсельхоза России по обсуждаемой теме.
В Российской Федерации, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность провозглашена одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета n повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования им высоких стандартов жизнеобеспечения. В этой связи решение вопроса снабжения населения качественными и безопасными продуктами питания является условием реализации и защиты прав граждан, установленных статьей 41 Конституции Российской Федерации. Устойчивой моделью аграрной отрасли является ведение органического сельского хозяйства производящего экологически чистую и безопасную для здоровья человека продукцию.
В настоящее время рынок органической продукции в России функционирует стихийно, а единственным нормативным правовым документом в области органического сельского хозяйства является ведомственный нормативный правовой акт Минздрава России - Санитарные правила (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36 «О введении в действие Санитарных правил»), в которые в 2008 году был включен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам».
Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства, маркировки и транспортировки органической продукции, а также система контроля соответствия продукции установленным требованиям в России отсутствуют.
Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации органическое сельское хозяйство развивается в условиях нормативно-правового вакуума, негативные последствия которого можно констатировать уже сегодня:
1. Неконтролируемый и ничем неограниченный доступ на российский рынок (особенно после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)) продукции из стран Европейского Союза (ЕС), США, Индии, Китая и др. стран, произведенной в соответствии с различными требованиями и стандартами, установленными для органической продукции государствами n экспортерами. При этом единых международных нормативных правовых актов, регулирующих производство и сертификацию продукции органического сельского хозяйства обязательных к применению, не существует. Такая ситуация ставит под сомнение возможность обеспечения продовольственной безопасности России и защиты российского рынка сельскохозяйственной продукции от иностранной экспансии;
2. Отсутствие возможностей у России выступать на международном рынке органической продукции в роли полноценного участника. Поскольку в России не разработан нормативно-правовой акт, эквивалентный по юридической силе аналогичному законодательному акту ЕС, Россия может экспортировать свою органическую продукцию в страны ЕС исключительно при соблюдении требований, установленных законодательством ЕС.
3. Низкая конкурентоспособность российских производителей органической сельскохозяйственной продукции.
4. Отсутствие механизмов защиты интересов потребителей от недобросовестных сельскохозяйственных товаропроизводителей, открывает ничем не ограниченную возможность производителей маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и пр. При этом производители не несут перед потребителем каких-либо дополнительных обязательств или ответственности, чем многие успешно пользуются для получения конкурентных преимуществ на рынке и более высоких прибылей.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в России полноценного правового поля, регулирующего функционирование рынка органической продукции.
Поэтому среди основных вопросов, обсуждаемых на конференции, стали проблемы и перспективы развития рынка органических (био) продуктов в России; ожидаемые результаты от принятия нормативно-правовой базы в сфере органической сельского хозяйства; гармонизация нормативно-правовой базы с мировым рынком органической продукции; продвижение отечественной органической продукции на зарубежных рынках; формирование рынка органический продукции в условиях регионального развития; концепция системы контроля качества органической сельскохозяйственной продукции в крупных городах; интеграция рыночных механизмов регулирования отрасли органической сельскохозяйственной продукции; рентабельность производства органической сельскохозяйственной продукции в российских условиях, производство сельскохозяйственной продукции с высокими требованиями к качеству как основа конкурентоспособности в условиях ВТО, а также развитие и перспективы торговых отношений между Россией и Германией в сфере производства органической сельскохозяйственнной продукции и другие.
Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники конференции приняли решения:
1. Одобрить развитие производства органической сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации как одного из ведущих факторов обеспечения продовольственной безопасности страны, увеличения занятости населения, стимулирования потребительского спроса и экспортного потенциала.
2. Рекомендовать:
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность государственной поддержки развития производства органической продукции посредством софинансирования предприятий - производителей органической сельскохозяйственной продукции из федерального бюджета через бюджеты регионов.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
внести проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» в Правительство Российской Федерации в установленные сроки;
разработать отраслевой технический регламент на производство органической сельскохозяйственной продукции;
создать постоянно действующую рабочую группу по развитию производства органической сельскохозяйственной продукции в регионах.

Рекомендуемые статьи