Очередной шаг к порядку

Одной из главных проблем в обеспечении пищевой и биологической безопасности страны, которые необходимо в ближайшее время решить не только в рамках Российской Федерации, но и на всей территории Таможенного Союза, является обеспечение сквозной прослеживаемости всей животноводческой продукции.

Введение такой системы, которая уже разработана и успешно функционирует в зарубежных странах, способно дать множество положительных эффектов в самых различных областях.

В частности, речь идет об улучшении конкурентной среды для развития бизнеса, связанного с содержанием животных, оборотом продукции животного происхождения. Система прослеживаемости дает конкурентные преимущества легальному бизнесу – бизнесу, который строится «по-белому», с выполнением всех требований по обеспечению безопасности. В настоящее время либерализация требований и порядка работы надзорных органов не привела одновременно к усилению ответственности бизнеса. Наоборот, спровоцировала ситуацию, когда законопослушный и ответственный бизнес проигрывает в ценовом соревновании теневому, поскольку последний использует небезопасное (следовательно, более дешевое) сырье и не выполняет необходимых мероприятий по контролю и обеспечению безопасности. При этом у нас отсутствует запрет, как допустим в США, на право продолжения такого бизнеса, в случае выявления нарушений.

Система прослеживаемости - сильнейшее антикоррупционное средство и средство повышения уровня предупреждения противоправных действий в области ветеринарного контроля и надзора. В настоящее же время единственным средством проверки легальности происхождения сырья и продукции является анализ ветеринарных сопроводительных документов. Причем этот анализ крайне затруднен некоторыми действующими нормативными правовыми актами, ограничивающими кратность проверок и другие функции надзорных органов. Кроме того, такая работа очень затратна в смысле расходования рабочего времени и, следовательно, финансовых ресурсов, которыми, кстати говоря, надзорные органы обеспечены очень слабо. В ходе такого анализа нужно «поднимать» массу документов (исполненных на бумажных носителях) в различных регионах страны, проводить их сличение и так по цепочке, шаг за шагом проверять легальность получения и происхождения сырья и продукции. Понятно, что при озвученной системе контроля проверки будут крайне редкими и сравнительно неэффективными. Даже обнаружив проблемы в цепочке ветеринарных сертификатов (от первого сертификата на данное животное до последнего сертификата на полученную от него продукцию, и наоборот), зачастую не удается установить, кто совершил правонарушение. А правом проведения следственных действий сотрудники ветнадзора не обладают.

Внедрение системы отслеживания стоит, в первую очередь, расценивать как улучшение уровня обеспечения биологической безопасности животноводческого сырья и продукции.

Одним из частных результатов внедрения системы является возможность навести порядок на рынках, где производится реализация продукции животного происхождения. Другим частным результатом является возможность создания эффективно действующего механизма отзыва небезопасной продукции с потребительского рынка.

Россельхознадзор в сотрудничестве с ветеринарными службами некоторых субъектов Российской Федерации, лабораториями и институтами в течение нескольких лет работает над созданием материально-технической и технологической базы для внедрения такой системы прослеживаемости. В настоящее время уже созданы, апробированы и внедрены в опытно-экспериментальном порядке несколько информационных программных комплексов, зарегистрированные в качестве государственных информационных систем. Это «Аргус», «Меркурий» и «Веста», которые как раз и являются материальной основой системы прослеживаемости.

Наиболее широко из них известен программный комплекс «Аргус», поскольку одной из его функций является поддержание системы выдачи разрешений на ввоз и вывоз поднадзорных госветнадзору грузов. Главной же функцией является то, что для всех заинтересованных должностных лиц и собственников (как членов бизнес-сообщества, так и граждан, ввозящих и вывозящих принадлежащих им животных, корма и т.д.) «Аргус» создал возможность в режиме реального времени «видеть» и, соответственно, контролировать все(в лице заинтересованных должностных лиц)товарно-транспортные потоки, пересекающие границы России, либо  их часть(члены бизнес-сообщества и граждане), к которой они имеют отношение.

Менее известна система «Веста», основной функцией которой является поддержка лабораторного ветеринарного комплекса. В этой системе все подведомственные Россельхознадзору ветеринарные и не только лаборатории в режиме реального времени оформляют приемку на исследование, протоколирование исследования и оформление его результатов. Таким образом, в любой момент времени известно где, сколько и каких исследований проведено, проводится, какие пробы и на какие показатели исследуются и т.д. и т.п.

Причем «Веста» (равно как «Аргус» и «Меркурий») имеет модули автоматической отчетности. Но не просто раз и навсегда заданной конфигурации, а конструктор отчетов, позволяющий формировать их за любой период времени, в отношении любого - ограниченного или неограниченного - круга товаров, собственников, производителей, владельцев и т.д. и т.п.

Центральным же звеном будущей системы прослеживаемости является программный комплекс «Меркурий». Его основная функция - поддержание внутренней электронной сертификации всех типов грузов.

«Внутри» Меркурия каждый последующий сертификат связан с предыдущим (или с предыдущими, если их было несколько) и последующими. Меркурий «общается» как с Аргусом, т.е. он «знает», откуда этот груз или сырье для его производства ввезены (если сырье или продукция импортированы в Россию), так и с Вестой, т.е. он «знает», на что и с какими показателями он (оно) исследовано. Причем «знает» по всей цепочке – от животного до готовой продукции. Вот это и есть система прослеживаемости ПОЧТИ в полном объеме. Почти, потому что в розничной сети эти грузы уже не подконтрольны госветнадзору.

Говоря о «Меркурии», мы говорим «знает», а не «будет знать», «поддерживает», а не «будет поддерживать». Говорим в настоящем времени, потому как это уже не планы на будущее, а реальность. Реальность, созданная сотрудничеством Россельхознадзора и Комитета Ветеринарии г.Москвы. Здесь, в столице разработанная система успешно апробированна. Сам же Россельхознадзор эти возможности использует уже не первый год в масштабах всей Российской Федерации.

Тем не менее, идеальное функционирование системы сегодня ограничено существенным отставанием процесса создания новых норм от технологического развития ветеринарного надзора. В современном законодательстве указано, что ветеринарные сертификаты должны оформляться на бланках (т.е. в виде бумажной копии), а про их оформление в электронном виде там не сказано ни слова. Поэтому, не смотря на то, что технически Москва уже готова перейти на электронную сертификацию в полном объеме, сотрудникам московской госветслужбы приходится оформлять ветсертификаты и в «Меркурии» (в электронном виде), и на бумаге. Тем самым тратить на эту работу дополнительные ресурсы, а они не маленькие: только закупка бланков ветсертификатов обходится бюджету города примерно в 80 миллионов рублей ежегодно.

Интересно отметить, что несмотря на совершенно новый уровень обеспечения безопасности, несмотря на доступность всех данных в каждый момент времени, затраты труда, времени и средств на поддержание этой системы по сравнению с действующей существенно уменьшились.

Мы уже отметили, что в новой системе контролировать легитимность выдачи сертификата значительно проще технически. Для того, чтобы показать это, достаточно всего трех иллюстраций. На первой – показана бумажная копия электронного сертификата, сделанного в «Меркурии». На выноске в увеличенном виде показан баркод (поле с точечками). Наведя на это поле, например, камеру мобильного телефона, имеющего программу распознавания баркодов (их сейчас множество, в том числе, бесплатных) мы увидим на экране не только само изображение, но и закодированную в ней веб-гиперссылку с адресом в базе данных «Меркурия» именно этого сертификата.

  

Теперь инспектору (или покупателю груза, или сотруднику МВД и т.д.) достаточно указать эту ссылку, и через 1-2 секунды он увидит на экране оригинал электронного сертификата, который содержится в базе данных «Меркурия». Так, всего за секунды он сможет в Москве проверить подлинность сертификата, выданного, например, в Хабаровском крае. Кроме того, в оригинале документа имеются гиперссылки на связанные сертификаты и иные документы, например, на разрешение на ввоз, оригинал которого храниться в «Аргусе». Таким образом, мы можем, не сходя с места, проверить всю цепочку ветеринарной сертификации даже тогда, когда она берет свое начало, например, в Бразилии.

Только с таким подходом можно сделать еще один шаг к порядку. К порядку на рынках, в производстве, в торговле. Только так мы сможем переломить ситуацию с контролем распространения заразных болезней животных. Например, африканской чумы свиней. При такой системе можно быстро и четко проверить, откуда в регион пришла туша или кусок сала.

Рассказав в подробностях о наших успехах в виде новых возможностей, которыми мы теперь обладаем, мы хотим призвать все государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации и силовые ведомства к работе с этой системой, внедрению ее у себя. Присоединяйтесь к нам, коллеги. Только работая вместе, мы действительно сможем существенно изменить ситуацию с обеспечением биологической и пищевой безопасности в стране.

 

 Руководитель Россельхознадзора С.А. Данкверт

 

 Председатель Комитета Ветеринарии города Москвы А.Н. Туник

Версия для печати

 

Поделиться в Моем Мире  Добавить в Twitter   Поделиться в Facebook Опубликовать в своем блоге livejournal.com  Сохранить закладку в Google  Забобрить  Поделиться ВКонтакте

Похожие материалы